"Формула-1": бразильский карнавал в Валенсии

Ветеран "Формулы-1" Рубенс Барикелло завоевал первую за пять лет победу, а для его команды – Brawn GP – победа на Гран-при Европы стала уже седьмым успехом в сезоне

Фото: Reuters

Москва. 24 августа. INTERFAX.RU - Гран-при Европы, второй год проходящий в испанской Валенсии, еще в прошлом сезоне разочаровал гонщиков и болельщиков "Формулы-1" неимоверной скукой. Новая городская трасса обещала интересную гонку, но на деле оказалось наоборот: на треке, проложенном по территории местного порта, не было ни одного нормального места для обгона. А сама трасса оказалась скучна и уныла как утренняя овсянка. Провал дебютной гонки в Валенсии предопределил отсутствие интереса со стороны болельщиков к нынешнему этапу. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Ужасная травма Массы в Венгрии и решение Михаэля Шумахера попробовать вернуться за руль, чтобы помочь любимой команде, всколыхнули миллионы фанатов – за билеты на трибуны в Валенсии развернулась настоящая охота: кому не хочется посмотреть на возвращение века?

Можно только себе представить лица людей, выложивших не одну сотню евро за билеты, когда расстроенный немец после проведенных силовых тестов сообщил, что не сможет принять участие в гонках из-за серьезной травмы шеи и головы, полученной зимой при падении с мотоцикла. Как итог – лишь 80 тысяч проданных на гонку билетов.

Вопрос с заменой немца был решен быстро. Машину Фелипе Массы доверили до его выздоровления многолетнему тестеру Скудерии Луке Бадоеру. Выбор, честно говоря, неоднозначный. У Ferrari два тест-пилота – Бадоер и Марк Жене. С одной стороны, итальянец моложе – ему 38 лет, Марк на два года старше. С другой, последний раз Лука выходил на старт Гран-при аж в 1999 г., то есть десять лет назад, и после этого ни в одном сколь-нибудь значимом спортивном состязании замечен не был. Жене же регулярно поддерживает форму в гонках на выносливость. В этом году он одержал долгожданную победу в легендарном суточном марафоне в Ле-Мане. Вкупе с сильными ограничениями на тесты в последние пару лет, становится понятно, что на самом деле многолетний опыт Бадоера не играет ни малейшей роли – за рулем новой F60, он сидел мало, особого опыта езды на ней не имеет. Что, собственно, и подтвердил в пятницу на тренировках, сильно отставая даже от 19-летнего новобранца Toro Rosso Хайме Альгерсуари, заменившего Себастьяна Бурдэ и проводящего свою вторую в жизни гонку в "Формуле-1", который так и не сумел адаптироваться к болиду королевских гонок.

Ferrari: Мы ищем таланты?..

Настоящий кошмар, если не сказать, позор, легендарную конюшню из Маранелло постиг на квалификации в субботу. Если в пятницу и утром перед квалификацией Бадоер проигрывал "референсному" времени Райкконена секунду-полторы, то в самой квалификации время отрыва выросло до 2.6 секунды – пропасть по меркам современной "Формулы-1"! Итогом стало законное последнее 20-е место в полутора секундах от молоденького Альгерсуари. Итальянец на легендарной итальянской машине – мечта, в Валенсии обернувшаяся кошмаром.

