Медведев отвечает на "неудобные" вопросы
Президент России перед заседанием Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека продемонстрировал готовность к открытому и жесткому разговору
Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU - Перед запланированным на сегодня заседанием Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Дмитрий Медведев демонстрирует готовность к откровенному и жесткому разговору.
В опубликованном сегодня интервью "Новой газете" глава государства признал, что "эти контакты (с правозащитниками – ИФ) никогда ни для какой власти не бывают простыми". "Потому что всегда у гражданского общества, у представителей правозащитных организаций огромное количество претензий к государству и к руководителям. Вопросов у них очень много. А на вопросы не всегда хочется отвечать", - пояснил президент.
Впрочем, в беседе с главным редактором газеты Дмитрием Муратовым Медведев не уклонился от ответа ни на один из, что называется, "неудобных" вопросов.
О втором деле "ЮКОСа"
В частности, он не согласился с мнением о "предсказуемости" исхода второго дела "ЮКОСа". "Предсказуемость судебного решения, судебного приговора для президента - противоправна. Это - знак нарушения закона. А для всех остальных свободных комментаторов - дело личное. Для государственных служащих и для президента никакой предсказуемости в любом судебном процессе, в том числе упомянутом Вами, нет и быть не должно", - сказал Медведев.
"Может быть, для кого-то исход того или иного дела и предсказуем. Это такая свобода, счастье человека, который не наделен государственными обязанностями, а является, допустим, свободным аналитиком и говорит: я думаю, будет вот так! А потом скажет: вот так и произошло! Или - пардон, я ошибся. А для государственного служащего, а уж тем более для президента, никакой такой свободы комментирования нет и быть не может", - добавил Медведев. Он также отметил, что не является сторонником метода "ручного управления".
Муратов рассказал президенту о полученном им письме, в котором содержится такое предложение: "Может, Медведев первое время просто будет звонить судьям, в том числе судье по "делу ЮКОСа", и говорить: ты независим, ты независим, напоминаю, ты независим". На это глава государства ответил: "Могу Вам сказать, что всякое ручное управление имеет в себе очень большие издержки. Я даже не про суд говорю. Просто нужно стремиться к тому, чтобы государственная машина работала в режиме разумного автоматизма".
Касаясь темы независимости суда, Медведев привел высказывание английского философа и экономиста Дэвида Юма: "Вся политическая система существует только для того, чтобы судьи могли независимо исполнять свои функции".
О "политической схватке" в Сочи
Президент назвал кампанию по выборам мэра Сочи полноценной политической схваткой и ярким событием. "Я не знаю пока, кого и как снимали (с выборов - ИФ), но в любом случае в Сочи идет полноценная политическая схватка. И хорошо, что в ней участвуют разные политические силы. На мой взгляд, многие муниципальные выборы грешат однообразием, людям не из кого выбирать, им неинтересно", - сказал Медведев, отвечая на вопрос о проблемах у ряда кандидатов в мэры Сочи.
Как отметил президент, "граждане почти всегда делают выбор в пользу понятных политиков, а не известных звезд, но чем больше таких ярких событий, тем лучше для избирательной системы, для демократии в стране". "А что касается конкретных обстоятельств - на выборах всегда будут кандидаты, которые проигрывают, кандидаты, которых снимают, так во всем мире. Но в целом считаю: для демократии такие яркие кампании – это хорошо", - добавил Медведев.
О верности традиции "беспартийного президента"
Медведев вновь заявляет, что не собирается становиться членом какой-либо партии. На данном этапе развития политической системы России он считает правильным, когда глава государства остается беспартийным. "Я не так давно на эту тему говорил, когда встречался с "Единой Россией". И сказал, что в нашей стране сейчас существует традиция "беспартийного президента". И в определенный исторический период, я так считал и сейчас считаю, это правильно. Если хотите - в силу недоразвитости нашей политической системы. Она должна развиваться, она должна становиться более зрелой", - сказал Медведев.
"Это не значит, что на партийном президенте можно поставить крест и сказать, что это для нашей страны невозможно. В других странах президентами становятся люди, которые являются либо членами партии, либо лидерами политических движений. У нас пока не так. Вопрос в том, когда мы к этому будем готовы? Это вопрос политической практики. Это вопрос политической жизни", - подчеркнул президент РФ.
О совмещении свободы и достатка
Рассуждая на тему общественного договора, Медведев заявил о необходимости совмещения в РФ ценностей свободы и достатка. "Ни в коем случае нельзя противопоставлять стабильную и благополучную жизнь набору политических прав и свобод. Нельзя противопоставлять демократии сытость", - подчеркнул он.
С другой стороны, по его словам, понятно, что неотъемлемые права и свободы человека и гражданина могут оказаться под угрозой, "если общество нестабильно, если в нем не обеспечивается элементарный достаток, если люди не чувствуют себя защищенными, если они не получают зарплаты, если они не способны купить основной набор продуктов, если их жизнь под угрозой".
Медведев также отметил, что "демократия - категория историческая и в то же время - вполне наднациональная, поэтому нигде демократия не требует реабилитации". Вместе с тем он напомнил, что приход основных институтов демократии в РФ для многих россиян в какой-то момент слился с очень трудными политическими и экономическими процессами 90-х годов, и для них это было очень трудным временем. "Что и наложило отпечаток на восприятие самого термина. Но это скорее личный опыт, нежели отношение к институту в целом", - считает президент.
"Поэтому я не думаю, что нам нужно реабилитировать демократию. Демократия была, есть и будет", - резюмировал глава государства.
Обозреватель Владимир Шишлин