Формула-1: Brawn GP и все-все-все
Гран-при Испании, первая гонка из череды европейских, принес очередную победу лидеру чемпионата – британцу Дженсону Баттону, выступающему за Brawn GP
Москва. 12 мая. INTERFAX.RU – Пятый этап чемпионата мира приняла Барселона – в Испании прошла первая гонка из длинной череды европейских Гран-при. Именно к каталонскому этапу команды подготовили ряд технических новинок, призванных сократить отставание от парней Росса Брауна. Но в бывшей Honda на месте тоже не сидели…
На те же грабли!
Ferrari – легендарная конюшня, выступающая с первой гонки "Формулы-1", испытывает, пожалуй, наибольшие сложности в этом году. Лишь на предыдущем этапе Кими Райкконену удалось набрать первые 3 очка в этом сезоне. Для Ferrari это – позор, команда оказалась не готовой к изменениям в регламенте. Во время австрало-азиатского вояжа красные болиды практически не модернизировались, основные новинки должны были быть установлены к Испании. Проблема в том, что толком протестировать пакет доработок на машине нельзя – полноценные тесты по ходу сезона запрещены. Но в таком положении находятся все команды.
Субботняя тренировка показала, что прогресс налицо – Фелипе Масса и Райкконен смогли занять две первых позиции в протоколе. В своих комментариях Масса сказал, что реальное отставание от лидеров составляет около 0,2-0,3 секунды на круге. Немало по меркам Ф1, но это позволяет стабильно бороться за очки и, возможно, замахнуться на подиум. При условии надежности машин и правильной стратегии.
Учитывая, что все команды серьёзно модернизировали болиды перед первой европейской гонкой, результаты квалификации должны были определить расстановку сил на нескольких следующих этапах.
По итогам первой сессии из дальнейшей борьбы привычно выбыли два гонщика Force India. Удивительным было то, что компанию им составили два пилота Ferrari и McLaren. Хейкки Ковалайнен смог опередить лишь Джанкарло Физикеллу и Адриана Сутила, Райкконена же подвела самонадеянность команды. Он смог показать девятое время в середине сессии, но затем повторился малазийский кошмар! Соперники к концу первого сегмента квалификации начали улучшать время, всё дальше отодвигая результат финна. Когда стало ясно, что Кими нужна еще попытка для попадания в следующую часть, времени на это уже не осталось. Итог – 16-я стартовая позиция. После того, как эта же ситуация произошла в Сепанге с Массой, все в команде клялись и божились, что такая несусветная глупость больше не повторится. Но желание сэкономить комплект мягких шин снова дорого обошлось Ferrari. Пятым неудачником квалификации стал Себастьен Бурдэ (Toro Rosso).
Во второй сессии лучшее время показал Рубенс Баррикелло (Brawn GP). О высокой конкуренции в этом году говорит то, что результаты первых десяти гонщиков уместились в полсекунды! Непонятно, о чем думали на капитанском мостике Ferrari, стремясь беречь резину Райкконена. В финальный сегмент квалификации не смогли пробиться Казуки Накаджима (Williams), Нельсон Пике (Renault), Ник Хайдфельд (BMW Sauber),Льюис Хэмилтон (McLaren) и Себастьян Буэми (Toro Rosso).
Борьбу за первую стартовую позицию уже привычно в этом году вели пилоты Brawn GP и Red Bull. В итоге, третий поул в сезоне завоевал Дженсон Баттон. Британец выдал феноменальный круг, уйдя на него буквально за две секунды до завершения квалификации! Шансов улучшить его время у остальных финалистов уже не было. Себастьян Феттель (Red Bull) стал вторым, третье место завоевал Барикелло. Компанию на втором ряду стартового поля ему составил… Фелипе Масса. Улучшения машины дали свои плоды!
Барикелло. Вечно второй?..
Перед стартом пилоты первой тройки несколько волновались по поводу KERS, установленной на машине Массы. В первой десятке красная машина была единственной, на которой стояла система рекуперации кинетической энергии. Да и в целом на Гран-при Испании ее использовали лишь Ferrari и McLaren. Часть команд, вроде Renault, решила временно снять ее с машин, а у других, например, у Brawn GP и Red Bull, ее нет с самого начала сезона. В этом году использование KERS факультативно. Поэтому команды сами решают, на каких этапах ее ставить. Плюс системы – лучший разгон на прямых. Минусы – лишний вес, проблемы с балансом, повышенный центр тяжести. Чем медленнее трасса, тем меньше эффекта от KERS. Например, в Монако, где разогнаться толком негде, она будет практически бесполезной.
