Корректировка законодательства в сфере оборота прекурсоров поможет стабилизировать ситуацию с наркоманией
Директор Федеральной службы РФ по наркоконтролю Виктор Иванов рассказал о том, как будут бороться с оборотом веществ, необходимых для синтеза наркотиков
Москва. 29 июля. INTERFAX.RU - В России принят закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ". О том, как в связи с этим изменится борьба с наркотрафиком, в интервью "Интерфаксу" рассказал директор Федеральной службы РФ по наркоконтролю Виктор Иванов.
Виктор Петрович, почему возникла необходимость корректировки законодательства в сфере оборота прекурсоров?
Сложившаяся ситуация со злоупотреблением наркотиками в Российской Федерации приобрела тенденцию к обострению. Распространение наркомании происходит нарастающими темпами. Это обуславливает необходимость незамедлительного поиска и реализации адекватных и эффективных мер противодействия их незаконному обороту.
Как известно, производство практически всех наркотиков невозможно без применения химических веществ, имеющих решающее значение в процессе их синтеза.
В 1988 г. в рамках ООН был сделан важный шаг в вопросе осмысления стратегии борьбы с незаконным распространением наркотиков. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ обязала правительства стран ее участниц контролировать не только оборот самих наркотиков, но и веществ, используемых при их изготовлении.
С 1990 г. наша страна стала участницей данной конвенции и приняла на себя обязательство выполнения всех ее требований. В целях их реализации в Российской Федерации принят федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 "О наркотических средствах и психотропных веществах".
В соответствии с указанным законодательным актом, вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ, именуются прекурсорами и включены в список IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Он утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681.
В этот список включены все 23 вещества из таблиц I и II конвенции, а также дополнительно – 3 вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотиков на территории России (норпсевдоэфедрин, N-метилэфедрин, фосфор красный).
Следует отметить, что с момента принятия первого российского законодательного акта, установившего правовые основы реализуемой государственной политики в указанной сфере, истек десятилетний срок. За прошедший период времени, характеризуемый негативным развитием ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков, законодательство Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров не подвергалось серьезным изменениям.
Принятый федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" призван установить более эффективные меры контроля за оборотом прекурсоров в Российской Федерации и ввести дифференцированный принцип их применения.
В чем заключается дифференцированный принцип?
Как я уже отмечал, с момента принятия первого законодательного акта в сфере контроля за оборотом наркотиков прошло более десяти лет. В указанный период в федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах" до недавнего времени не вносилось практически никаких изменений. Вместе с тем достаточно существенные изменения претерпели правовые нормы, регулирующие отношения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, а также внешней торговли товарами, в качестве предмета которых зачастую выступают и прекурсоры.
Кроме того, в настоящее время все прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, внесены в общий список без какой-либо градации. Не учитывается степень общественной опасности незаконного использования того или иного прекурсора в процессе синтеза наркотиков.
Все эти обстоятельства не только не способствуют повышению эффективности контроля за оборотом прекурсоров, но и, в ряде случаев, создают излишние административные барьеры в развитии химической и иных отраслей промышленности.
Законопроектом предлагается дифференцировать меры государственного контроля за оборотом прекурсоров путем разделения их списка на 3 таблицы и установления к каждой из таблиц собственных мер контроля. При этом меры контроля, применяемые к конкретной таблице списка прекурсоров, будут зависеть от степени общественной опасности их незаконного оборота.
К примеру, на сегодняшний день, учитывая широкомасштабную экспансию опийных и синтетических наркотиков, наибольшую общественную опасность представляет незаконный оборот исходных химических веществ, а также реагентов, используемых в процессе синтеза таких наркотиков. К числу указанных прекурсоров относятся ангидрид уксусной кислоты, антраниловая кислота, бензилметилкетон и ряд других веществ.
Важным нововведением законопроекта является отнесение деятельности, связанной с оборотом именно таких прекурсоров, к лицензируемой.
Введение института лицензирования видов деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, имеющих наиболее высокую степень общественной опасности, предлагаемых для включения в первую из трёх таблиц, позволит повысить эффективность контроля за их оборотом, а также устранить имеющееся на сегодняшний день противоречие норм федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Представляется необходимым установить особый порядок допуска лиц, имеющих доступ к непосредственной работе с прекурсорами, незаконный оборот которых имеет повышенную степень общественной опасности, а также ввести обязательную отчетность о деятельности, связанной с оборотом указанных прекурсоров.
Необходимо указать, что такие широко используемые в промышленности и являющиеся растворителями в процессе синтеза наркотиков прекурсоры, как например, ацетон, соляная и серная кислоты, войдут в 3-ю таблицу, к которой будут применяться такие меры контроля, которые не будут препятствовать их использованию в химической промышленности и других отраслях.
Потребуется ли специальное постановление правительства в сфере оборота прекурсоров?
Отмечу, что указанный проект постановления уже подготовлен. В целях исполнения закона данным проектом постановления планируется увеличить количество подлежащих контролю прекурсоров, сформировав таблицы I, II и III списка IV, как уже сказано ранее, путем ранжирования веществ по степени их общественной опасности.
Расширение списка прекурсоров представляется необходимым ввиду частого использования некоторых неконтролируемых на сегодняшний день веществ при незаконном изготовлении наркотиков, о чем свидетельствуют материалы следственной и судебной практики.
Таким образом, дополнительно к контролируемым 26 прекурсорам в список IV предлагается включить еще около 30 веществ. По нашему мнению, контроль за оборотом таких веществ способен стабилизировать ситуацию, связанную, в первую очередь, с незаконным изготовлением на территории нашей страны таких представляющих особую опасность наркотических средств и психотропных веществ, как например, 3-метилфентанил и оксибутират натрия.
Реализация данных предложений будет способствовать укреплению национальной безопасности Российской Федерации и созданию правовых основ для функционирования механизма оптимального и эффективного государственного контроля за оборотом прекурсоров, что, в свою очередь, позволит предупредить возможность их незаконного использования и положительно скажется на развитии наркоситуации, как в нашей стране, так и за ее пределами.