Семь лет без побед

Гран-при Германии, прошедший в минувший уик-энд на трассе Нюрбургринг, ознаменовался очередной победой Red Bull. На этот раз на высшую ступень поднялся австралиец Марк Уэббер.

Фото: Reuters

Москва. 13 июля. INTERFAX.RU - В последние годы немецкий этап поочередно принимают Хоккенхайм и Нюрбургринг. В нынешнем сезоне честь принимать "Формулу-1" выпала последней трассе, которая сама по себе является легендой в гоночном мире. В данном случае речь идет не о формульном кольце длиной чуть более 5 км, а о старой модификации трассы, проложенной по лесу. Опасный извилистый трек протяженностью свыше 22 км гонщики давно прозвали зеленым адом. Естественно, на такой длинной трассе обеспечить безопасность должным образом было невозможно, чему есть ряд печальных примеров. Поэтому трасса была исключена из календаря в конце 70-х гг., затем несколько раз возвращалась, но уже в гораздо более коротких вариациях.

Нынешней гонке предшествовали три недели перерыва, которые команды использовали для дальнейшей модернизации машин. Лучше всего с "домашней работой" справились в Red Bull и McLaren. Если первые перешли из роли догоняющих Brawn GP в статус быстрейших, то вторые смогли приблизиться из хвоста пелетона к группе лидеров. Субботняя квалификация подтвердила притязания Red Bull на победу.

Индия – сила!

Обычно по субботам, после того, как загорятся зеленые фонари светофоров, возвещающие о старте квалификации, на трассу первыми отправляются команды-середняки и аутсайдеры, стремящиеся показать хорошее время на пустой трассе. Лидеры поначалу отсиживаются в боксах, но в Германии все было иначе. Серые тучи, гулявшие над трассой все дни проведения Гран-при, недвусмысленно намекали на возможный дождь, поэтому гонщики буквально выстроились на пит-лейн, ожидая зеленого света. Лидер McLaren Льюис Хэмилтон уже в начале первой сессии показал неплохой результат, подтвердив, что не зря инженеры и механики подготовили для действующего чемпиона мира обновленную модификацию болида. Затем на вершине таблицы привычно оказался Себастьян Феттель, для которого немецкий этап является домашним.

В середине квалификации начал накрапывать легкий дождик, и команды начали суетиться, пытаясь угадать с шинами. Но вскоре моросить перестало, и трасса подсохла.

В третьей сессии лучшее время сначала показал Рубенс Барикелло (Brawn GP), затем его подвинул Хэмилтон. Но ни улучшенный McLaren, ни Brawn GP не смогли соперничать с Red Bull Марка Уэббера, который в итоге и завоевал первый поул в своей карьере. За ним расположились Баррикелло и лидер чемпионата Дженсон Баттон. Феттель стал четвертым, Хэмилтон и Хейкки Ковалайнен расположились на пятом и шестом местах. Сенсацией субботы стал Адриан Сутил. На дохлой Force India молодой немец смог показать седьмой результат. Это первое попадание команды в финальную десятку. Пилоты грозной (в недавнем прошлом) и именитой Ferrari Фелипе Масса и Кими Райкконен расположились на 8 и 9 местах. Десятым стал Нельсон Пике. Его напарник по команде Renault Фернандо Алонсо стал только 12-м. Обычно ситуация бывает обратной.

Бедный-бедный Рубенс…

В день гонки команды ждали дождь. И хляби небесные действительно разверзлись, но утром. По мокрому асфальту пришлось ездить участникам нескольких гонок, предшествовавших главному событию уик-энда. Перед стартом Гран-при Германии асфальт был сух, а из-за туч выглянуло солнце. Оно стало еще одним фактором, влияющим на ход гонки. Все как один пилоты столкнулись с проблемой прогрева шин. Если мягкий состав еще как-то выходил в режим рабочих температур, то более твердая резина практически не прогревалась.

На старте Барикелло проскочил Уэббера и захватил лидерство. Позади лидеров развернулась не менее интересная борьба. Оборудованные KERS McLaren и Ferrari устроили натиск на передние ряды. Хэмилтон, благодаря системе рекуперации, буквально прошил пелетон на прямой и пошел в атаку на Барикелло, но опоздал с торможением в повороте и выскочил на обочину, где, видимо, и проколол заднее колесо. Кое-как доковыляв до боксов для замены пробитой покрышки, Льюис вернулся в гонку. Но фактически она была завершена в том самом первом повороте. Понимая это, Льюис намекал команде по ходу гонки, что, возможно, имеет смысл завершить выступление, дабы сберечь ресурс двигателя и коробки. Но руководство посоветовало остаться на трассе, надеясь на возможный дождь. Забегая вперед, скажем, что осадков так и не появилось, а Хэмилтон финишировал последним, единственным из гонщиков проиграв круг лидерам.

