Москва. 1 октября. INTERFAX.RU – Бывший глава ВТО в беседе с корреспондентом "Интерфакса" Вероникой Вишняковой рассказал о своей новой должности и перспективах проведения Всемирной выставки- 2025 в Париже, двусторонних отношениях между Россией и Францией, высказал свое мнение об антироссийских санкциях и перспективах страны в ВТО.
- Господин Паскаль, я знаю, что в настоящее время вы занимаете пост межведомственного делегата для подготовки кандидатуры Франции на проведение Всемирной выставки-2025. Каковы в цели вашего визита в Москву в этой связи?
- Как вы знаете, Всемирная выставка проводится каждые пять лет и это соревнование. Страны и города соревнуются между собой, и Франция тоже решила побороться за право проведения выставки Экспо-2025. Почему мы так решили? – Потому что мы верим, что это важный повод сконцентрироваться на будущем, заглянуть вперед на десять лет будет полезно для страны, а также это хороший повод направить дружественный посыл всему миру и людям во всех частях света, которые будут приглашены на это событие, наконец, это хороший повод для нас пересмотреть наши отношения с остальным миром.
Франция не проводила Всемирную выставку с 1900 года, и спустя 115 лет перерыва мы хотели бы возобновить эту традицию, которая была очень живой во Франции XIX века, и. кстати говоря, русские об этом прекрасно знают, потому что они принимали участие в этих масштабных выставках в 1890 и 1900 годах. Так что посыл следующий: "приезжайте в Париж через десять лет". То, что мы делаем в данный момент, так это слушаем. Это же мы пытаемся сделать и в Москве, прислушиваясь к тому, чего другие ожидают от Франции, чего хотела бы Россия, какой посыл русские ожидают от Франции через десять лет.
- Каковы, по вашему мнению, шансы Франции провести Экспо и ожидаете ли вы поддержки кандидатуры страны со стороны России?
- Мы все еще находимся на очень ранней стадии, время для выдвижения кандидатур еще не наступило, прием заявок начнется только в следующем году, когда и станет понятно, кто является претендентом, а кто – нет на проведение Экспо 2025. Франция также представила свою кандидатуру на проведение Олимпийских игр в 2024 году. Так что Франция претендует на проведение Олимпийских игр в 2024 году и Всемирной выставки в 2025, и мы верим, что этот дуэт может породить синергию в вопросах нашего посыла миру и использовании пространства Парижа.
- Что вы думаете о двусторонних отношениях между Россией и Францией? В каком состоянии они находятся на данный момент, и какие пути их улучшения вы видите?
- Как вы знаете, двусторонним отношениям был нанесен урон в результате того, что произошло на Украине, будь то аннексия Крыма или дестабилизация ситуации на Донбассе. Это сильно повредило отношениям России с Европой и Францией. Но это не означает, что мы не можем сотрудничать по ряду других вопросов. У нас были плодотворные взаимоотношения по Ирану. Соглашение по иранской ядерной программе не было бы достигнуто без конвергенции между Россией и Европой. Еще у нас существует кооперация по таким вопросам, как наркотрафик, борьба с терроризмом, и, надо полагать, что в этом вопросе в будущем мы способны добиться большего в Сирии, ситуация в которой является серьезной проблемой для всех нас. Украина также останется в числе вопросов, пока минские соглашения не будут выполнены и санкции не будут сняты.
- Вы упомянули санкции в отношении России. Как вы знаете, торгово-экономическая сфера сильнее всего пострадала в результате введения этих санкций и российского продуктового эмбарго в качестве ответной меры. Настало ли время для отмены санкций?
- Европейская позиция в этом вопросе очень четкая: санкции были введены до определенной даты. Если Минские соглашения будут выполнены должным образом, то санкции будут пересмотрены. Это процесс, который, надеюсь, приведет к отмене санкций.
- Верите ли вы в то, что Минские соглашения будут выполнены в срок?
- Я надеюсь, что Минские соглашения будут выполнены.
- Я знаю, что вы приложили много усилий для вступления России в ВТО. Как вы считаете, достигла ли Россия своих целей, став членом организации? Что получила ВТО от вступления России?
- Это недавнее присоединение, а потому слишком рано судить о выгоде и издержках, но вступление в ВТО было хорошим событием как для России, так и для организации. Если Россия вступает в ВТО, она получает преимущества от правил системы, благодаря которым российский экспорт не может быть подвержен мерам, не совместимым с правилами ВТО. С другой стороны, Россия должна "заплатить цену" и открыть свою экономику, чтобы "вступить в клуб". Я думаю, в конце концов, это будет положительное решение для обоих. Я думаю, время покажет, приведет ли это к большому росту российской экономики, к умеренному росту, что, конечно, будет зависеть от других факторов, как, в частности, цены на товары и энергоносители. Давайте подождет пять лет, сверим показатели и посмотрим, что работает, а что нет. Что верно, так это то, что сейчас трудные времена, как для мировой экономики, так и для российской.
- Является ли пространство ВТО в настоящее время политизированным ввиду антироссийских санкций и продуктового эмбарго?
- Этот вопрос является предметом разбирательства. Российская точка зрения заключается в том, что западные санкции не соотносятся с международным правом. Но это не закон ВТО, организация отвечает только за торговлю, не за экономические и финансовые санкции. Европейская позиция заключается в том, что санкции, введенные Россией, не соответствуют требованиям ВТО. Это дело находится на рассмотрении в ВТО и как бывший генеральный директор организации, поскольку это будет выглядеть так, будто я пытаюсь повлиять на процесс урегулирования споров в рамках ВТО.