Но в Испании есть длиннющая стартовая прямая длиной чуть ли не в четверть от всей трассы. Учитывая этот факт, гонщики на машинах без KERS переживали, что математически Масса, активировав систему, дающую кратковременный прирост в 80 лошадиных сил, к первому повороту мог подойти уже лидером. Бразилец стартовал с правой части трассы, перед ним находился Феттель. После того, как погасли огни светофора, Ferrari метнулась вправо, немец попытался отжать его с трассы, но тщетно – Фелипе смог реализовать преимущество дополнительной мощности. Правда, пока он разбирался с Себастьяном, земляк Массы, Рубенс Барикелло по чистой части трассы обошел обоих, а затем и напарника, выйдя из первой связки поворотов уже лидером.
Не менее весело было и в середине пелетона. Ярно Трулли (Toyota), стартовавший седьмым, после вылета за пределы трассы в первом правом повороте смог вернуться на асфальт, но при этом зацепил машину Адриана Сутила, пилоты Toro Rosso, пытавшиеся избежать завала, "удачно увернулись" прямо друг в друга. Через триста метров после старта четверо гонщиков выбыли из гонки! На память о своем участии они оставили кучу карбоновых обломков на трассе – на трассу вышла машина безопасности, которая три круга водила за собой болиды.
После рестарта расстановка сил не изменилась. Уже на седьмом круге выбыл из борьбы Хейкки Ковалайнен – на McLaren финна забарахлила коробка передач. Обе машины Brawn GP начали отрываться от Массы и преследовавшего его Феттеля.
Первые пит-стопы прошли на 17-м круге. Боксы посетили Тимо Глок (Toyota), Баттон и Фернандо Алонсо(Renault). Райкконен, который феноменально стартовал и ехал на 10-м месте, выбыл из гонки на том же круге из-за отказа гидравлической системы. Чуть позже на дозаправку и смену резины отправились Баррикелло, Масса и Феттель. В итоге первая четверка сохранила свои позиции.
После пит-стопа Барикелло начал отрываться от напарника, так как имел меньше топлива. Снова Рубенс свернул в боксы на 31-м круге. Гонку возглавил Дженсон Баттон, Барикелло вернулся на трассу четвертым. Изначально для обоих пилотов Brawn GP предполагалась тактика трех пит-стопов, но после того, как Баттон не смог удержать преимущество на старте, стратеги команды перевели его на тактику с двумя посещениями боксов. Этим и объясняется отставание Дженсона от Рубенса после первого пит-стопа: англичанину залили гораздо больше топлива, его машина была тяжелее, чем у бразильца. Для успешной реализации задумки от Баттона требовалось удерживать за спиной Массу и Феттеля, что ему блестяще удалось. Барикелло имел определенный шанс на победу, но для этого ему нужно было что есть сил атаковать после второго посещения боксов. Надежду похоронил неудачный комплект мягкой резины: на более легкой машине Рубенс не только не приближался, но даже проигрывал Дженсону по полсекунды.
Масса и Феттель провели второй пит-стоп синхронно на 43-м круге. По правилам, гонщики обязаны использовать в гонке два типа покрышек, более скоростные мягкие и износоустойчивые, но более медленные, жесткие. Учитывая, что для обоих это было последнее посещение боксов, они оба получили более жесткий тип шин. В это время Баррикелло вышел на вторую позицию и на мягкой резине начал отыгрывать у Фелипе и Себастьяна больше секунды на круге. На третье место вышел Марк Уэббер.
Баттон заехал на финальный пит-стоп на 48-м круге, британец вернулся на трассу позади Баррикелло и Уэббера, но впереди Массы. Через два круга Рубенс и Марк также отправились в боксы. Преимущество в скорости на мягкой резине и оттянутый до последнего пит-стоп позволили бразильцу и австралийцу вернуться на трассу перед Массой и Феттелем.
С самого старта немец неотрывно следовал за Ferrari, но ни разу не смог приблизиться для проведения обгона. Было очень хорошо видно, что Масса проигрывает Феттелю в поворотах, но на длинной прямой Фелипе нажимал кнопку KERS и снова создавал безопасную дистанцию. Драма развернулась за 13 кругов до финиша, когда гоночный инженер передал гонщику по связи, что ему необходимо экономить топливо, так как его может не хватить до финиша. В ответ бразилец возмущенно ответил, как он может это сделать, когда Феттель висит на хвосте?! Еще девять кругов Ferrari сражалась за четвертую позицию, но за 4 круга до финиша команда буквально приказала Массе сбросить скорость. После этого Феттель моментально унесся вперед. Ехавший шестым Фернандо Алонсо сумел отыграть 13 секунд отставания и прошел бразильца на последнем круге. Нику Хайдфельду для этого не хватило буквально нескольких сотен метров – финишную линию он пересек буквально в 2,5 секундах позади Массы, которому не хватило топлива даже для возвращения в боксы!
