Москва. 25 ноября. INTERFAX.RU - Экономические реформы Дэн Сяопина, позволившие китайской экономике стать одной их самых мощных в мире, основаны, в том числе, на идеях русских реформаторов 20 века, говорится в статье экс-мэра столицы Юрия Лужкова, опубликованной в "Собеседнике" во вторник.
"Историческая необходимость диктовала Китаю поиск наиболее быстрого выхода из тяжелейшего экономического положения. Этот выход многие дальновидные ученые и политические деятели видели в использовании опыта социализма, проходившего переломные этапы на ранних стадиях", - говорится в статье.
В частности, этими соображениями Лужков объясняет интерес китайских экономистов к наследию Бухарина и его детищу – НЭПу.
"Результаты НЭПа стали ошеломительными. Молодая страна (РСФСР – ИФ) вышла из ужасающей нищеты в короткий срок. Это, конечно, не могло не заинтересовать тех в Китае, кто хотел дать толчок к развитию стране, обескровленной "культурной революцией", голодом и плохой организацией хозяйственного руководства", - отмечает Лужков.
Также, по его мнению, китайские специалисты пристально изучали идеи советского деятеля более поздней эпохи – Алексея Косыгина, который занимался реформированием отечественной экономики после правления Хрущева.
"Обращаясь к китайским реформам и задавая себе вопрос, были ли использованы идеи Косыгина, вряд ли мы получим точный положительный ответ. Но, безусловно, определенную аналогию в мерах, предпринятых в Китае примерно через 15 лет после начала косыгинских реформ, заметить можно", - отмечает Лужков.
Автор статьи подчеркивает, что успехи китайской экономики, ее бурное развитие, безусловно, - заслуга не столько российских специалистов, сколько китайских реформаторов, использовавших и трансформировавших международный опыт. "Жаль, что мы не используем опыт Китая, в котором заложен и талант этих великих людей из России", - посетовал Лужков.