Москва. 23 июля. INTERFAX.RU - Журналистам, прибывшим на пресс-конференцию президента Венесуэлы Уго Чавеса в "Президент-Отель" в Москве во вторник вечером, выпало увидеть зрелище больше напоминающее карнавал, чем встречу с прессой. Латиноамериканские женщины в брюках-клеш, военные, разукрашенные желтыми аксельбантами и золотыми погонами, чернокожие телохранители и представители российских патриотических сил, в частности, генерал Валентин Варенников и депутат Владимир Семаго - все терпеливо ждали лидера Венесуэлы, к которому обращают взоры все, кому как кость в горле американский империализм.
По залу, где некогда возвышался бюст Ленина и до сих пор стоит модель крейсера "Аврора", прогуливался летчик, державший под мышкой буклет с надписью Су-35. Красивая женщина-адъютант в красном берете и юбке, чуть выше колен, привлекала всеобщее внимание схожестью с Мисс Венесуэла. Представители венесуэльской молодежи в красных футболках с портретами Чавеса даже фотографировались с ней. Понятие о времени было, как и водится на "пылающем континенте" смещено, и с назначенного времени журналистам пришлось ждать примерно три часа, но эти издержки можно списать на плотность расписания венесуэльского лидера, сила любви к которому в Москве казалась безграничной.
К тому же скучать всё же не пришлось. Во-первых, потому что за это время экспрессивные венесуэльцы как минимум три раза поменяли место и формат пресс-конференции. А, во- вторых, потому что колорит присутствовавших мог быть сравним разве что с эффектом, который на московских журналистов произвели представители движения ХАМАС. Депутат Семаго рассказывал о судебном иске, который он предъявил президенту Бушу за свои убытки от потерянных нефтяных контрактов в Ираке.
Задремать не давал и восходящая звезда российской живописи Василий Нестеренко, развернувший в фойе "Президент-отеля" портрет президента Чавеса собственной работы, где пассионарный лидер изображен с бюстом Симона Боливара. Живописец (больше напоминающий сотрудника президентской администрации) то разворачивал портрет, то накрывал его белым полотном. А потом и вовсе унес. Из зала, где первоначально была запланирована пресс-конференция, вынесли красно-сине-желтый венесуэльский флаг и журналисты даже забеспокоились, что встречи с прессой не будет. Потом дама из пресс-службы президента сообщила выстроившимся вдоль прохода операторам, что Чавес сразу поднимется в номер и на вопросы отвечать не будет. Но всё обошлось, потому что президент Чавес не мог завершить свой визит в Москву не пообщавшись с народными массами. Когда кортеж венесуэльского лидера въехал во двор "Президент-отеля", соответствующая случаю суета усилилась, а узнаваемый враг Буша поднялся по мраморной лестнице в сопровождении свиты. Военные выстроились в одну шеренгу, а президент прошел в номер. "Должен умыться", - пояснила помощница.
Вот тут-то суета достигла пика, потому что венесуэльцы приняли решение проводить пресс-конференцию в фойе. Телохранители стали передвигать мебель, расставлять стулья, отгонять журналистов. Снова принесли флаг и водрузили на него специальную ленту. С журналистов собрали вопросы и долго пытались разобраться, кто есть кто. Чавес не заставил себя долго ждать, но прежде чем выйти к журналистам долго жал руку генералу Варенникову, который подарил президенту статую танцовщицы с бубном. Видимо, он счел, что это лучший подарок врагу империализма. Представители венесуэльской молодежи сказали президенту "Venseremos!"("Мы победим").
Когда же Чавес все же добрался до стола пресс-конференции, он сразу стал зачитывать вслух заранее заготовленные вопросы, чем совершенно сбил с толку журналистов. Он сказал: "Заключили контрактов на поставку оружия на 30 миллиардов долларов". Некоторые журналисты подумали, что это не вопрос, а утверждение и бросились звонить в свои редакции, чтобы сообщить эту сенсационную новость. После зачтения второго вопроса ясность возобладала. Прочитав вслух все вопросы, президент Чавес решил, что вначале должен обратиться к венесуэльскому народу, несмотря на разницу во времени между Москвой и Каракасом. Потом он счел нужным напомнить о своих дружеских чувствах к Дмитрию (нынешнему президенту России Дмитрию Медведеву) и Владимиру (премьер-министру России Владимиру Путину), с которыми у него сложился настоящий треугольник. Говорил президент долго и цветисто, обращаясь к присутствовавшим лично и пытаясь называть их по именам. Особенно его задел вопрос представителя агентства Reuters, которого он назвал "бледнолицым". "Ты должен понять, что черные люди обладают такими же правами, как и ты - белый" - решил поучить Уго Чавес представителя славного агентства англо-американских новостей. Примерно в таком же ключе он обратился к корреспонденту "Интерфакса", сочтя её слишком яркой блондинкой.
Затем президент Венесуэлы долго говорил о том, с каким восторгом встретят венесуэльцы российский военно-морской флот, если он захочет прибыть к венесуэльским берегам. "Ведь это не 4-й флот США, который угрожает нашей стране" - сказал он. "Мы развернем флаги, будем бить в барабаны, танцевать и петь песни, когда к нам придут русские корабли" - сказал Чавес. Вспомнив свою размолвку с королем Испании Хуаном Карлосом, который во время одной из официальных встреч предложил Чавесу, постоянно вставлявшему реплики в ходе выступления короля, немножко помолчать, президент Венесуэлы сообщил, что в ближайшее время намерен снова встретиться с королем. "И буду говорить, говорить, говорить, потому что достоинство человека должно быть соблюдено", - резюмировал президент Чавес. А вечер только начинался: президента еще ждали представители российских деловых кругов.
Обозреватель Петр Кретович