"Формула-1": Дженсон – принц Монакский
Шестой Гран-при "Формулы-1" в Монако сюрпризов не принес – пятую победу в сезоне одержал лидер чемпионата из Brawn GP британец Дженсон Баттон
Москва. 25 мая. INTERFAX.RU - Гран-при Монако - легендарный этап "Формулы-1", позволяющий окунуться в мир звезд, роскоши и гламура, которыми Монте-Карло пропитано буквально насквозь. Государство миллионеров и транжир является Меккой для желающих потратить своих деньги во всемирно известном казино.
Удивительно, но эта гонка является "домашней" для многих пилотов. Несмотря на то, что гонщики имеют самое разное гражданство, немалая часть их живет именно в Монако. Помимо вопросов престижа, у княжества есть одно важное преимущество над другими странами – очень либеральное налоговое законодательство. Поэтому пилоты предпочитают платить свои налоги здесь.
Шоу начинается
Антураж, существующий вокруг Гран при Монако, меньше всего касается самих пилотов. Трасса, проложенная прямо по улочкам Монте-Карло, не отвечает никаким современным требованиям. Она является самой короткой – ее длина 3340 м – и самой медленной – средняя скорость на круге составляет примерно 160 км/ч. Здесь нет ни одной нормальной зоны безопасности – трассу ограждают металлические отбойники, поэтому от гонщиков требуется постоянная концентрация и смелость. Малейшая ошибка практически всегда заканчивается сходом, а мест для обгона, по сути, нет. Тем не менее, победа в Монако была и остается очень престижной. Королями этой трассы считаются три легендарных пилота. Четырехкратный чемпион мира Ален Прост по прозвищу "Профессор" и легендарный "Бразильский волшебник" Айртон Сенна, трижды становившийся чемпионом мира до своей трагической гибели в 1994 году. Именно эти два пилота с 1984 по 1993 гг. завоевали здесь 10 побед на двоих! Француз побеждал четыре раза, бразилец – шесть, причем пять из них подряд! До очередной гонки в Монако он не дожил буквально пары недель… Между ними "затесался" Михаэль Шумахер – он становился триумфатором в Монако пять раз, а первая победа была одержана им в том самом, "черном" для Формулы-1, 1994-м году.
Отличие этого этапа заключается еще и в том, что первая и вторая тренировки проходят здесь не в пятницу, как на других этапах, а в четверг. Сама трасса, проложенная по дорогам княжества, между заездами открывается для движения транспорта. В тренировках в лидерах традиционно держался Нико Росберг (Williams), гонщики Brawn GP Дженсон Баттон и Рубенс Барикелло, прошлогодний победитель Льюис Хэмилтон и его напарник по McLaren Хейкки Ковалайнен, а также пилоты Ferrari. Итальянская конюшня не смогла полностью реализовать потенциал модернизированных машин две недели назад в Барселоне, но, похоже, все-таки начала подбираться к лидерам.
Уже традицией становятся жалобы Баттона, который в начале каждого гоночного уик-энда не может найти правильные настройки машины. Заканчивается все тем, что в квалификации он занимает первое место. Так было и в этот раз. Но надо отдать должное англичанину – во время финальной попытки он предельно сконцентрирован и умеет действительно выжать из машины буквально все.
После провала начала сезона второе место Кими Райкконена выглядело для поклонников Ferrari подарком, хотя сам финн был не в восторге от своего результата. Баттон опередил его на жалкие 0,025 секунды. Занявший третье место Рубенс Барикелло был куда довольнее своего конкурента – за 17 лет выступления в "Формуле-1" этот результат стал лучшим для бразильца. Немецкий вундеркинд Себастьян Феттель стал четвертым. Несмотря на то, что на его машине появился двойной диффузор, выше пилот Red Bull подняться не смог. Собственные ошибки и трафик привели к тому, что вторая Ferrari под управлением Фелипе Массы, стала только пятой. Нико Росберг завоевал шестую стартовую позицию. Хейкки Ковалайнен завоевал для McLaren седьмое место. Квалификация его напарника Льюиса Хэмилтона закончилась еще в первой сессии. Во время очередной попытки англичанин ошибся на торможении перед первым поворотом, машину занесло, и она ударилась левым задним колесом об отбойник. В результате оказалась сломана подвеска, задний левый привод и, как выяснилось позже, повреждена коробка передач. По действующим правилам коробка должна выдерживать дистанцию четырех гонок, поэтому за ее замену Льюиса передвинули с 16-го на 20-е место. Позже оно трансформировалось в 19-е благодаря Тимо Глоку. Немецкий гонщик Toyota принял решение стартовать с пит-лейн. Причина – провал команды в квалификации. Пилоты команды, борющейся с начала сезона в лидирующей группе, заняли в квалификации два последних места, уступив даже Force India. Причины столь неубедительного выступления команде выяснить удалось – во время квалификации Глоку и Ярно Трулли не удавалось нормально прогреть резину. А вот почему это произошло, в команде пока не поняли, как честно признался позднее Трулли.
