"Формула-1": подмоченная победа Brawn GP
Очередной этап гонки, проходивший в Малайзии, не был доведен до конца из-за тропического дождя. Триумфаторы прошлой гонки - Brawn GP – жаловались на проблемы с настройками, но успешно их преодолели
Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU - Гран-при Малайзии, прошедший в минувшие выходные на трассе Сепанг, завершился досрочно из-за капризов тропической природы. Вторую победу подряд завоевал пилот команды Brawn GP Дженсон Баттон.
Опять двойка!
Неделя со времени первой гонки сезона прошла в мире "Формулы-1" крайне насыщенно. В центре скандала вновь оказалась команда McLaren. На финише австралийской гонки пилот Toyota Ярно Трулли был уличен в обгоне машины Льюиса Хэмилтона (McLaren), что строжайше запрещено правилами. Рассмотрев инцидент, судьи прибавили к итоговому времени итальянца 25 секунд, что отбросило его с третьего на 12-е место. Таким образом, "бронза" перешла к Хэмилтону. Инцидент, вроде бы, был исчерпан, но вскоре выяснилось, что не все так однозначно. Выяснилось, что двигаясь третьим за пейс-каром, Трулли ошибся и вылетел с трассы на траву – Хэмилтону ничего не оставалось делать, как проехать его. Ярно смог вернуться вслед за британцем и обогнать его, вновь выйдя на третье место. За это итальянца и наказали. В чем же дело? Причиной возобновления разбирательств по этому вопросу стало… интервью Хэмилтона, которое тот дал до совещания у судей. Журналистам чемпион мира преспокойно рассказал, что не Ярно его обгонял, а он пропустил Toyota вперед по приказу руководства команды. А вот в разговоре с судьями Льюис скромно об этой мелочи умолчал. Получалось, что не Трулли обгонял, а Хэмилтон пропускал. Выставленные дураками судьи церемониться не стали и аннулировали результаты чемпиона мира. Позже выяснилось, что особой вины гонщика в инциденте нет – указание молчать о приказе из боксов гонщик получил от спортивного директора команды Дейва Райана. Его-то и сделали козлом отпущения, отослав на родину команды в Англию собирать вещи.
На те же грабли
Сам же этап начался, как обычно в пятницу с тренировок. Триумфаторы прошлой гонки из Brawn GP скромно держались в середине пелетона и жаловались на некоторые проблемы с настройками. Дженсон Баттон называл фаворитами Ferrari, чьи машины показывали неплохую скорость. Но к началу субботней квалификации все проблемы с балансом на машине британца куда-то улетучились. Да так далеко, что между его поулом и ближайшей Ferrari Кими Райкконена, который кое-как квалифицировался девятым, было около 0,9 секунды. Пропасть по меркам современной "Формулы-1"! Все снова попались на уловку хитреца Росса Брауна, который дает команду гонщикам "выстрелить" только тогда, когда это действительно нужно. Например, в борьбе за поул.
Второй гонщик Scuderia Ferrari – Фелипе Масса – вообще провалился. Бразилец не смог пройти даже первую часть квалификации, в которой отсеиваются пять самых медленных машин. Самое обидное, что 16-е стартовое место Масса завоевал благодаря глупости команды. В Ferrari решили, что время, показанное Фелипе в первой попытке, будет достаточным для выхода во вторую часть. Но группа машин, выехавшая в последние минуты первой части, отодвинула бразильца в зону вылета. Когда в команде сообразили, что пахнет жареным, времени уже не было.
Второе место в квалификации завоевал реабилитированный Трулли – Toyota, наконец, поехала. И вовремя: в последние годы концерн вкладывал огромные средства в команду, не получая соответствующей отдачи. В условиях кризиса прагматичные японцы могли и расформировать команду, но к новому сезону инженерам удалось создать конкурентоспособную технику. Третьим стал Себастьян Феттель, но за аварию с Робертом Кубицей (BMW) в Австралии, немец был наказан перемещением на 10 позиций назад. За смену преждевременную смену коробки передач, которая в этом году должна выдерживать дистанцию четырех гран-при, наказание получил и Рубенс Барикелло. Ветеран из Brawn GP квалифицировался четвертым, но затем потерял пять мест. Действующий чемпион мира Хэмилтон квалифицировался 13-м, его напарник Хейкки Ковалайнен – 14-м.
