Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU - Председатель Комитета министров Совета Европы, глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс в ходе своего визита в Москву на текущей неделе рассказал специальному корреспонденту "Интерфакса" Морозовой Дарье о перспективах возобновления участия России в ПАСЕ, дал оценку ситуации в урегулировании конфликта на Украине, а также разъяснил позицию Бельгии в связи с российскими продовольственными конртмерами и возможностью отмены продовольственного эмбарго со стороны России для этой страны, а также по двустороннему российско-бельгийскому сотрудничеству.
- Господин министр, каковы перспективы возобновления участия России в ПАСЕ? Как известно, Россия приостановила свое участие в работе ПАСЕ до конца года после того, как было принято решение о лишении российской делегации ряда полномочий. Ожидаете ли Вы, что появятся условия, при которых российская делегация сможет возобновить работу в ПАСЕ до конца срока введенных ограничений?
- Эта ситуация обсуждается между делегациями ПАСЕ. Что касается позиции бельгийской стороны, то мы призываем различать между собой Парламентскую ассамблею ПАСЕ и Комитет министров Совета Европы. Поэтому, что касается позиции Парламентской ассамблеи по вопросу возможности возобновления полномочий России, то здесь не стоит ожидать больших перемен в позиции. На сегодняшний день ситуация на Украине все еще остается нестабильной, и для ее изменения потребуется время. Минские договоренности предусматривают выполнение прописанных в них положений до конца текущего года. Ожидать, что позиция по полномочиям России в ПАСЕ изменится до конца текущего года, не надо. Не стоит надеяться, что Парламентская ассамблея Совета Европы пересмотрит свое решение о приостановке полномочий делегации РФ в ПАСЕ в случае отсутствия существенного прогресса в процессе мирного урегулирования на Украине. Я полагаю, что до конца текущего года таких существенных изменений на территории Украины, которые могли бы изменить ситуацию, не произойдет.
Но это нам не мешает продолжать сотрудничать с Россией по линии Комитета министров Совета Европы. В Комитете полномочия РФ не блокировались, мы продолжаем работать вместе. Ожидается, что 19 мая мы опубликуем совместное заявление по вопросу борьбы с радикализмом, терроризмом и экстремизмом, я рассчитываю, что оно будет принято консенсусом вместе с Россией.
В конце марта у нас состоялось заседание на уровне министров юстиции с участием России, в ходе которого было принято совместное заявление по выполнению постановлений ЕСПЧ. На сегодняшний день мы продолжаем работать с Россией в таком формате.
- Ожидаете ли Вы, что Россия примет участие в заседании Комитета министров Совета Европы в мае?
- Мы ожидаем, что глава МИД РФ Сергей Лавров примет участие в заседании Комитета 19 мая. В ходе нашей двусторонней встречи он подтвердил, что собирается на ней присутствовать, если не случится ничего экстренного.
- То есть правильно ли я понимаю, что, несмотря на решение мониторингового комитета ПАСЕ о приостановке полномочий российской делегации, работа в Комитете министров Совета Европы не пострадала?
- Да, можно сказать, что деятельность в рамках Комитета не пострадала. Министры убеждены, что необходимо сохранять контакт с Россией и продолжать совместную работу. ПАСЕ - это другой орган, где решения принимают делегации.
- Бельгийские производители сельхозпродукции ощутили на себе действие российских продовольственных контрмер, введенных в ответ на санкции ЕС, обсуждали ли Вы в ходе беседы с Сергеем Лавровым возможность частичной отмены продовольственного эмбарго для Бельгии, как это обсуждается с Грецией и Венгрией? Хотели ли в Бельгии получить аналогичное предложение о смягчении контрмер со стороны России?
- Бельгия ведет политику, солидарную с Евросоюзом, поэтому обсуждения подобного рода предложений, о смягчении эмбарго, должны вестись между ЕС и РФ.
В ходе переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым мы этой темы не касались. Мы работаем в рамках позиции Евросоюза, поэтому никаких особых требований в связи с продовольственным эмбарго России Бельгия не предъявляла.
Но хочу отметить, что экспорт бельгийских товаров в Россию действительно сократился. Если рассматривать именно сельскохозяйственный сектор, то в целом экспорт в этой отрасли возрос с конца прошлого года и до настоящего времени, поскольку мы сумели найти другие рынки сбыта, других партнеров, чтобы развивать производство в сельскохозяйственном секторе.
В то же время, несмотря на санкции ЕС и ответные контрмеры России, существуют сектора экономики, в которых сотрудничество с Россией продолжается.
Я встречался с представителями российской компании "Новатэк" и представителем бельгийской компании "Fluxys LNG", так как мы хотели бы создать хаб по приему сжиженного газа, который принимался бы в городе Зеебрюгге. Российско-бельгийское сотрудничество в сфере энергетики продолжается: мы ищем, каким образом можно было бы развить нашу совместную работу. С тем, чтобы развивать сотрудничество в сфере бизнеса было удобнее, мы даже запустили с прошлого месяца дополнительные прямые рейсы Санкт-Петербург - Брюссель, а также у нас появился рейс из Китая с остановкой в Москве, который прибывает в региональный аэропорт Льежа.