В пику лихорадящей Ferrari, McLaren, похоже, постепенно входит в былую форму. Победа Льюиса Хэмилтона в Венгрии, судя по всему, случайной не была. В Испанию команда привезла не просто модернизированную машину, а фактически новое шасси, сделанное с заделом на следующий год. В пятницу и субботу Хэмилтон тестировал машину с укороченной базой, а в итоге поехал на ней и в квалификации, взяв первый в сезоне поул. Почин лидера команды поддержал и Хейкки Ковалайнен, завоевавший второе место. Мог быть и первым, но в финальной попытке потерял время в последнем повороте. Тем не менее, неплохой вариант для команды, проваливавшейся в сезоне до последних мест на стартовой решетке. Кстати, финну перед этапом глава команды Мартин Уитмарш прямо заявил, что совершенно не гарантирует места за рулем в следующем году. "Палачом" Ковалайнена может стать Нико Росберг, откровенно переросший свою Williams, - именно немцу прочат место во втором болиде McLaren. Третью позицию на старте завоевал Рубенс Барикелло. В Brawn GP, похоже, разобрались с провалами нескольких последних гонок. По словам представителей команды, в ходе модернизации машины были внесены изменения, которые сделали болиды излишне "нервными": машины стали нелинейно реагировать на изменения в регулировках. За месячный перерыв инженерам удалось найти ключевую ошибку, приведшую к радикальным изменениям в поведении болидов. Сейчас Brawn GP реально борется только с Red Bull, поэтому главная задача Барикелло и лидера чемпионата Дженсона Баттона – набирать больше очков, чем Марк Уэббер и Себастьян Феттель. Молодой немец, кстати, квалифицировался вслед за Рубенсом, Баттон стал пятым, а вот Уэббер несколько провалился, квалифицировавшись всего лишь девятым. Перед австралийцем стартовали Райкконен, Росберг и Алонсо.

Финн и испанец, кстати, являются участниками другой кадровой интриги. Самый титулованный из действующий гонщиков, двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, как известно, давно тайно мечтает гоняться за Ferrari. И слухи о его переходе возникали регулярно, впрочем, без последующего подтверждения. И вот теперь, новая волна пересудов. Согласно разведданым, Алонсо должен заменить Райкконена уже в следующем году. Финн является, без сомнения, талантливым гонщиком, но имеет один существенный минус – абсолютную медиапассивность. "Формула-1" – это давно не просто гонки, но и огромный рекламный рынок. Поэтому помимо чисто спортивных обязанностей, каждый гонщик должен участвовать в различных корпоративных мероприятиях партнеров: посещать рекламные акции, давать автографы, позировать с фанатами, в общем, работать на продвижение того или иного бренда. Приснопамятный Михаэль Шумахер и тут в свое время стал первопроходцем, заключив ряд личных контрактов, поимо тех, которые имела Скудерия. Несмотря на уход из гонок, Красный Барон до сих пор является "лицом-плечом-ногой-телом" ряда мировых брендов! Райкконена же просто тошнит от всех этих автограф-сессий и выставок, на которые ему приходится ездить по долгу службы. И это видно по натянутой улыбке финна, однажды чуть ли не заснувшего на подобном мероприятии. Поэтому вполне понятно желание руководства команды заменить его на более популярного Алонсо. Тем не менее, боссы Ferrari пока хранят олимпийское молчание, а сам финн как робот повторяет одну фразу: "У меня есть контракт на 2010 год". За кулисами же, по некоторым данным, между Кими и менеджментом Ferrari идет торг о сумме отступных, и они, видимо, будут немаленькими. Но даже если Райкконена лишат "Формулы-1", он вряд ли потеряется: в перерыве между гонками, он несколько раз принимал участие в раллийных соревнованиях, где показал неплохой потенциал. Что на самом деле является правдой, мы узнаем осенью, когда начнется время переходов.

Колеса мне, колеса!

Впервые в истории, с первого ряда стартовали две машины, оборудованные KERS. Именно это давало McLaren основания не сильно переживать по поводу Рубенса Барикелло, стартовавшего вслед за "серебряными стрелами" (кроме Ferrari и маклареновцев ни у одной команды системы рекуперации нет). А вот Феттель и Баттон, должно быть, не чувствовали себя уверенно. Прямо за Red Bull и Brawn GP расположился как раз Райкконен, на Ferrari которого система рекуперации также стояла. И не зря немец и англичанин нервничали. После того, как потухли стартовые огни, финн без особых проблем прошел две машины и сел на хвост Барикелло, который, в свою очередь, стартовал идеально, не отстав от обеих машин McLaren. В целом старт прошел без крупных инцидентов, но в боксы для замены колеса отправился Тимо Глок, повредивший покрышку о носовой обтекатель Toro Rosso Себастьяна Буэми. Швейцарец также отправился менять нос машины, то же самое проделали и в боксах Renault с машиной новобранца Ромэна Грожана, заменившего в кокпите Нельсона Пике-младшего, надоевшего боссу команды Флавио Бриаторе своими неровными результатами на протяжении полутора лет.