Свободное плавание
В этом году гонка в Малайзии была перенесена на 17 часов по местному времени с целью повышения зрительской аудитории в Европе, где совсем другие часовые пояса. В Москве, к примеру, старт пришелся на 13 часов, в Западной Европе – на 10-11 утра. Плюсы такого решения – увеличение аудитории и рекламной отдачи, минус – риск снижения видимости к концу гонки, когда начинает садиться солнце. На втором этапе к этому добавилась и высокая вероятность тропического ливня. А дожди в это время года здесь идут как по часам, причем, как назло, вечером.
Грозовые тучи, гулявшие над гоночным кольцом перед началом заезда, недвусмысленно намекали, что без мокрого асфальта в это воскресенье не обойдется. Старт прошел при сухой трассе. Неделю назад проблемы испытал Барикелло, который не смог вовремя включить первую передачу (из-за этого и была поставлена новая коробка передач), в этот раз невнятно стартовал Баттон, пропустивший вперед сразу три машины. В лидеры вырвался Нико Росберг на Williams. Чудес не бывает, и через пару кругов Баттон спокойно вышел на второе время. На первое место англичанин вышел после того, как лидер отправился в боксы для дозаправки и смены колес. Вырвавшись на оперативный простор, Дженсон моментально взвинтил темп и после своего посещения боксов смог вернуться на первое место.
Тем временем, тучи над трассой сгустились окончательно. В условиях нехватки чистой скорости, которой страдает новый болид Ferrari, гоночная бригада Кими Райкконена решилась на риск: на 18-м круге финну, шедшему на 5-м месте, поставили дождевую резину. Осадки ожидались в ближайшие минуты, и чемпион мира 2007 г. мог улучшить свою позицию, пока пилоты, шедшие впереди, ставили соответствующие колеса. Но первые капли дождя упали на асфальт только на 23-м круге, гонщики действительно ринулись в боксы, но и после волны пит-стопов Ferrari оказалась в хвосте. За пять кругов по сухой трассе очень мягкие шины для сильного дождя полностью износились, и финну снова пришлось ехать на замену колес. В команде банально поторопились с пит-стопом! Еще один прокол итальянцев.
Далее в гонке последовала череда заездов в боксы, вылетов, ошибок с типом резины. Обычно тропический ливень обрушивается моментально и очень мощно, поэтому при первых намеках на дождь почти все гонщики поставили чисто дождевой тип резины. Но в этот раз непогода разыгрывалась постепенно, поэтому те, кто поставил промежуточную резину, смогли отыграть несколько позиций. Например, Тимо Глок, который несся по влажной трассе как угорелый, а после того, как дождь припустил, успел нырнуть в боксы и поставить комплект Heavy rain. Но дождь полил стеной, и на 32-м круге Гран-при был остановлен – легкие машины начали буквально всплывать на 20 км/ч! К моменту остановки заезда на трассе осталось лишь 14 машин – остальные выбыли из гонки до дождя и после его начала. Около сорока минут руководство гонки решало, можно ли возобновлять ее или нет. В ожидании рестарта часть пилотов вылезла из машин, несколько гонщиков остались в болидах, выстроенных на стартовой решетке. Тревожное ожидание возобновления гонки не разделял лишь Кими Райкконен, который из-за ошибки с резиной к моменту остановки был последним, четырнадцатым. Пока остальные пилоты нервно гуляли под ливнем, финн, решивший закончить гонку, успел переодеться и преспокойно разгуливал в футболке и шортах по боксам команды, уплетая мороженое. Поверх фирменной бейсболки на макушке гонщика красовались неуместные при такой погоде солнцезащитные очки! Но Райкконен оказался самым прозорливым – к семи часам вечера по местному времени было принято решение о полном прекращении Гран-при. Дождь к этому времени почти стих, но на трассу опустились сумерки и руководство "Формулы-1" после консультаций с пилотами решило благоразумно прекратить гонку.
