Москва. 26 марта. INTERFAX.RU - Начальник управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействия экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры России Юрий Хохлов в интервью "Интерфаксу" рассказал о значительном росте преступлений экстремистской направленности, причинах этого, а также о том, как ситуация на Украине сказывается на российском сегменте соцсетей.
- Юрий Павлович, СМИ практически ежедневно сообщают о реакции правоохранительных органов, той же прокуратуры на те или иные публикации в Интернете, проверках различных организаций на предмет исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Какова ситуация в этой сфере и насколько она изменилась в последние годы?
- Мир стремительно меняется, развиваются средства коммуникации и масштабы вовлеченности в публичное пространство людей, в том числе и тех, кто не отличается особым уважением к закону. Не стоим на месте и мы. Прокуроры уделяют большое внимание вопросам профилактики и предупреждения негативных процессов, совершенствуются формы и средства борьбы с проявлениями экстремизма. Главный наш инструмент – надзорный. В прошлом году прокурорских проверок в этой сфере проведено почти 30 тысяч, а это заметно больше чем за предыдущий год, выявлено более 47 тысяч нарушений.
Если говорить об эффективности и качестве прокурорского надзора, то отмечу, что в следственные органы направлено 132 материала для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В суды направлено 619 заявлений о признании информационных материалов экстремистскими и шесть ходатайств о ликвидации и запрете деятельности экстремистских организаций.
- Цифры цифрами. А много это или мало? Какова динамика?
- Анализ показывает, что за последние десять лет в нашей стране произошел значительный рост преступлений, связанных с экстремизмом – почти в восемь раз. К примеру, в 2004 году было зарегистрировано 130 , а в 2014-м – уже 1034 криминальных деяний экстремистского характера. Кстати, не снижается и в этом году активность деструктивных организаций и отдельных лиц, размещающих в глобальной сети призывы к экстремистской деятельности. По таким фактам возбуждено и расследовано только в прошлом году 181 уголовное дело.
Причины подобной ситуации мы видим в тех изменениях, которые внесены в уголовное законодательство, а именно в появлении в некоторых составах преступлений соответствующих квалифицирующих признаков, а также в совершенствовании практики правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений данной категории.
- То есть, иными словами, на статистику преступности в этой сфере повлияли не только экстремисты, но и законодатели с правоприменителями?
- В принципе можно и так сказать. Кстати, напомню, что с прошлого года в федеральный закон о защите информации внесены изменения, регламентирующие, в том числе, порядок взаимодействия Генеральной прокуратуры и Роскомнадзора. Так вот, в минувшем году по направленным в Роскомнадзор требованиям, в интернете было удалено с более чем 3000 интернет-страниц противоправной информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых (публичных) мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка.
Кроме того, изучив материалы о возможных угрозах дестабилизации общественно-политической обстановки в Крымском федеральном округе, Генеральная прокуратура России направила в Верховный Суд РФ заявление о признании украинских организаций "Правый сектор", "Украинская национальная ассамблея-Украинская народная самооборона" (УНА-УНСО), "Украинская повстанческая армия" (УПА), "Тризуб им. Степана Бандеры" и "Братство" (все они запрещены на территории РФ) экстремистскими и запрете их деятельности на территории РФ. 17 ноября 2014 года высшая судебная инстанция полностью удовлетворила наше заявление.
Также мы направили в Роскомнадзор требование об ограничении доступа к сети интернет материалов этих организаций.
В целом, результаты проведенного обобщения показывают, что сложившуюся в субъектах РФ ситуацию в сфере противодействия экстремизму, межнациональных и конфессиональных отношений можно оценить как стабильную.
- Скажите, пожалуйста, привлекались ли социальные сети к ответственности за распространение экстремистских материалов?
- В случае с социальными сетями непосредственным виновником данных деяний являются, как правило, пользователи социальных сетей. Генеральная прокуратура РФ не располагает информацией о привлечении к ответственности администраций социальных сетей.
- А как влияет на обстановку в этой сфере приток мигрантов в нашу страну?
- Мы считаем, что присутствие на территории России мигрантов не представляет угроз национальной безопасности. Вместе с тем, гибкие условия пребывания в Российской Федерации для граждан стран Содружества независимых государств, в определенной степени расширяют возможности для активизации транснациональной преступности. Присутствие большого количества трудовых мигрантов в наиболее развитых регионах страны, прежде всего в центральных, способно также оказывать негативное влияние на сферу межнациональных отношений.
При этом важно отметить, что в общей структуре преступности в нашей стране совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства преступления незначительны.
- Отразились ли украинские события на обстановке в сфере борьбы с экстремизмом?
- Да. Мы отмечаем всплеск активности интернет-сообщества. Российские социальные сети используются лидерами и участниками украинских вооруженных формирований для пропаганды своей деятельности. В прошлом году неоднократно фиксировались случаи призывов к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности РФ, к массовым беспорядкам и незаконным публичным акциям.
В соответствии с федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Генеральная прокуратура России направляет требования в Роскомнадзор о блокировании интернет-сайтов с подобными призывами, вплоть до удаления противоправной информации.
- В структуре российской прокуратуры недавно появились два новых подразделения – прокуратура Республики Крым и прокуратура города Севастополя. Справляются ли местные прокуроры с проявлениями экстремизма?
- Надзор в сфере противодействия экстремизму и терроризму этими прокуратурами организован в соответствии с приказами Генерального прокурора России по данному направлению деятельности. Пресекается любая деструктивная деятельность, независимо от гражданства, национальности, вероисповедания лиц, ее осуществляющих, и других обстоятельств.
Прокуроры Крыма провели в 2014 году свыше семисот проверок, выявили более тысячи семисот нарушений закона. К дисциплинарной ответственности привлечено 270 должностных лиц. Всего за год правоохранительными органами республики возбуждено 10 уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности. При этом надо отметить, что определенные силы пытаются придать межнациональную "окраску" событиям, которые в действительности таковыми не являются.
В частности, прокуратура Крыма неоднократно выносила предостережения о недопустимости нарушений федеральных законов "О противодействии экстремистской деятельности" и "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в отношении одного из руководителей незарегистрированной общественной организации "Меджлис крымскотатарского народа" Ахтема Чийгоза, допускавшего высказывания экстремистского характера. Несмотря на это, он продолжал свою противоправную деятельность. В начале этого года прокуратура поставила перед следственными органами вопрос об уголовном преследовании по факту организации массовых беспорядков 26 февраля 2014 года у здания Верховного Совета Крыма, сопровождавшихся насилием и уничтожением имущества. В результате возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 ст. 212 УК РФ. В ходе расследования установлена непосредственная причастность Чийгоза к организации противоправных действий. По решению суда он взят под стражу. Принимаются все меры к тому, чтобы виновные лица понесли предусмотренное законом наказание.