Формула-1: Конец интриги в Бахрейне?

Дженсон Баттон одержал блестящую победу на прошедшем в воскресенье Гран-при Бахрейна. Для преемницы команды Honda – Brawn GP – это уже третий успех в четырех прошедших гонках

Фото: Reuters

Москва. 27 апреля. INTERFAX.RU – После прошедшей ровно неделю назад гонки в Китае, где вторую в карьере победу одержал немецкий пилот Red Bull Себастьян Феттель, казалось, что гегемонии Brawn GP, которую предрекали многие специалисты, не получится. Тем не менее, в субботней квалификации накануне гонки в Бахрейне бал правили пилоты другой команды.

Вперед, красно-белые!

Гран-при Бахрейна на трассе Сахир стал последним этапом своеобразного тура "Большого цирка" по Азии. Следующая гонка пройдет через две недели в матушке-Европе. В связи с этим для многих машин в их нынешней модификации четвертый этап стал последним. Пока пилоты путешествуют по Австралии, Малайзии, Китаю и Бахрейну, на базах команд инженеры круглосуточно пашут над разработкой новых аэродинамических элементов. Особенно много работы предстоит Ferrari и BMW Sauber – команды, которые в прошлом году боролись за победу, в этом сезоне, увы, плетутся в конце пелетона. А новые лидеры – Brawn GP, Red Bull и Toyota – сошлись в "битве при Сахире". В субботу о претензиях на победу громко заявила Toyota. Во время первой и второй частей квалификации Ярно Трулли и Тимо Глок на красно-белых болидах спокойно держались в группе лидеров, что в этом году неудивительно – конструкторам наконец-то удалось построить неплохую машину. Блистал же снова Феттель, скорость которого не перестает удивлять. Пилоты главного "сюрприза" чемпионата – Brawn GP – держались в шестерке лучших, но о тотальном превосходстве над всеми остальными гонщиками речи уже не шло. В финальной части квалификации, в которой разыгрываются первые десять мест на старте, пилоты Toyota дали немного порезвиться Феттелю, а затем отодвинули его на вторую, а затем и третью стартовую позицию. Трулли – первый, Глок – второй! Лидер чемпионата Дженсон Баттон квалифицировался только четвертым, его партнер по команде – Рубенс Барикелло – шестым. А вот на пятую позицию смог вскочить Льюис Хэмилтон – McLaren, вслед за Ferrari провалившая старт сезона, постепенно модернизирует машину, поэтому результаты действующего чемпиона мира растут от гонки к гонке. Седьмую позицию завоевал двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо – Renault, как и McLaren, также смогла внедрить в конструкцию болидов ряд новинок, что позволяет Фернандо бороться за очки. Его молодой напарник – Нельсон Пике – такими результатами похвастаться не может, занимая места ближе к хвосту пелетона. Вот и в Бахрейне он завершил квалификацию лишь 15-м.

А что же Ferrari? Достижением можно считать выход Фелипе Массы в финальную часть квалификации – на старте он расположился на восьмом месте, впереди Нико Росберга (Williams) и своего напарника Кими Райкконена. Учитывая успехи последних десяти лет, нынешняя ситуация в "конюшне" из Маранелло расценивается не иначе как глубочайший кризис. Итальянцы установили новое "достижение" по итогам трех этапов – для команды старт нынешнего сезона стал худшим с 1981 года! Финиш без очков после первых четырех этапов стал бы вообще первым в 60-летней истории прославленной команды. В отличие от McLaren и Renault, успевших установить на машины новые хваленые "двойные" диффузоры а-ля Brawn GP, Ferrari ничего не изменила в аэродинамике своих машин с начала сезона – Райкконен уныло признался в том, что в гонке им будет очень сложно. Зато к Барселоне, где пройдет пятый этап, мы увидим совсем другие машины. По словам финна, у машин даже изменится форма днища. Подождем…

