Москва. 12 августа. INTERFAX.RU – Встреча президентов России и Франции, состоявшаяся сегодня, 12 августа, в Кремле, прошла плодотворно – Дмитрий Медведев и Николя Саркози приняли совместное заявление, в котором перечислили следующие принципы решения грузино-осетинского конфликта: не прибегать к использованию силы, окончательно прекратить все военные действия, обеспечить свободный доступ гуманитарной помощи. Кроме того, документ предусматривает возвращение вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации, вывод вооруженных сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий и начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.
После окончания встречи президенты приняли участие в пресс-конференции, посвященной итогам этих переговоров. Во время разговора с журналистами глава российского государства заявил, что Россия достигла всех поставленных целей при проведении миротворческой операции в Грузии, восстановила статус-кво, защитив правопорядок и проживающих в Южной Осетии граждан РФ. "Операция по принуждению грузинских властей к миру, которая велась усиленным российским миротворческим контингентом, принесла свои результаты, и поэтому мы ее закончили", - отметил он, добавив, что "это нужно было сделать именно сегодня, а не вчера и не завтра". "Тем самым принято временное решение о прекращении огня до момента полного урегулирования проблемы", - подчеркнул Медведев.
При этом президент РФ назвал "враньем" утверждения грузинского руководства о том, что огонь в зоне грузино-осетинского конфликта был прекращен грузинской стороной два дня назад. "Грузинские силы обстреливали миротворцев. К сожалению, и вчера были погибшие. Делалось это и из артиллерийских орудий, и из стрелкового оружия. То есть, иными словами, никакого прекращения огня с грузинской стороны не было", - сказал он, обосновав необходимость применения военной силы с российской стороны тем, что грузинские войска использовали против мирного населения авиацию и артиллерию.
"Отморозки тем и отличаются от нормальных людей, что когда они чувствуют запах крови, их очень трудно остановить. И тогда приходится прибегать к хирургическим методам", - сказал президент РФ.
Кроме того, Медведев отметил, что, если бы Россия не вмешалась в конфликт, то человеческих жертв было бы еще больше. "Никаких других возможностей отвечать у нас не было, и история последних пяти дней показала, что этот ответ был наиболее эффективным и наиболее последовательным. Если бы мы не сделали этого, количество смертей было бы многократно больше", - заявил президент России, добавив, что только такая реакция, какая последовала от России, и является адекватным ответом на явное нарушение международного права.
В свою очередь, Николя Саркози посоветовал России обратиться в международный суд для привлечения руководства Грузии к ответственности за геноцид осетинского народа. "Франция сказала России: это неправильное решение - война. Если говорить об этнических чистках, геноциде - существуют международные инстанции, существует международный уголовный суд", - заявил французский президент.
В этом вопросе Медведев согласился со своим иностранным коллегой, заявив, что Россия намерена поднимать вопрос об этнических чистках для обсуждения в международном сообществе. "Мы со всей твердостью этот вопрос поднимали и будем поднимать перед теми, кто за них отвечает", - отметил он, добавив, что некоторые партнеры "почему-то просят этот вопрос не поднимать, в том числе и в конфиденциальных разговорах". "Стесняются, наверное", - прокомментировал этот факт российский президент.
Кроме того, Медведев резко осудил применение двойных стандартов при оценке действий политических деятелей, виновных в массовых убийствах мирных граждан. "Очень странной является ситуация, когда один персонаж, совершивший тысячи убийств, характеризуется как террорист и ублюдок, а другой - как законно избранный президент суверенной державы", - сказал он.
Что касается будущего российских миротворцев, находящихся сейчас в зоне конфликта, президент РФ заявил, что они и впредь будут выполнять свои обязанности в Южной Осетии и Абхазии. "Так было и так будет!", - сказал он.
Комментируя ситуацию, президент Франции Николя Саркози заявил журналистам, что, по его мнению, по югоосетинской проблеме, которая была предметом дискуссий в Совете Безопасности ООН с 1992 г., нет окончательного решения. При этом он отметил, что вместе с президентом России Дмитрием Медведевым они "провели несколько часов в дискуссиях, и план прекращения боевых действий, который президент Медведев объявил - хорошая новость для всех, кто привержен миру".
Кроме того, Саркози сообщил, что он намерен обсудить выработанные принципы урегулирования конфликта с президентом Саакашвили, с которым он намерен встретиться в ближайшее время.
Саркози также отметил, что Европа готова рассмотреть вопрос об участии миротворцев в урегулировании конфликтов на Кавказе. "Могла бы Европа участвовать в миротворческих силах? Она готова! Конечно же!" - заявил он, добавив, что конфликт в Южной Осетии происходит у границ Европы, "а вопрос отношений между Россией и Европой - это вопрос стратегический".
"Мы хотим иметь хорошие отношения с Россией, более того, хотим укреплять отношения с Россией и, само собой разумеется, мы готовы подумать о возможности участия наших сил в этих форматах", - добавил глава французского государства.
Кроме того, по заявлению Николя Саркози, Медведев заверил его, что российская сторона не собирается оставлять свои войска на территории Грузии. Президент Франции также добавил, что, по его мнению, надо говорить не о территориальной целостности Грузии, а о более широких понятиях. "Грузия - это независимая суверенная страна. Думаю, это формула более широкая, чем формулировка территориальной целостности", - подчеркнул французский президент. Он напомнил журналистам, что международные миротворцы присутствовали в Южной Осетии и Абхазии еще до начала вооруженного конфликта – а это свидетельствует о том, что в регионе были проблемы, которые нужно было урегулировать.
Дмитрий Медведев, в свою очередь, подтвердил, что Россия, безусловно, признает независимость и суверенитет Грузии, - заметив, правда, при этом, что суверенное государство не может делать все, что ему заблагорассудится. "Даже суверенные государства должны отвечать за свои действия", - подчеркнул он.
Отвечая на вопрос о независимости Абхазии и Южной Осетии, Медведев заявил, что только народы этих республик должны дать на него ответ – а не Россия или какое-либо другое государство. "Могут ли и хотят ли осетины и абхазы жить в составе Грузии? Этот вопрос нужно задать им самим. И они дадут на него свой недвусмысленный ответ, - сказал он. - Это должно происходить в строгом соответствии с нормами международного права, хотя и международное право за последние годы изобилует очень сложными примерами самоопределения народов, возникновения новых государств".
Мария Христианова