Пара лидеров же сразу после старта начала отъезжать от преследователей. Причем, Уэббер спокойно держался за спиной Барикелло, машина которого была гораздо легче из-за меньшего количества топлива. Группу из нескольких преследователей держал за собой Ковалайнен, за его спиной скопились Баттон, Массы и Феттель.

Через десяток кругов появилось объявление судей о том, что они изучают стартовый инцидент между Марком Уэббером и Барикелло. Выяснилось, что австралиец на стартовой прямой слегка подрезал обгонявшего его бразильца, и машины соприкоснулись. Виновным признали пилота Red Bull, наказав его проездом по пит-лейн. Спорное решение: обычно такие притирки между болидами судьями даже не рассматриваются.

Самые легкие машины в пелетоне – Brawn GP – первыми отправились на дозаправку. На 13-м круге это сделал Баттон, следом за ним – Барикелло. Уэббер вслед за бразильским ветераном свернул в боксы, но лишь для того, чтобы отбыть штраф, во время которого обслуживание машины запрещено. Благодаря медленному Ковалайнену, удерживавшему за собой преследователей, Марк после проезда по пит-лейн смог вернуться лидером. На заправку он поехал только на 18-м круге, вернувшись седьмым. Гонку возглавил Фелипе Масса, лидировавший до 25-го круга.

Последним из группы лидеров, на 27-м круге, в боксы свернул Адриан Сутил, ехавший вторым к моменту пит-стопа! После возвращения в гонку, Сутил вклинился между пилотами Ferrari. Болиды немца и финна соприкоснулись, а на следующем круге Force India Адриана снова отправилась в боксы для замены повреждённого переднего антикрыла. Гонка для Сутила была провалена. Райкконен через несколько кругов и вовсе свернул в боксы. Правда, не по вине Адриана – мотор Ferrari потерял мощность.

В борьбе за победу Рубенс Барикелло снова подтвердил репутацию везунчика. Короткий стартовый отрезок подразумевал для обеих машин Brawn GP тактику трех пит-стопов. Но скорость Red Bull была настолько высокой, что даже с небольшим запасом топлива пилоты Росса Брауна не могли обойти Уэббера и Феттеля. Именно поэтому во время второго посещения боксов Барикелло пытались залить топливо до конца гонки. Но бедному Рубенсу снова не повезло: отказала заправочная машина! Это означало только одно – третий пит-стоп и, естественно, потеря всех шансов на победу. Разочарованию ветерана после финиша не было предела.

Первая победа

Марк Уэббер выиграл гонку, одержав первую в карьере победу. Его партнер по команде Себастьян Феттель финишировал вторым, что обеспечило Red Bull третий в этом году дубль. А Фелипе Масса, впервые за сезон, поднялся на подиум, финишировав третьим.

Уэббер дебютировал в "Формуле-1" в 2002 г. за рулем слабенькой Minardi. На домашней гонке в Австралии Марк произвел фурор: отличное знание трассы и удачное стечение обстоятельств позволили дебютанту финишировать пятым. Для маленькой итальянской конюшни любые очки были крайней редкостью, а тут сразу пятое место!

А вот потом у Уэббера дела не заладились. Перейдя из Minardi в Jaguar, а затем в Williams, Марк был на хорошем счету во всех командах, но никогда его машины не позволяли бороться за победы. Надо иметь поистине стальные нервы, чтобы продолжать выступать на пределе возможностей, не имея даже теоретических шансов на победу. Переход в Red Bull в 2007 г. тоже не сулил сенсаций – бал правили автомобильные концерны. Но владелец команды Дитер Матешитц за счет немалых денег, которые приносит основной бизнес по производству энергетических напитков, сумел привлечь в команду ряд хороших специалистов, а главной звездой стал Эдриан Ньюи, сбежавший от скучного диктатора Рона Денниса, много лет руководившего McLaren. Матешитц, сам человек достаточно эксцентричный, но умеющий считать деньги, дал Ньюи технические ресурсы и свободу творчества. Результаты появились уже в прошлом году.

