Москва. 23 апреля. INTERFAX.RU - Руководитель Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский не верит в "китайскую угрозу" и не следит за судьбой экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена. В интервью обозревателю "Интерфакса" Павлу Коряшкину он заявил, что жителей юго-восточной Украины и молдавской Гагаузии в России ждут преференции, а россиянам, возможно, разрешат иметь сразу два загранпаспорта.
- Константин Олегович, как санкции сказываются на миграционном сотрудничестве с Западом? Ведется ли сейчас диалог по реадмиссии? Про переход на безвизовый режим с ЕС можно забыть?
- Несмотря на "охлаждение" по многим направлениям, сотрудничество России с Европейским союзом на миграционном направлении продолжает развиваться как в рамках Диалога Россия-ЕС по миграции, так и на двусторонней основе.
В рамках Диалога Россия-ЕС по миграции проходят встречи экспертов, не за горами и встречи старших должностных лиц. В настоящее время готовимся к очередной сессии Диалога "Международная защита", она состоится в мае-июне в Москве.
Диалог по реадмиссии с ЕС работает в полном объеме, он эффективен.
Что касается безвизового въезда, я назову ситуацию сложной для прогноза.
- На днях в Москве состоялось очередное заседание Совета руководителей миграционных органов стран СНГ. Вы довольны итогами?
- Диалог непростой, но мы учимся слышать друг друга и договариваться. Некоторые страны принимают трудовых мигрантов, другие отправляют. Скажу так: чем дальше, тем лучше. Мы находим взаимоприемлемые варианты решения проблем.
По итогам последнего заседания начали выработку общих подходов к интеграции долгосрочных мигрантов – выходцев из СНГ. Продолжается работа по формированию единого подхода стран СНГ к определению и классификации мигрантов, а также разработке методологии учета миграции населения.
- На заседании не было представителей Украины и Молдавии. Это связано с их нынешней ориентацией на ЕС?
- Эти страны участвовали в работе Совета в качестве наблюдателей. Отсутствие их представителей, наверное, досадное явление, которое не способствует решению миграционных проблем. Возникает - у них больше нет миграционных служб или из этих стран к нам не едут мигранты? Едут.
Надеюсь, что ситуация не за один месяц и не за один год, но изменится, и круг нашего взаимодействия на площадке СНГ будет шире.
С Украиной сейчас контактов практически нет.
С Молдавией мы работаем в двустороннем формате, но не считаю, что достаточно активно. Наши двери открыты, мяч на стороне партнеров.
Я очень скептически отношусь к мнению, что все мигранты из Молдавии и Украины поедут на заработки в Европу. Основной площадкой трудовой деятельности и для молдаван, и для украинцев останется Россия.
- Говорят, что определенные миграционные преференции могут сделать для жителей молдавской Гагаузии?
- В прошлый вторник я встречался с главой Гагаузии Ириной Влах. Мы услышали проблемные позиции Гагаузии и готовы помочь.
В первоочередном порядке будем рассматривать обращения, связанные с пересмотром решений о закрытии въезда. Также скоординировали органы власти Гагаузии с нашими структурами, которые занимаются выдачей патентов на работу.
- Если мы говорим о постсоветском пространстве, с кем у России активнее развивается сотрудничество в сфере миграции?
- Лучше всего - с Белоруссией во всех форматах. Безусловно, играет роль то, что мы - Союзное государство.
Развивается диалог с Таджикистаном, другими партнерами из СНГ. Большей активности мы бы хотели от наших узбекских партнеров.
- Из каких стран в Россию идет основной поток мигрантов? Выходцы из каких стран более законопослушные, из каких – менее?
- Больше всего к нам едут работать из Узбекистана и Таджикистана. Закономерно: те, кого больше, совершают больше правонарушений.
- Кризис сильно повлиял на приток мигрантов в Россию?
- Не сильно. Если не брать в расчет приезжающих с Украины, есть небольшое снижение миграционного потока, но несущественное – процентов на 7.
В первые дни января приток мигрантов снизился на 70 процентов. Это был результат экономии – в новогодние праздники билеты дороже.
Сейчас усилился выезд. Раньше было так: в Россию приезжает гражданин СНГ и два-три-четыре месяца ищет работу, подрабатывая, порой и совершая правонарушения. Сейчас, понимая, что въезд может быть закрыт на срок до 10 лет, люди стали более законопослушными. Это и есть цивилизованная миграция, а не наполнение территории Российской Федерации иностранными гражданами.
- Сколько украинцев получили в России временное убежище?
- Около 950 тыс. выходцев с юго-востока Украины находятся на территории России. Это константа. Несмотря на отсутствие активных боевых действий, возвращаться люди не торопятся.
Более 330 тыс. украинцев получили временное убежище в России, около 180 тыс. – разрешение на временное проживание.
С 1 апреля 2014 года 76 тыс. граждан Украины приняли участие в госпрограмме содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. Процент выхода из программы – всего 1,5.
Гуманитарная катастрофа на Украине никуда не делась. Об этом говорим не только мы, но и УВКБ ООН, Международный Красный Крест, ОБСЕ. Разрушены дома, людям негде жить. Разве не катастрофа?