Кроме того я предложил Сергею Лаврову не только принять участие в заседании Комитета министров Совета Европы, но и подписать на его площадке соглашение об отмене двойного налогообложения между Бельгией и Россией. Это соглашение уже составлено, осталось только подписать. Мы попробуем сделать это в мае.
Данное соглашение позволяет избегать двойного налогообложения, и это даст возможность российским инвесторам в Бельгии, а также бельгийским инвесторам в России вывозить полученную прибыль из страны, не платя налоги дважды. Кроме того, это соглашение позволит избежать случаев мошенничества в сфере налогообложения.
- Не сократились ли российские инвестиции в Бельгии в связи с трудной политической ситуацией и санкциями?
- Сильных изменений в объеме инвестиций не произошло. Основной сектор, где присутствуют значительные российские инвестиции - это сфера металлургии, кроме того сейчас мы заключили газовое соглашение с "Новатэком", по которому сжиженный газ будет поступать в порт Зеебрюгге, как я уже сказал, а оттуда он будет доставляться по всей остальной стране. Кроме того, у нас заключено очень серьезное соглашение в сфере алмазной промышленности. Поскольку Россия становится одним из крупнейших производителей сырых алмазов, а бельгийский Антверпен - главный алмазный рынок мира. На его долю приходится около 80 процентов алмазов.
- Ожидаете ли Вы, что Россия выполнит решение Европейского суда по правам человека о выплате компенсаций миноритариям ЮКОСа?
- В марте прошло собрание всех министров юстиции Совета Европы. И есть обязательство, которое взяла на себя и Российская Федерация - о продолжении выполнения решений и постановлений ЕСПЧ.
Теперь обсуждаются модальности этого решения. Я считаю, что желание со стороны РФ выполнять решения Страсбурга есть, но в какой форме оно будет выполнено в данной ситуации - это уже вопрос, который будет обсуждаться. Я надеюсь, что решение по делу ЮКОСа будет найдено. У нас нет больших сомнений что Россия выполнит взятые на себя обязательства. Но в какой форме - мы ждем заявлений со стороны Государственной Думы. Если это решение не будет приведено в исполнение ни в каком виде, то это породит новые проблемы, и повлечет за собой осуждение со стороны ЕСПЧ.
- Как Вы оцениваете ход расследования по делу об убийстве Бориса Немцова? Есть ли, на Ваш взгляд, в этой связи перспективы усиления санкций со стороны ЕС в отношении России?
- Расследование этого преступления началось, и мы следим за развитием ситуации. Я посетил место, где произошло преступление. Для нас важно дать понять, что, кто бы ни вел расследование - исключительно российская сторона или же международные эксперты, важно, чтобы оно было прозрачным, и была возможность проверить предоставленные данные. Как председатель Комитета министров Совета Европы я хотел бы, чтобы Совет Европы мог мониторить проводимое Россией расследование, и чтобы к концу года мы могли бы сказать, что российское расследование ведется достаточно качественно и прозрачно, и поэтому нам не нужно проводить международное расследование по этому делу. Сейчас расследование начато, мы видели первые данные об арестах, но мы ждем возможности проверить все предоставленные российской стороной доказательства по этому делу.
В ходе своих переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавров я проинформировал о просьбе сделать расследование как можно более прозрачным. Если в какой-то момент мы поймем, что транспарентности по этому делу нет или что расследование не продвигается должным образом, вновь будут выдвинуты предложения о проведении расследования с участием международных экспертов. Но первая наша просьба - это предоставление возможности иметь открытый доступ к информации по этому делу. Ситуация с расследованием убийства Бориса Немцова будет прорабатываться в Совете Европы в ближайшее недели, чтобы оценить, на какой стадии находится на данный момент российское расследование.
Бельгия всегда очень осторожно дает оценки этой трагедии, поскольку интерпретации многочисленны. Я знаю, что и в России по этому вопросу у всех есть свое мнение. Для нас важно, чтобы все данные по этому делу были проанализированы и приняты во внимание. Если появится чувство, что данных недостаточно или они недостаточно открыты, то мы вновь попросим провести международное расследование.
- Правильно ли понимать, что если расследование не будет достаточно прозрачным и открытым, то России все-таки могут грозить новые санкции?
- Если расследование будет пробуксовывать, то, конечно, появятся некоторые сложности. На мой взгляд, обсуждение деталей расследования в Совете Европы помогает избежать подобного рода напряженности. Развитие ситуации будет зависеть от российских властей, проведут ли они расследование открыто.
Если в Совете Европы поймут, что расследование идет не достаточно хорошо, что его открытость недостаточна, за этим последует соответствующая реакция. Но нужно быть реалистами: убийство Бориса Немцова - драматическое событие, которое вызвало огромный общественный резонанс как в России, так и за ее пределами. Пока расследование только началось, поэтому не стоит требовать от России ответов слишком быстро. Нужно дать российским следователям время, хотя бы минимум времени, чтобы они подготовили соответствующий доклад.