Тогда Себастьян Феттель в дождливой Монце не дал никому приблизиться к себе и принес Матешитцу первую победу. Правда, тогда он выступал не за Red Bull, а за Toro Rosso, которая также принадлежит австрийскому магнату. Не секрет, что "младшая" команда использует почти те же машины, что и "старшая", просто получает чуть позже новые доработки. В прошлом же году Red Bull, оснащенный двигателем Renault, проигрывал Toro Rosso на протяжении всего сезона. Секрет – в более мощном моторе Ferrari, который поставлялся этой команде. Но теперь мощность французского двигателя увеличена, и основная команда поехала. Перешедший в нее Феттель, кстати, принес и для Red Bull первую победу. Можно представить, как было обидно Марку, отдавшему столько сил для подготовки машины. Тем не менее, своей победой Уэббер доказал, что обладает гоночным талантом и волей. Напомним, что австралиец ездит в этом сезоне с металлическим штифтом в ноге, которую он сломал зимой после того, как его на велосипеде сбила машина. Упорные тренировки и желание выступать позволили гонщику встать в строй до начала сезона. К тому же у Марка есть одна проблема, которую, в отличие от перелома, никак не решить. Это его рост. Конструкторы стремятся сделать машину максимально узкой и компактной, поэтому все современные пилоты – мужчины достаточно изящные, но крепкие физически. Марк со своими 184 см роста на их фоне выглядит гигантом. И имеет определенные проблемы с размещением в машине. Но все это не помешало получить заветный приз после семи лет выступлений! Очень хочется надеяться, что это не последняя победа Уэббера, благо машина позволяет побеждать в этом году.

Баттон и Барикелло финишировали только пятым и шестым, пропустив вперед Нико Росберга. Несмотря на это, Дженсон с 68 очками сохранил уверенное лидерство в чемпионате. А вот Рубенс со второй позицию съехал сразу на четвертую. Феттель после 9 этапов имеет в активе 47 очков, Уэббер – 45.5, Барикелло - 44. Махнулись местами Фелипе Масса (22 очка) и Ярно Трулли (Toyota) с 21.5 балла.

В командном зачете по-прежнему лидирует Brawn GP со 112 очками. Но учитывая темпы Red Bull, их 92.5 балла выглядят достаточно серьезными, чтобы в ближайшем будущем побороться с командой Росса Брауна. Третьей командой чемпионата является Toyota c 34.5 очками. Японцам в спину дышит Ferrari – 32 очка. За итальянцами следует Williams – 20.5, McLaren – 14, Renault – 13, BMW – 8 и Toro Rosso с 5 баллами.

Будущее туманно

После немецкой гонки "Большой цирк" берет курс на Венгрию, где через две недели команды вновь сойдутся в борьбе за победный кубок. После Хунгароринга "Формулу-1" ждет месячный отпуск. Это время лидеры потратят на подготовку обновлений для машин, участвующих в споре за титул. А вот герои минувших дней - Ferrari и McLaren – уже заявляют о том, что приступают к активной разработке машины для следующего чемпионата, снимая часть инженерных ресурсов с модернизации нынешних болидов. Именно напряженная борьба в конце прошлого сезона и подкосила позиции этих двух команд в этом году. Провал усилился и радикальными изменениями в регламенте, которые потребовали создания, по сути, абсолютно других машин.

Но, учитывая несопоставимые ресурсы частных команд и автоконцернов, нетрудно предположить, что "выстрел" Brawn GP может оказаться единственным. Не секрет, что сверхуспешный болид был создан не маленькой частной командой, а с использованием ресурсов Honda, ушедшей из чемпионата из-за кризиса и отдавшей команду Россу Брауну. Можно себе представить, какие чувства испытывают японцы, видя успех их детища, но под другим названием. С одной стороны, их можно понять – команда плелась в хвосте турнирной таблицы, изредка строя удачные машины, позволяющие бороться хотя бы за очки. Прошлый же год стал полностью провальным. Приглашенный накануне сезона Росс Браун пытался привести команду в чувства, но даже его гениальности не хватило, чтобы заставить машину ехать быстрее. Зато хитрый англичанин сообразил, что к следующему году можно попытать счастья, если раньше начать разработку нового автомобиля. Уже тогда он углядел лазейку в правилах, позволившую создать тот самый двойной диффузор, благодаря которому болиды новой команды, которой Росс скромно дал свою фамилию, произвели фурор весной. А акционеры Honda просто не поверили в то, что новый болид перспективен. Хотя Браун им это обещал.

Теперь ситуация обратная. Поняв, что ситуация в этом году безнадежная, в Маранелло и Уокинге начинают готовиться к следующему году. Нюанс лишь в том, что их ресурсы гораздо мощнее, чем у Brawn GP, потерявшей поддержку Honda. Поэтому сомневаться в том, что в следующем году Ferrari и McLaren вернутся в стан лидеров и наведут там свой порядок» не приходится. А пока Дженсон Баттон имеет уникальную возможность стать чемпионом мира. Осталось понять, что думает по этому поводу весьма и весьма амбициозный Себастьян Феттель…

Обозреватель Илья Морозов

Новости