ЦБ допустил введение ограничений потребкредитов в 2022 году
Москва. 18 ноября. INTERFAX.RU - Банк России может задействовать инструмент прямых количественных ограничений потребительских кредитов во второй половине 2022 года, но при усилении рисков в этом сегменте, заявила на конференции агентства S&P директор департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова.
Законопроект о праве регулятора вводить количественные ограничения по потребительским кредитам, был внесен в Госдуму в марте 2021 года группой депутатов во главе с руководителем думского комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Они предложили наделить ЦБ правом вводить прямые количественные ограничения отдельных видов потребительских кредитов и займов, за исключением ипотеки и автокредитов.
В октябре этот законопроект прошел первое чтение и сейчас дорабатывается в профильном комитете.
"Естественно, мы будем смотреть на ситуацию на рынке, на динамику роста долговой нагрузки, где будем смотреть на разные показатели - и на макроуровне, и на уровне индивидуальных заемщиков. Опять же будем смотреть распределение рискованных кредитов", - сказала Данилова.
"В случае, если закон будет принят (...), все равно мы должны будем дать банкам какое-то время на то, чтобы они настроили свои системы для того, чтобы отслеживать эти лимиты, которые будут устанавливаться. Поэтому мы ожидаем использование такого инструмента, скорее, во второй половине следующего года, если это будет необходимо, если мы будем видеть усиление рисков в этом сегменте. В принципе мы и до этого приняли много мер (и с 1 июля, и 1 октября). Возможно, этих мер будет достаточно, но, повторюсь, мы будем отслеживать ситуацию", - добавила она.
По оценкам ЦБ, темпы роста потребительских кредитов в 2021 году могут быть в районе 20%. В октябре они замедлились, но в ЦБ не считают этот тренд устойчивым, отметила Данилова.
Она обратила внимание, что рост необеспеченного потребкредитования происходит не только за счет увеличения количества новых заемщиков, но и за счет роста закредитованности уже имеющихся.
"Что касается, видим ли мы ухудшение каких-то еще показателей, я вам могу сказать, что мы запрашиваем у банков их оценки по методикам ПДН (показатель долговой нагрузки - ИФ). Здесь тоже, к сожалению, мы видим ухудшение, то есть рост высоких показателей ПДН. Вы знаете, еще мы мониторим данные БКИ, крупнейшие бюро нам загружают регулярно анонимизированную информацию о клиентах, и мы имеем возможность посмотреть, за счет каких факторов идет увеличение кредитной нагрузки. К сожалению, по необеспеченным кредитам прирост не сопровождается ростом числа заемщиков. То есть по ипотеке мы видим одновременно и рост числа новых клиентов, по необеспеченным число не меняется, то есть растет средний размер кредита у человека. Это не вполне благоприятный фактор", - отметила Данилова.
По данным ЦБ, портфель беззалоговых розничных ссуд в сентябре вырос на 1,7% против 2,2% месяцем ранее. В годовом выражении темпы роста потребительского кредитования на 1 октября достигли 19,2%. Данные за октябрь ЦБ еще не раскрывал.
"Мы видим, что в октябре, наверное, цифры по росту (потребкредитов - ИФ) были ниже, но я не стала бы прогнозировать, что это замедление точно уже устойчивое, поскольку мы понимаем, что здесь сыграла роль и пандемия, и ограничительные меры. Мы видим ухудшение стандартов кредитования", - заявила Данилова.
По оценке ЦБ, доля кредитов с ПДН больше 80% с начала пандемии выросла с 23% до 31% в третьем квартале. При этом рост происходит в том числе за счет выдачи длинных кредитов: больше 20% кредитов выданы на срок свыше 5 лет.
"Это для нас является фактором риска, и исторические данные показывают, что долгосрочные кредиты, как правило, более рискованные. Опять же я не стала бы давать прогноз, когда точно реализуются риски, все мы знаем, что, когда очень активно растет кредитование, мы видим и улучшение кредитного качества, здесь есть такой эффект. Но мы также понимаем, что при замедлении начинают риски реализовываться, и здесь как раз некстати может оказаться, что долговая нагрузка по многим кредитам высокая, и риски могут оказаться повышенными", - отметила Данилова.
ЦБ в рамках новых полномочий не планирует вводить жесткие количественные ограничения и намерен регулировать только доли кредитов с высоким риском, отмечала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. По оценкам ЦБ, темпы роста потребительских кредитов в 2021 году могут быть в районе 20%.