Первая четверка после начала гонки начала постепенно растягиваться по трассе. Примечательно, но лидер чемпионата Дженсон Баттон, в отличие от Барикелло, выступал на протяжении почти всей гонки достаточно бледно, борясь в конце очковой восьмерки. Лишь под занавес этапа англичанин смог показать лучшее время в гонке на круге, но и это достижение было перекрыто Глоком, установившим, кстати, рекорд круга в гонке. Скорее всего, причина неудачи Дженсона, финишировавшего седьмым, - шины. Мягкие комплекты разрушались достаточно быстро, поэтому такой тип приберегли на финиш гонки, а две трети дистанции Баттон преодолел на жестком типе, который гораздо долговечнее, но и медленнее на 0,3-0,4 секунды на круге более мягких шин.

Неудачник первой половины сезона – Барикелло – судя по всему, с износом резины справился лучше. Бразилец стартовал на более тяжелой машине с большим, чем у обоих пилотов McLaren, количеством топлива на борту. Отстав от лидера на 8 секунд к первому пит-стопу Хэмилтона, Барикелло на легкой машине с пустым баком сумел "пересидеть" его на несколько кругов, и после своего посещения боксов, вернулся на трассу уже в непосредственной близи от лидера, обойдя Ковалайнена. Земляк Хейкки из Ferrari остался после первого пит-стопов при своей четвертой позиции, но прошел второго номера McLaren после второй волны пит-стопов. Приближающееся второе посещение боксов Хэмилтоном и Барикелло сулило нешуточную битву за итоговую победу. Снова отстав от Хэмилтона после первой трети гонки, Барикелло с каждым кругом начал все больше взвинчивать темп, находясь при этом на жестком типе шин. После заезда Льюиса на дозаправку и смену шин, Рубенс должен был еще несколько кругов находиться на трассе, штампуя быстрые круги. Учитывая, что новый комплект шин всегда приходится пару кругов прикатывать и разогревать, скорость неизбежно падает, это обычно дает определенное преимущество тем, кто находится на трассе на легкой машине. Прием "пересиживания" на трассе не нов, но до совершенства его довели Михаэль Шумахер и … Росс Браун, работавший вместе с немцем в Ferrari. Немца за любовь к этому маневру прозвали чемпионом мира по пит-стопам, но прозвища прозвищами, а семь титулов у него уже никто не отнимет. В воскресенье Браун, ныне владеющий собственной командой, с блеском воплощал старый трюк с Барикелло, который, кстати, был в годы чемпионства Шумахера его напарником по Скудерии.

До посещения боксов Льюисом, у McLaren оставалась небольшая надежда на то, что Хэмилтон успеет проскочить мимо Барикелло после того, как тот посетит пит-лейн. Но сама же команда и похоронила надежду на возможную победу. Отъездивший два отрезка Гран-при на мягком типе резины, Хэмилтон обязан был провести финальную часть этапа на жестких шинах. Но на пит-стопе произошла заминка: механики не успели принести четвертое колесо, из-за чего действующий чемпион мира потерял несколько драгоценных секунд. Как позже выяснилось, в боксах гонщика ждали лишь круг спустя. Поэтому Барикелло, заехав в боксы через несколько кругов, вернулся на трассу с комфортным преимуществом. Льюис на прогретых, но жестких шинах, попытался было догнать Brawn GP, но куда там! Бразилец на мягких шинах ехал так, как хотел, а Хэмилтон – как мог, выжимая все соки из своего McLaren. Итог: Барикелло – первый, Хэмилтон – второй, Райкконен – третий. Бразилец был так счастлив долгожданной победе, что в момент нахождения на подиуме за него радовался каждый пришедший на автодром. Расплакавшись после финиша, сентиментальный и страстный по натуре Рубенс заявил, что посвящает победу своему другу – Фелипе Массе – находящемуся на восстановлении дома, в Бразилии.