Согласно правилам, в случае, если пилоты не прошли 75% дистанции, по итогам гонки им начисляется только половина очков. Поэтому победитель Дженсон Баттон получил 5 очков вместо 10. После двух этапов у него 15 баллов. За ним следует партнер по команде Рубенс Барикелло с 10 очками. Ярно Трулли имеет в активе 8,5 очков, бронзовый призер Малайзии Тимо Глок – 8, за ним следует пилот BMW Sauber Ник Хайдфельд с 4 очками, полученными за второе место в нынешней гонке.
Итоговое
В командном зачете, естественно, лидирует Brawn GP с 25 очками, затем следует Toyota c 16,5 очками, 3-4 места делят BMW Sauber и Renault с 4 очками, Williams имеет в активе 3,5 балла, Toro Rosso – 3, Red Bull – 1,5, McLaren – 1. У Force India и Ferrari после двух гонок в графе "очки" по-прежнему стоит ноль. И если для индийской команды это – вполне обыденная вещь, для Скудерии такая ситуация – практически позор. Максимум, на что сегодня способны алые болиды, - борьба за призовые места и очки. Но и этого не получается из-за тактических промахов команды. Похожая ситуация и в McLаren, где один из пилотов – Хейкки Ковалайнен – за две гони смог проехать в общей сложности менее километра. В Австралии финн сошел после аварии, виновником которой стал сам, в первом же повороте. В Малайзии он ушел с трассы из-за, опять же, собственной ошибки.
Хочется отдельно остановиться на ситуации в Ferrari. Подобных проколов у итальянцев не было уже лет пятнадцать! Пришедший в 1996 г. в команду Михаэль Шумахер, увидел некогда легендарную команду в плачевном состоянии. При хорошем потенциале, в Маранелло царил полный бардак, и отсутствовала какая-либо приличная организация труда. Вместе с новыми руководителями британцем Россом Брауном и французом Жаном Тодтом немцу пришлось сначала не один год учить веселых и беспечных итальянцев работать в условиях жесткой конкуренции. Будущий семикратный чемпион мира заставлял до седьмого пота отрабатывать даже работу на пит-стопах. И эта дрессировка не прошла даром – в последние десять лет работа в боксах Ferrari была эталоном для остальных команд. Но Шумахер в 2006 г. повесил шлем на гвоздь, Тодт ушел на административную работу, а теперь и вовсе уволился, Браун год отдохнул и тоже ушел. В команду Honda, которая теперь носит его имя – Brawn GP, и громит всех подряд, включая Ferrari. Складывается устойчивое впечатление, что титул Кими Райкконена в 2007 г. был завоеван за счет старых запасов мощности. В прошлом году команда, возглавляемая итальянцем Стефано Доменикали, с трудом конкурировала с McLaren, упустив в итоге титул в личном зачете. А в этом и сказать-то нечего. Начало конца? Если к европейским гонкам алые болиды не подтянутся к лидерам по скорости, председатель правления концерна FIAT, владеющего Ferrari, Лука ди Монтедземоло может задуматься о кадровых перестановках.
Напомним, что 14 апреля состоится заседание апелляционного суда, который должен принять решение по поводу законности диффузоров Brawn, Toyota и Williams. Четыре команды подали протесты по поводу законности этих элементов на машинах вышеуказанных команд. Хотя можно предположить, что те, у кого чудо-диффузоров нет, уже вовсю корпят над созданием похожих конструкций, обеспечивающих большую прижимную силу в поворотах. Но процесс это долгий и хлопотный. Во-первых, командам придется, по сути, полностью перестраивать заднюю часть машины. Во-вторых, новинки надо обкатать, что сделать будет непросто - с этого года тесты в ходе сезона запрещены, и единственная возможность для проверки новых элементов остается по пятницам, во время тренировок перед Гран-при. В-третьих, еще два Гран-при команды проведут вне матушки-Европы. Поэтому, как минимум, в Китае и Бахрейне расклад сил вряд ли изменится. И если в Brawn GP сумеют воспользоваться нынешним положением сполна, то к европейской части чемпионата бывшая Honda будет иметь неплохой запас очков.
В случае если диффузоры будут признаны незаконными, Brawn, Toyota и Williams придется переделывать машины. И тут уже суд будет решать – оставлять заработанные очки командам или нет. Если результаты будут аннулированы, мы получим совсем другой чемпионат. Хотя в это верится с трудом…
Обозреватель Илья Морозов