Недосягаемый Баттон

Дженсон Баттон на машине команды Brawn GP одержал шестую победу в семи гонках нынешнего чемпионата мира в классе "Формула-1". Неприятно удивила Toyota, а команда Ferrari подала своим фанам надежду

Фото: Reuters

Москва. 8 июня. INTERFAX.RU – Гран-при Монако, предшествовавший гонке в Турции, в очередной раз изменил расклад сил в чемпионате. Лидер – Вrawn GP – остался неизменным, но в самой престижной гонке сезона неприятно удивила Toyota, провалившая этап, и подала надежду своим поклонникам Ferrari – Кими Райкконен смог впервые в сезоне подняться на подиум, а Фелипе Масса пришел следом. И накануне турецкого Гран-при болельщики Скудерии ожидали, что алые болиды смогут дать бой Brawn GP и Red Bull.

Час Красного Быка

Субботняя квалификация на трассе на окраине Стамбула, как и многие предыдущие в этом сезоне, превратилась в противостояние Brawn GP и Red Bull. За поул реально боролись четыре пилота этих двух команд. Компанию им пытался составить лишь Ярно Трулли, Toyota. Тем не менее, первые два ряда стартового поля заняли подопечные Росса Брауна и Дитера Матешитца – владельца корпорации Red Bull. Первая стартовая позиция в этот раз досталась Себастьяну Феттелю, на машине которого стояла уже модернизированная версия двойного диффузора, созданная для Red Bull гением аэродинамики Эдрианом Ньюи. Лидер чемпионата Дженсон Баттон примостился чуть позади немца на второй позиции. Партнер Баттона по Brawn GP – ветеран гонок Рубенс Барикелло – завоевал третью позицию позади Феттеля. Его напарник Марк Уэббер стал четвертым, Трулли досталась пятая позиция.

А что же Ferrari? То, что Фелипе Массе не грозит завоевать четвертую подряд победу на турецкой трассе, стало понятно уже в пятницу. На первой тренировке бразилец и Райкконен были лишь пятым и седьмым, во второй – провалились до 11 и 15 мест соответственно. Массе удалось блеснуть на субботних свободных заездах, записав на свой счет лучшее время. Судя по девятому времени Райкконена, машина Фелипе в этот момент была с практически пустым баком. Так что шестое и седьмое места финна и бразильца в квалификации вполне отвечали реальной силе команды.

Фернандо Алонсо (Renault) стал восьмым, Нико Росберг (Williams) – девятым, Роберт Кубица и Ник Хайдфельд (BMW Sauber) – десятым и одиннадцатым. McLaren, также начавшая было выбираться из подвала турнирной таблицы, снова откатилась вниз: Хейкки Ковалайнен – 14-й, Льюис Хэмилтон – 16-й.

Примечательно, что систему рекуперации кинетической энергии по-прежнему используют лишь Ferrari и McLaren. Впрочем, KERS не помогла ни тем, ни другим! Машины с рекуперацией имеют преимущество на старте, поэтому для команд, не использующих ее, всегда является проблемой наличие красных или серебристых болидов в первых рядах. Видимо, по этой причине гоночный инженер Феттеля сообщил ему сразу после победного квалификационного круга о том, что ближайшая машина с KERS – Ferrari Райкконена – далеко позади.

Неизбежность

Именно этим словом можно назвать вероятность победы Дженсона Баттона на этапах чемпионата в этом году. Если в субботу Себастьян Феттель сделал все для воскресной победы, то уже в гонке сам же фактически ее отдал. В конце первого же круга молодой немец ошибся в повороте, вылетел с трассы и выпустил вперед Баттона. Дженсон своего не упустил.

Самым значительным событием дебюта гонки стали проблемы Рубенса Барикелло. Сначала его (уже не первый раз в сезоне) подвела электроника сцепления: машина стартовала очень медленно. В результате бразилец потерял около десяти позиций. Следующей проблемой Рубенса стал он сам. В борьбе с Ковалайненом он ошибся, легко столкнувшись с финном. Машину развернуло, и больше второй болид Brawn GP из хвоста пелетона не выбирался. После инцидента с McLaren бразилец бросился отыгрываться, но очередная безрассудная попытка обгона, на этот раз Адриана Сутила (Force India), закончилась для Рубенса сломанным передним антикрылом и внеплановым посещением боксов. Финишем стал отказ коробки передач за несколько кругов до конца гонки.

Феттель же после ошибки на трассе также продолжил чудить. Немец со своим инженером решили перейти на тактику трех пит-стопов. В прошлом году это помогло Льюису Хэмилтону отыграть немало позиций. Но Феттелю не удалось получить большого преимущества от легкой машины. После первого посещения он был быстрее Баттона, но все, что удалось Себастьяну, так это только догнать Баттона. К этому моменту Brawn британца сжег достаточно топлива, чтобы не дать Red Bull даже обозначить попытку обгона. В итоге Феттель из-за лишнего посещения боксов пропустил вперед и своего партнера по команде Марка Уэббера. В таком порядке первая тройка и финишировала. Ярно Трулли удалось немного реабилитировать Toyota за провал в Монако финишем на четвертом месте. Но и это, конечно, не тот результат, которого ждут от команды акционеры концерна. Нико Росберг принес Williams 4 очка за пятое место. На очко меньше получил Масса за шестое место. Очковую "восьмерку" замкнули Роберт Кубица и Тимо Глок. Райкконен финишировал на обидном девятом месте. Финн столкнулся с проблемами сразу после старта. В начале он пропустил вперед три машины, а затем, пытаясь обогнать Фернандо Алонсо (Renault), повредил переднее антикрыло.

После семи этапов Баттон набрал 61 очко, упрочив свое преимущество. Неудачник Турции Барикелло остался на втором месте с 35 баллами. За ним следуют Феттель – 29 очков, Уэббер – 27.5, Трулли – 19.5, Глок – 13, Росберг – 11.5, Масса и Алонсо – 11, Райкконен и Хэмилтон – 9, Хайдфельд – 6, Ковалайнен – 4, С.Буэми – 3, Кубица и Бурдэ – 2очка.

Несмотря на сход Барикелло, Brawn GP, благодаря 10 очкам Баттона, набирает 96 очков. Red Bull имеет в активе 56.5 очков, Toyota – 32.5, Ferrari – 20, McLaren – 13, Williams – 11.5, Renault – 11, BMW Sauber – 8, Toro Rosso – 5. У Force India по-прежнему нет ни одного балла.

Двукратное преимущество над партнером дает основание назвать Дженсона Баттона первым номером Brawn GP. Изменить этот расклад может разве что чудо. Да и помешать завоевать чемпионство британцу могут только потусторонние силы. Для того чтобы стать лучшим по итогам сезона, ему достаточно регулярно набирать очки и приезжать на подиумы. Единственный конкурент – Red Bull – составить реальную конкуренцию Brawn GP пока не может. А уж Toyota, Ferrari, Renault и McLaren – тем более. Накануне Турции Хэмилтон, кстати, высказал здравую мысль о том, что команде пора перестать тратить ресурсы на модернизацию нынешней машины и вплотную заняться работой над болидом для следующего сезона. В прошлом году Honda по настоянию Росса Брауна сделала именно так. Результат мы видим на примере преемницы японской команды, носящей нынче фамилию мудрого британца.

Обозреватель Илья Морозов

Новости