Догнать и перегнать
Догнать Батона, похоже, не удастся в этом году никому. Легкую нервозность перед стартом команде Росса Брауна доставлял тот факт, что на машине Райкконена стояла система рекуперации кинетической энергии – KERS. При разгоне она дает определенное преимущество. Но сам Кими, являющийся в жизни редким реалистом, трезво оценивал свои шансы. И оказался прав. Старт с грязной части трассы, вне накатанной траектории, да еще и на жестком типе резины свел к нулю все преимущества в мощности Ferrari – к первому повороту финн подъезжал уже третьим. Рубенс Барикелло безо всякой KERS сумел прошмыгнуть мимо Ferrari, воспользовавшись тем, что находился на чистой половине дороги на мягких шинах. Первая тройка понеслась вперед, а за их спинами началось то, из-за чего гонщики, в общем-то, и не любят Гран при Монако. Себастьян Феттель неожиданно стал сдерживать группу гонщиков, двигавшихся за ним следом. На первых же кругах молодой немец проигрывал лидерам по 2, а затем и по 4 секунды на круге. Шедший следом Масса чуть ли не бесновался в попытках обойти Red Bull. В одной из попыток обгона бразилец ошибся на торможении и срезал шикану, обогнав Феттеля. Во избежание штрафа он был вынужден вернуть позицию, чем воспользовался Росберг, ехавший следом. Он проскочил вслед за Феттелем, сидя у него на хвосте. Через несколько кругов Нико смог пройти Red Bull, затем это сделал и Масса, а Себастьян свернул на пит-лейн. К этому времени Баттон, Барикелло и Райкконен оторвались от остальных пилотов почти на 20 секунд.
Первый правый поворот Ste Devote стал "любимым" и для Себастьяна Буэми, преследовавшего Нельсона Пике. На 11-м круге швейцарец, как и Хэмилтон в субботу, не успел вовремя оттормозиться и болид Toro Rosso пнул сзади Renault. После столкновения машина швейцарца уткнулась носом в отбойник из старых покрышек, а молодой бразилец после разворота сумел вернуться на трассу и поехал в боксы со сломанным задним антикрылом. К сожалению, оно так просто, как переднее, не меняется, поэтому гонку Нельсон завершил. Та же участь постигла и многострадального Феттеля через 6 кругов. Причем, Себастьян один-в-один скопировал субботнюю аварию Льюиса, сломав заднюю левую подвеску.
После первой волны пит-стопов Масса смог обойти Росберга. Баттон ехал первым с преимуществом более 10 секунд над Барикелло, Райкконен держался в 4 секундах за бразильским ветераном, следом за ними шел Фелипе.
После второго посещения боксов расстановка сил среди лидеров также не изменилась. Стоит отметить Барикелло и Массу – два бразильца несколько кругов подряд обменивались лучшими кругами. Победа осталась за молодостью, то есть за Массой.
А итоговое "золото" опять получил Дженсон Баттон. Англичанин так радовался победе, что забыл остановиться перед ложей главы государства – принца Альберта, который и вручает победный кубок триумфатору. Запарковав машину в закрытом парке, Дженсон, прямо в шлеме, был вынужден бежать по стартовой прямой к месту награждения несколько сот метров, радостно приветствуя своих фанатов, число которых растет день ото дня.
Второе место Барикелло принесло Brawn GP победный дубль. Первый подиум для Ferrari в этом сезоне завоевал Райкконен. Финн после гонки выглядел недовольным, заявив на пресс-конференции по итогам гонки, что хотел бы подняться на пару ступенек повыше. Похвальный максимализм, и, видимо, небезосновательный. Похоже, красные машины вновь обретают скорость.
После 6 этапов лидерство за Дженсоном Баттоном – 51 очко. За ним следуют Рубенс Баррикелло – 35 очков и Себастьян Феттель – 23. Марк Уэббер финишировал 5-м и теперь имеет 19.5 очков. Ярно Трулли – 14.5, Тимо Глок – 12, Фернандо Алонсо после 6 этапов имеет 11 очков – в Монако он набрал два очка. Кими Райкконен, заработав 6 очков, поднялся с 13-го на 9-е место. Теперь у него, как и у Льюиса Хэмилтона 9 баллов. Фелипе Масса имеет 8 очков, Нико Росберг – 7.5, Ник Хайдфельд – 6, Хейкки Ковалайнен – 4, Себастьян Буэми – 3, Себастьян Бурдэ – 3.
В командном зачете Brawn GP сохранила двукратное преимущество над Red Bull – 86 очков против 42,5. На третьей позиции по-прежнему держится Toyota с 26,5 очками. Впечатляющий прыжок на четвертое место совершила Ferrari – после шести этапов у легендарной конюшни 17 очков. У McLaren по-прежнему 13 баллов, у Renault – 11, Williams набрала 7,5 очков, BMW Sauber – 6, Toro Rosso – 5. Force India по-прежнему не набрала ни очка.
После трети сезона можно предположить, что только чудо может помешать кому-то из гонщиков Brawn GP завоевать титул. Стабильное выступление Баттона и Барикелло противостоит неустойчивости результатов других команд. Предпочтительнее выглядят гонщики Red Bull, но если в Toyota решат проблемы, возникшие в Монако, а Ferrari продолжит прогрессировать такими темпами, интрига обострится. Легкой жизни в этом сезоне не будет никому.
Обозреватель Илья Морозов