После 11-ти этапов Дженсон Баттон имеет 72 очка, благодаря победе с четвертого на второе место разои поднялся Рубенс Баррикелло, теперь у ветерана из Brawn GP 54 очка.Следом идет Марк Уэббер с 51.5 очка и Себастьян Феттель – с 47 (оба – Red Bull). Нико Росберг принес себе и команде Williams 29.5 очков. Все выше поднимается Льюис Хэмилтон - с 27 очками он занимает шестое место, за ним с 24 очками следует Кими Райкконен. Затем идет Ярно Трулли (Toyota) с 22.5 очка. Травмированный Фелипе Масса остается при своих 22 очках, и опустился на 9 место. Тимо Глок (Toyota) с 16 баллами сохранил 10 место, столько же баллов и у Фернандо Алонсо, за ним расположились Хейкки Ковалайнен с 14 очками, Ник Хайдфельд - 6 баллов, Роберт Кубица – 3 (оба – BMW Sauber), Себастьян Буэми пока набрал 3 очка.

Снова можно констатировать, что в этом сезоне нет ни малейшей уверенности в преимуществе той или иной команды. От гонки к гонке болельщики любуются качелями фортуны, склоняющимися уже к третьей команде с начала сезона. Стартовый спурт Brawn GP в начале года летом был прерван ребятами из Red Bull, а к середине сезона и в McLaren смогли оправиться от провала первых гонок и вернуться в группу лидеров. Будущее лидеров чемпионата пока смотрится безоблачно, но если в Уокинге не снизят темпов модернизации машины, то "серебряные стрелы" могут превратиться в "грозовой фронт" для Brawn GP и Red Bull. Тем более, что лидеры сбросили темп в последних гонках. В Валенсии, например, оба пилота Red Bull остались вообще без очков: Уэббер финишировал за пределами очковой зоны, а Феттель, которому еще недавно прочили чемпионство уже в этом году, и вовсе спалил второй за уик-энд двигатель, не закончив гонки.

И уже в чем точно не приходится сомневаться, так это в том, что задача Ferrari по завоеванию третьего места по итогам чемпионата в командном зачете становится все более невыполнимой. Пока ребята из Маранелло формально числятся третьей силой, но силами одного Кими Райкконена много очков не наберешь, а Лука Бадоер пока представляется лишь "хромой уткой". Финиш на предпоследнем месте на машине, имеющей потенциал для борьбы за призовые места, - тому подтверждение. Не лучше ли посадить во вторую машину кого-то посвежее? Тем более, что на рынке появилась пара пилотов, потерявших недавно работу. Может, это и не лучшие гонщики "Формулы-1", но они гораздо лучше знакомы с техникой сезона-2009. Речь идет об отставниках Renault и Toro Rosso – Нельсоне Пике-младшем и Себастьяне Бурдэ. Вряд ли они смогли бы бороться, как Кими, за попадание на подиум, но уж шансы на очки они все-таки имеют, в отличие от Бадоера. В Скудерии упрямо твердят, что итальянцу надо «вкатиться», что приглашение за руль боевой машины – это знак уважения за многолетнюю преданность гонщика, много лет отработавшего на тестах. В пользу Луки говорит и то, что следующие две трассы (в бельгийском Спа-Франкошаме и в итальянской Монце) он знает как свои пять пальцев, в отличие от Валенсии, где он выступал впервые. Но как бы это меценатство не обошлось слишком дорого Скудерии, ведь от места на финише сезона зависит и объем отчислений от телетрансляций, распределяемых между командами. В условиях кризиса деньги лишними не бывают никогда, а речь, между прочим, идет о десятках миллионов евро.

Обозреватель Илья Морозов

Новости