Восстановление статус-кво

В Бахрейне команды, использовавшие систему рекуперации энергии – KERS, вновь доказали ее преимущества. Напомним, что в этом году ее использование оставлено на усмотрение команд, но уже со следующего сезона она станет обязательной. Сезон-2009 отдан на лечение "детских болезней" KERS. Поэтому от гонки к гонке команды, принявшие решение использовать рекуперацию в этом году, то снимали, то ставили оборудование, в BMW Sauber, например, легкий Ник Хайдфельд ездил с KERS с самого начала, а вот для долговязого поляка Роберта Кубицы сначала пришлось разрабатывать новую, облегченную модификацию машины. Разница в весе между напарниками составляет 11 килограмм, а в росте – аж 17 см! Минус системы рекуперации заключается в том, что это – дополнительные 40 килограмм аппаратуры, которые еще надо как-то разместить в машине. Точнее, проблема не в том, как разместить, а где разместить. KERS увеличивает центр тяжести машины, а самое главное, мешает настроить баланс автомобиля. Чем легче гонщик, тем проще это сделать. Для самого миниатюрного участника чемпионата – Фелипе Массы, чей рост составляет всего 166 см, а вес – 59 кг, система практически не доставляет проблем. Райкконену, который на 9 см выше и всего на 3 кг тяжелее, приходится принимать решение об установке KERS чуть ли не перед каждой гонкой. Еще одна проблема – надежность. Систему рекуперации пришлось разрабатывать с нуля, поэтому ее работоспособность не всегда внушает уверенность. У того же Кими Райкконена она уже и дымила, и пробивало изоляцию под дождем. Пока же самой надежной считается KERS McLaren – Хэмилтон вовсю использует систему как в гонке во время обгонов, так и на старте.

Начало гонки в этом сезоне уже не первый раз стало несчастливым для обладателя поула. Небольшая пробуксовка при трогании с места на машине Трулли, позволила выскочить вперед Тимо Глоку. Отлично использовав KERS, в группу лидеров ворвался McLaren Льюиса Хэмилтона. Но на третье место удалось пробиться Баттону. Мощно со старта ушли и две Ferrari – Масса отчаянно рванул по правой бровке, а к первому правому повороту сместился в центр трассы. Дальнейший наскок бразильца был остановлен… его напарником. Стоит признать, что Фелипе сам виноват – он попытался прорваться между Райкконеном и кем-то из пилотов, но впередиидущие болиды сдвинулись, и между двумя Ferrari произошел легкий контакт – с поврежденным передним антикрылом Масса поехал в боксы, промучившись с плохо управляемой машиной два круга. Стартовый инцидент лишил двукратного победителя Гран-при Бахрейна прошлых двух лет шансов даже на очки. Не самый лучший подарок о дню рождения, который вице-чемпион прошлого года отмечал в субботу!

В группе лидеров шла своя борьба – Дженсон Баттон классически, в стиле Михаэля Шумахера, «пересидел» на трассе Глока и Трулли, заняв уже привычное в этом году первое место. Пилоты Toyota поехали в боксы за свежими шинами и топливом на 12-м и 13-м кругах соответственно. Британец же сделал то же самое на 16-м круге. Но до пит-стопа он взвинтил темп, и на легкой машине смог отыграть достаточно времени для того, чтобы после своей дозаправки вернуться на трассу впереди обоих болидов японской команды. После первой волны посещения боксов Баттон вышел в лидеры и начал уверенно отрываться от преследователей. Достигнутое преимущество позволило ему спокойно провести второй пит-стоп, а затем и выиграть гонку. Уже третью из четырех, прошедших в этом году.