- Как Вы оцениваете ситуацию с положением задержанной украинской летчицы Надежды Савченко? Считаете ли Вы, что она должна быть освобождена как депутат ПАСЕ, продолжат ли в СЕ настаивать на этой формулировке?
- Я обсуждал этот вопрос с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Как он отметил, речь не идет об аресте по политическим мотивам, но о задержании в связи с той ролью, которую Надежда Савченко сыграла в ходе боевых действий на Юго-Востоке Украины, что привело к гибели российских журналистов. Мы проверили, что к ней допущены представители Украины, мы также проверяем состояние ее здоровья. Но наши озабоченности в связи с этой ситуацией сохраняются. Для нас ее освобождение должно быть обусловлено выполнением минских договоренностей об обмене пленными всех на всех.
Но на данный момент, как мне удалось узнать, ей обеспечен консульский доступ, общение с членами семьи. Я надеюсь, что мы найдем решение этой ситуации в ближайшие месяцы - мы постоянно обсуждаем проблему с российскими властями.
- Но все-таки Вы настаиваете, что Н.Савченко должна быть освобождена в соответствии с выполнением пунктом минских договоренностей, или же в связи с тем, что она является депутатом от Украины в ПАСЕ?
- Как представитель Бельгии и председатель Комитета министров совета Европы я отмечаю, что основная цель - это освобождение Надежды Савченко. Мы задействовали для этого различные каналы. Конечно, наличие у нее депутатского иммунитета тоже может быть одним из инструментов для ее освобождения, но мы делаем акцент на то, что есть соглашение об освобождении пленных в зоне вооруженного конфликта.
Мы приняли во внимание позицию России о том, что она причастна к гибели российских журналистов и что расследование по этому делу ведется. Наша задача -проконтролировать, чтобы Н.Савченко содержалась в соответствующих условиях, имела возможность контактировать с представителями украинского консульства, со своей семьей, а также могла подать требование о своем освобождении. Но могу признаться, что нам не важен канал, через который нам удастся это сделать. Главное, добиться освобождения.
- Используют ли в ЕС все необходимые инструменты для оказания давления на Киев, чтобы украинские власти выполнили свои обязательства по Минским договоренностям?
- Как известно, в понедельник состоится заседание глав МИД в "нормандском формате", чтобы оценить процесс выполнения Минских договоренностей от 12 февраля. Мы используем имеющиеся в нашем распоряжении инструменты для оказания давления на Киев. Киев должен провести экономические, социальные реформы, а также начать политический диалог, в частности обсуждение вопроса децентрализации на Украине. И в вопросе выполнения этих обязательств Совет Европы может сыграть важную роль.
В Москве заявляют о наличии нареканий в адрес Киева по вопросу выполнения минских договоренностей, и мы готовы рассмотреть эту ситуацию. Я считаю, что и ЕС, и США, и другие члены международного сообщества могут повлиять на Киев, с тем, чтобы процесс выполнения Минских договоренностей начал двигаться.
Отмечаем, что, в первую очередь, необходимо выполнить основополагающие положения Минских договоренностей: это прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, а также восстановления контроля Украиной над границей.
В то же время в процессе мирного урегулирования важно желание представителей сепаратистов участвовать в политическом диалоге. Поэтому нужно оказывать давление на обе стороны конфликта на Украине. В Европе готовы оказать давление на Киев, чтобы необходимая часть соглашения была выполнена властями Украины, но наше принципиальное требование - это чтобы Россия также использовала свое влияние на представителей Луганска и Донецка, чтобы они проводили необходимые изменения.
Самый чувствительный вопрос в мирном урегулировании на Украине - это ситуация с Крымом. Вы знаете, что для нас Крым - это часть территории Украины, на него распространяется суверенитет этой страны.
Мы хотели бы, чтобы вопрос Крыма был на повестке дня и в рамках обсуждений пунктов соглашения минских договоренностей. Ситуация с Крымом остается сложным вопросом в отношениях с Москвой.
Мы отдаем себе отчет, что существуют двусторонняя ответственность, мы никогда не считали, что исполнение Минских договоренностей будет происходить только путем оказания давления на Луганск и Донецк, необходимо работать и с Киевом. В этой работе и есть смысл встречи министров иностранных дел России, Украины, Франции и Германии. Другого решения, кроме как политического, у этого конфликта на Украине нет.
- Существует ли возможность признания со стороны Европы Крыма в составе России?
- Мы не против того, чтобы вопрос о присоединении Крыма к России был поставлен перед населением полуострова после восстановления территориальной целостности Украины. Но проведение референдума не должно напоминать то, что было сделано - с присутствием военных, быстро, с оказанием давления.
В то же время важно, чтобы в Российской Федерации отдавали себе отчет в том, что вслед за Крымом и другие регионы в других частях света могут попросить для себя права выбрать другую судьбу, войти в состав другого государства.
Если решение о судьбе Крыма будет принято после выполнения Минских договоренностей и урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины, то я не вижу к этому препятствий. Но обращаю внимание, что в таком случае придется соблюдать одни и те же правила повсюду. Если мы говорим, что на уже сложившейся территории население может выбирать свою судьбу, то нужно дать возможность сделать то же самое и в других странах и регионах.