Москва. 9 июня. INTERFAX.RU - Исходная точка – одно из московских кладбищ. Здесь участникам проекта выдают плеер, наушники и инструкцию: следовать за голосом. Так начинается Remote Moscow – один из самых интересных современных спектаклей (насколько это слово вообще уместно), поставленный немецко-швейцарской группой документального театра Rimini Protokoll. И хотя сейчас принято говорить о размывании границ театрального (например, в постановках в номинации "Эксперимент" на "Золотой Маске"), этот проект вовсе уходит – во всех смыслах - на новые территории.
Во время 100-минутного Remote Х участники спектакля объединяются в группу, которая следует за голосом - тем самым, из наушников. Он проведет их по городу, будет отдавать команды, а также комментировать происходящее вокруг. Но это не аудиогид, рассказывающий об особенностях и годе постройки условной церкви. Скорее, это учитель и наставник, объясняющий, как действует городская система, а иногда и принимающий решения за своих подопечных, заставляющий их что-то сделать, даже подавляющий их волю.
В то же время понимаешь, что это обоюдная договоренность: без согласия принять правила игры и исполнять команды действие не сложится.
Одна из главных идей Rimini Protokoll в том, что сценой и местом действия может быть не только театр, но и существующие в жизни, имеющие утилитарное применение пространства. Так же и с героями - в спектаклях группы нет профессиональных актеров, в них участвуют вполне реальные люди: болгарские дальнобойщики, телефонисты из Индии, бурильщики из Казахстана. В Remote Х (этот проект делали в нескольких городах, и в Москву его привезли после, в том числе, Берлина, Нью-Йорка и Петербурга) сцена и место действия – это сам город, а исполнители – его жители. В одной из локаций участники оказываются перед обычным рынком, который (если навести на него нужную оптику) становится сценой, а продавцы и случайные прохожие, пусть и невольно, – актерами.
Фото: Remote Moscow/Ксения Пустовалова
Но если чуть присмотреться, становится понятно, что категории зрители и актеры непостоянны. Следующая вместе группа, в которой все как один в наушниках и, в случае непогоды, разноцветных плащах, сама представляет зрелище для прохожих. Особенно когда начинает, повинуясь голосу, синхронно исполнять одни и те же движения.
Remote Х, оперируя нашими повседневными реалиями и практиками, вскрывает механизм их работы, из-за чего оказываются гораздо ближе к реальности (в градостроительно-бытовом смысле), чем спектакли в театре. Вопросы, которые он задает: "Кто все эти люди вокруг меня?", "Действительно ли им нужно так спешить?" и главный: "Отличаюсь ли я от них?" – может, и не очень оригинальны. Зато их отличает точное попадание в цель – они звучат не со страниц книг, но на месте действия, прямо на улице, в метро, в толпе.
"Мы стали системой, даже стадом, и подчинялись мертвому голосу в наушниках. Но при всем этом подчинении неведомой и невидимой воле, нам удалось стать свободнее от многих условностей и договоренностей города", - пишет о своих впечатлениях одна из участниц Remote Moscow, преподаватель ВШЭ Анна Краснослободцева.
Главное, что остается после спектакля, похожего и на квест, и на компьютерную игру, – это ощущение некоего таинства, созданного неведомым бесплотным голосом из наушников. И в этом Remote X довольно точно диагностирует образ нашей эпохи: это техницизм крайней степени, который переходит в магию, мир новых бесплотных аудиовизуальных богов, за которыми мы следуем. "Посмотрите на людей вокруг. Они все тоже следуют за голосами", - скажет проводник в наушниках. В правдивости этих слов легко убедиться, оглянувшись кругом, – прохожие так же замкнуты на своих плеерах и телефонах, как и участники игры.
И хотя проект не дает ответов на вопросы, он располагает к рефлексии над ними – а это одна из самых ценных особенностей современного искусства.