Гонщики Росса Брауна завоевали победный дубль. За счет прекрасной тактики Марк Уэббер получил в Испании "бронзу". Важные очки заработал Феттель, всю гонку промучившийся за Массой. Алонсо финишировал 5-м, следом Масса, Хайдфельд и Нико Росберг, замкнувший очковую "восьмерку".
После пяти этапов лидерство укрепил Дженсон Баттон, выигравший 4 из 5 гонок. У него 41 очко. На втором месте находится Рубенс Барикелло с 27 баллами. Третий – Себастьян Феттель – 23 очка. На четвертом месте М.Уэббер с 15.5 баллами, затем следуют Я.Трулли – 14.5 очков, Т.Глок – 12, Л.Хэмилтон – 9, Ф.Алонсо – 9, Н.Хайдфельд – 6, Н.Росберг – 4.5, Х.Ковалайнен – 4, Ф.Масса – 3, К.Райкконен – 3, С.Буэми – 3, С.Бурдэ – 1 очко.
В командном зачете Brawn GP Mercedes с 68 очками имеет двукратное преимущество над Red Bull Renault с 38.5 баллами. За ними расположились Toyota – 26.5 очков, McLaren Mercedes – 13, Renault – 9, BMW Sauber – 6, Ferrari – 6, Williams Toyota – 4.5, Toro Rosso Ferrari – 4. Force India по-прежнему не набрала ни одного балла.
Накануне испанской гонки все эксперты в один голос говорили, что барселонская гонка определит расклад сил на ближайших Гран-при. С одной стороны, этап подтвердил расстановку команд, увиденную в предыдущих гонках. С другой, - в условиях невозможности проводить полноценные тесты новинок, команды вынуждены обкатывать их буквально перед каждым этапом. Это приводит к тому, что гонщики не всегда сразу понимают, как максимально использовать новый потенциал машин. Кстати, триумфатор Барселоны Баттон честно признался, что перед финальной попыткой в квалификации воспользовался настройками, найденными Барикелло и его инженерами.
Бразильский ветеран, кстати, остался очень недоволен, что только Баттона перевели на более эффективную тактику с двумя дозаправками. Рубенс недвусмысленно намекнул, что завершит карьеру, если выяснится, что Дженсону оказываются преференции в команде. В ответ Росс Браун, шеф команды, заявил прессе, что Барикелло реально мог выиграть и с тремя пит-стопами, но все испортил неэффективный комплект мягкой резины, поставленный во время второго посещения боксов. Может, оно и так, но у Барикелло нюх на подобные вещи – в Ferrari он несколько лет провел в роли "оруженосца" Михаэля Шумахера. Кстати, именно после скандала, разразившегося в 2001 г. на Гран при Австрии, когда вечно второй Рубенс по приказу из боксов пропустил Шумахера на первое место, была официально запрещена так называемая командная тактика. Командам запретили давать подобные указания гонщикам. Другое дело, что этот приказ может быть завуалирован или закодирован, но с тех пор явных случаев уступки позиции лидеру команды не было. Барикелло же завоевал все свои 9 побед на этапах в ситуациях, когда у Михаэля возникали технические проблемы, и он ни при каких раскладах не мог претендовать на победу, либо тогда, когда ему это позволяли. Например, если очередной титул уже был в кармане Красного Барона.
Устав от этого, Рубенс сбежал в Honda, где была слабая машина, но хороший коллектив. Затем в команду пришел Росс Браун. Пришел из Ferrari, откуда уволился после завершения Шумахером карьеры гонщика. Весь прошлый год команда отдала на подготовку к новому сезону, построила отличную машину, сменила имя на Brawn GP, и вот теперь, похоже, история повторяется. Жаль, если это действительно так – Барикелло достоин лучшего отношения. Тем более, что этот год станет для него последним в "Формуле-1" – 23 мая бразильцу стукнет 37 лет, немало по нынешним меркам королевы автоспорта.
Ferrari показала в Испании неплохую скорость, подтвердив свою способность бороться за очки. Но для этого надо не допускать дурацких ошибок во время квалификации, и повысить надежность техники, чтобы машины стабильно доезжали до финиша. По итогам сезона команды традиционно получают часть доходов от трансляции этапов по телевидению. Объем денег будет зависеть от занятого по итогам года места в командном зачете. Поэтому итальянцам в условиях кризиса стоит постараться, чтобы улучшить свои позиции в чемпионате. Понятно, что о титуле в этом году придется забыть. Решить проблемы со скоростью по-прежнему необходимо и другим прошлогодним фаворитам – McLaren и BMW Sauber.
Обозреватель Илья Морозов