- Видите ли Вы в притоке украинских беженцев в Россию способ улучшить демографическую ситуацию?
- Более 330 тыс. получили временное убежище, еще 180 тыс. – разрешение на временное проживание. Итого: 510 тыс. человек. Это демографический ресурс и мы на него рассчитываем.
- Нет ли планов продлить для украинцев в России преференции, которые действуют до 1 августа?
- До 1 августа этот режим действует для всех граждан Украины. Многие бежали от войны, от участия в боевых действиях.
Режим будет пролонгирован для жителей юго-востока Украины. Остальным украинцам, видимо, придется придерживаться правил, которые действуют для всех стран СНГ, с которыми у России безвизовый режим.
- Вы верите в "китайскую угрозу"?
- Не верю. Граждан Китая к нам приезжает чуть меньше, чем граждан Германии. А в 2012 и 2013 годах граждан Германии в России было больше, чем китайцев. У нас есть опасность германской миграционной экспансии? Во сне никому не приснится. Почему тогда говорят о китайской угрозе? Это обычное политиканство.
- Вы следите за судьбой Эдварда Сноудена?
- Не слежу. Для нас он обычный иммигрант.
- Сколько россиян уведомили ФМС о наличии двойного гражданства или вида на жительство в других странах? Скольких оштрафовали за отказ предоставить информацию?
- Механизм работает. Около 1 млн. человек уведомили нас о наличии еще одного гражданства или о виде на жительство в другом государстве. 60 тыс. человек оштрафованы за неисполнение закона.
- Как быть москвичу, который, скажем, работает в Лондоне и много лет не был в России, у него не было возможности уведомить о виде на жительство в Великобритании?
- Уведомит, когда вернется или сделает это через своего законного представителя. Не вижу здесь никаких сложностей.
- Вы довольны тем, как работают недавно принятые законы, направленные на борьбу с нелегальной миграцией?
- Доволен. Они работают.
Мы не ужесточаем наши подходы, не собираемся их ужесточать, но хотим обеспечить принцип неотвратимости наказания. В этом нам помогает информационная система ФМС России.
Мы переходим на автоматизированный режим работы. На коллегии я сказал: сотрудникам ФМС хватит "кошмарить" бизнес проверками, основным механизмом должно стать закрытие въезда в Россию нарушителям.
Итог: почти 1 млн. 330 тыс. иностранцам закрыт въезд в Россию за нарушение миграционного законодательства. Из них для 5 тыс. – на десять лет, для 50 тыс. – на пять лет.
Люди, которым закрыт въезд в Россию, могут узнать об этом в аэропорту страны исхода – авиакомпании не хотят возвращать их домой за свой счет. И мы эту информацию не прячем, она опубликована на нашем сайте.
- России нужна миграционная амнистия?
- Зачем? Я пока смысла не вижу. В Москве работает механизм, аналогичный амнистии - люди могут работать по патентам, которые выданы в 2014 году. Если потребуется, соответствующее решение может быть принято и в Московской области.
Москва и Московская область – центры наибольшего притяжения мигрантов, наибольшей напряженности. Здесь мы принимаем больше всего решений по закрытию въезда. Но на улицах Москвы стало меньше мигрантов, это реальность.
- На днях опубликован мировой рейтинг загранпаспортов, в котором мы оказались на 40-м месте. В лидерах – Швеция и Финляндия. Как Вы к этому относитесь?
- Я считаю, что главное – качество документа, его долговечность. "Гознак" делает очень надежные и качественные документы, которые их выгодно отличают от зарубежных "собратьев".
- Ждут ли наш загранпаспорт какие-то новшества?
- Мы думаем о том, чтобы выйти с инициативой оформлять гражданам два загранпаспорта. Это создаст дополнительный комфорт. Сейчас два загранпаспорта можно иметь только в случае служебной необходимости.
- С какими международными организациями Вам удобно работать?
- Очень комфортно взаимодействовать с руководителем московского бюро Международной организации по миграции Златко Жигичем и с представительством УВКБ ООН в РФ, которое возглавляет Баиса Вак-Войя.
Из российских НКО у нас хорошие рабочие отношения с организацией "Россия – наш дом", которую возглавляет Владимир Шапошников.
- Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества в сфере миграции в рамках БРИКС и ШОС?
- Как наиболее приоритетные.
В целях продвижения интересов России мы будем продолжать работу по развитию международного взаимодействия в рамках УВКБ ООН, Всемирного банка, МОМ, Диалога Россия-ЕС по миграции.
Принимая во внимание стратегический и приоритетный характер АТР, считаю целесообразным продолжить работу по наращиванию сотрудничества в сфере миграции со странами этого региона.
- Вы как-то сказали, что помогаете восстанавливать родовую усыпальницу князей Ромодановских во Владимирской области.
- Да, храм восстановлен, но я там еще ни разу не был. Этим я занимался для души. Вспомните слова известного поэта – не зная своего прошлого, ты не достоин будущего! Очень точно сказано! И я не забываю о своих предках.