Триумфатору Китая, Себастьяну Феттелю, удалось завоевать "серебро", подтвердив силу Red Bull, как второй команды в чемпионате. Обладатель субботнего поула Трулли приехал на финиш третьим и закономерно выглядел расстроенным – итальянец небезосновательно рассчитывал на победу. За десятилетие, что Toyota участвует в чемпионате мира, команда не смогла добиться ни одной победы. При том, что концерн вкладывает в команду больше всех денег. Учитывая кризис, особенно больно бьющий по автопроизводителям, снова зазвучали разговоры о возможном уходе японцев из Формулы-1. Поговаривают, что руководство автогиганта дало команде шесть гонок на то, чтобы одержать первую победу. Иначе этот чемпионат может стать для Toyota последним.

Четвертым клетчатый флаг увидел Льюис Хэмилтон, подтвердив постепенно растущую силу McLaren. Напарник Баттона, ветеран Рубенс Барикелло, из-за не совсем верной стратегии из трех пит-стопов закончил Гран-при пятым. Бразилец в атакующем стиле провел всю гонку, но лишнее посещение боксов не дало ему подняться выше. Кими Райкконен сумел выжать максимум из своей объективно медленной Ferrari, финишировав шестым. Три очка финна позволили избежать итальянской «конюшне» полного позора, так как Масса приехал лишь 14-м. Два очка за седьмое место положил в "копилку" Toyota Тимо Глок, Фернандо Алонсо на модернизированной Renault замкнул призовую "восьмерку" с одним баллом.

После четырех этапов свое лидерство укрепил Баттон, имеющий уже 31 очко. За ним следуют Барикелло, отстающий на 12 баллов, и Феттель, проигрывающий бразильцу всего 1 очко. Трулли набрал 14,5 баллов; Глок – 12; Уэббер (Red Bull) – 9,5; Хэмилтон – 9; Алонсо – 5; Хайдфельд и Ковалайнен – 4; Росберг – 3,5; Райкконен и Буэми – по 3 очка.

В командном зачете преимущество Brawn GP выглядит уже подавляющим. После четверти сезона команда имеет 50 очков, у идущей на втором месте Red Bull – 27,5. Toyota набрала на одно очко меньше, McLaren имеет 13 очков, Renault – 5; BMW Sauber и Toro Rosso – по 3; Williams – 3,5; Ferrari – 3; Force India – 0.

До следующего этапа в испанской Барселоне остается две недели. По Европе командам предстоит колесить до конца сентября, когда "Большой цирк" снова вернется в Азию – на Гран-при Сингапура. Преимущества европейского "турне" очевидны – команды имеют возможность находиться вблизи своих баз, где инженеры на протяжении всего сезона будут работать над модернизацией различных узлов машин. В том, что технарям придется попотеть, сомневаться не приходится – новый регламент привел к увеличению конкурентной борьбы. Раньше время на круге между автомобилями самой сильной и самой слабой команд различалось на 3-4 секунды, если не больше. В нынешнем сезоне все иначе – например, в Бахрейне между лучшим временем в первой сессии квалификации Феттеля и последним результатом Себастьяна Бурдэ чуть более полутора секунд. Поэтому к Гран-при Испании все команды приготовят что-то новенькое в конструкции болидов. Наибольшие надежды на обновление возлагают в Ferrari – Скудерии придется радикально обновить болиды, если прославленная «конюшня» хочет на что-то претендовать. Отсутствие положительного результата может пошатнуть позиции руководства команды – вслух об этом никто не говорит, но место в "подвале" турнирной таблице по итогам сезона руководство концерна FIAT вряд ли простит боссу команды Стефано Доменикалли. Та же задача стоит и перед BMW Sauber – сумев блеснуть в первых двух гонках, следующие гонки немцы провалили. Задача Brawn GP – продолжать бороться за победы, удерживая преимущество над Toyota и Red Bull. Скорость белых болидов в гонках дает основания полагать, что обойти подопечных Росса Брауна будет непросто, несмотря на отсутствие на машинах системы KERS. С другой стороны, в условиях нового технического регламента, у инженеров всегда больше свободы для действий, существует большая вероятность того, что кто-то предложит прорывную новинку в духе "двойных" диффузоров.

Обозреватель Илья Морозов

Новости