Москва. 11 октября. INTERFAX.RU - Россия в эти выходные второй раз в своей истории принимает этап "Формулы-1", для которого в Олимпийском парке Сочи была построена специальная трасса: не самая зрелищная и обгонная, тем не менее, она расположена в очень живописном месте и привлекает большое внимание у болельщиков "королевских гонок", раскупивших все билеты на трибуны.
Как и в прошлом году, команда Mercedes приехала в Россию в статусе фаворитов и уже в Сочи могла завоевать чемпионский титул в командном зачете – Кубок конструкторов.
В 2014 году российский этап был признан лучшим по организации среди всех трасс, принимавших "Формулу-1", но в этот раз пятничные свободные заезды начались с курьеза: незадолго до выезда на трек гонщиков выяснилось, что в одном из грузовиков сервисных служб произошла утечка дизельного топлива, пятно которого было обнаружено за два часа до старта гоночного уик-энда. На то чтобы отчистить асфальт от солярки, ушло около получаса, которые вычли из 1,5 часов, отведенных на тренировку.
Вторая сессия прошла под дождем, что тоже не способствовало сбору информации о поведении шин и поиску оптимальных настроек. Почти безпроблемной стала лишь третья практика в субботу утром, но в конце заезды были остановлены из-за серьезной аварии пилота Toro Rosso Карлоса Сайнса, который заблокировал колеса на торможении, после того как сам изменил тормозной баланс: неуправляемый болид врезался в защитные блоки и поднырнул под них. Испанца извлекли из кокпита и отправили в госпиталь, где обследование не выявило каких-либо травм, однако вопрос об участии сына двукратного чемпиона мира по ралли Карлоса Сайнса-старшего был решен медиками положительно лишь за несколько часов до старта гонки в воскресенье.
Квалификация, как и в прошлом году, осталась за гонщиками Mercedes, которые были на голову выше конкурентов по скорости, однако в этот раз поул достался не Льюису Хэмилтону, а его единственному реальному преследователю в чемпионской гонке Нико Росбергу. Повторилась и прошлогодняя история с третьим местом, которое досталось гонщику Williams Валтери Боттасу, опередившему Себастьяна Феттеля из Ferrari. Даниил Квят остался в шаге от борьбы за места в первой десятке, квалифицировавшись 11-м. Впрочем, его напарник Даниэль Риккъярдо смог завоевать 10-е место на старте.
На старте гонки Росберг сумел удержать Хэмилтона позади, зато Кими Райкконен сначала обогнал Феттеля, а затем и Боттаса, но тут гонка была прервана из-за столкновения Нико Хюлкенберга, который не справился с управлением, допустив разворот. После этого в него врезался пилот команды Sauber Маркус Эрикссон. Уворачиваясь от разбитых машин не удержал болид и Макс Ферстаппен, повредивший переднее антикрыло. В целях безопасности дирекция гонки выпустила на трассу автомобиль безопасности, который три круга водил за собой пелотон, пока с трассы убирали разбитые машины и их обломки.
На рестарте Валтери Боттас вернул себе третье место, отобрав его у земляка Райкконена, а вскоре проблемы начались у лидера Гран-при России Росберга: через несколько кругов после старта немец сообщил по радио своим инженерам, что у него возникли неполадки педали акселератора, спустя круг он ошибся и пропустил вперед напарника по Mercedes, после чего его обогнал и шедший третьим Боттас.
Промучившись круг, немец заехал в боксы, чтобы команда смогла попробовать устранить неисправность, но вскоре покинул кокпит, завершив гонку.
На 12-м круге Роман Грожан потерял заднюю ось своей машины, после чего на полном ходу влетел в отбойники в третьем повороте, щедро усеяв его карбоновыми осколками своего Lotus. Автомобиль безопасности снова появился на трассе, и пилоты получили передышку на четыре круга, пока службы автодрома вновь не подготовили трек к гонке.
Пейс-каром воспользовались некоторые пилоты, которые решили поменять резину, что позволило Даниилу Квяту подняться на пятую позицию.
После рестарта Себастьян Феттель прошел Кими Райкконена, пожаловавшегося команде на отсутствие нормальной скорости на главной прямой, где он и уступил позицию напарнику по Ferrari, после чего немец начал приближаться к Боттасу. На 27-м круге Валтери не стал искушать судьбу и свернул в боксы за свежим комплектом резины, но вернулся на трассу на 11-й позиции позади целой группы более медленных гонщиков, что играло на руку и Феттелю, и Райкконену, которые шли по пустой трассе с отставанием в 15 секунд от Хэмилтона.
Тактика Скудерии наполовину увенчалась успехом: после своего пит-стопа на 31-м круге Феттель вернулся на трассу впереди Боттаса, который действительно потерял время за более медленными машинами. Кругом спустя и Кими отправился за свежими покрышками, но финн вернулся обратно прямо за спиной Валтери.
Оба уроженца Суоми долго ехали позади Серхио Переса и Даниэля Риккъярдо, которые поменяли резину гораздо раньше, что и позволило подняться им так высоко. Боттас сумел преодолеть сопротивление пилота Red Bull лишь на 45-м круге из 53, после чего бросился в погоню за мексиканцем из Force India, шедшим на третьей позиции. Чтобы приободрить Валтери, инженеры сообщили ему, что у Переса большие проблемы с износом резины.
Следом Риккъярдо прошел и Райкконен, а вскоре на трассе появились желтые флаги: Карлос Сайнс, проводивший очень боевитую гонку после субботней аварии, сошел после вылета с трассы из-за износа тормозов. Испанец попробовал было вернуться, но снова вылетел, повредил об отбойник заднее антикрыло, еще раз вернулся на трассу, чтобы довести машину до боксов, но после требования команды остановил болид в зоне безопасности. За четыре круга до финиша завершил свое выступление и Даниэль Риккъярдо, на Red Bull которого сломалась подвеска.
А вскоре Себастьян Феттель по достоинству оценил смелость одного из маршалов трассы, который прямо перед его машиной выскочил на трассу, чтобы убрать с гоночной траектории фрагмент аэродинамического оперения машины Сайнса.
На последнем круге Гран При России окончательно потерял «почетный» статус скучной гонки: Боттас с Райкконеном ходом прошли Переса, после чего в конце третьего поворота Кими бросился в очень смелую атаку, которая закончилась столкновением и вылетом Валтери с трассы. Williams боком влетел в отбойники и замер неподвижно, а Ferrari со снопом искр из-под поврежденного днища продолжила движение. Воспользовавшись финскими разборками, Серхио Перес вернул себе третье место, а незадолго до клетчатого флага Райкконена обогнал и Фелипе Масса.
Блестящая и уверенная победа Хэмилтона не позволила завоевать Mercedes в Сочи Кубок Конструкторов из-за схода Росберга, что не уменьшило радости триумфатора. Впрочем, возможно, штутгартцы смогут получить его уже по итогам сочинского этапа: судьи изучают обстоятельства аварии Райкконена и Боттаса. Если пилота Ferrari признают виновным, его могут лишить очков за пятое место, что позволит Mercedes получить запас очков, достаточный для досрочного завоевания титула в командном зачете.
На подиум Льюис, Себастьян и Серхио по традиции вышли в головных уборах с логотипами Pirelli, но не в привычных бейсболках, а в черных… шапках-ушанках. Особенно колоритно она смотрелась на мулате Хэмилтоне, который в последнее время еще и красится под блондина. Оценив по достоинству юмор шинников и вволю насмеявшись, гонщики прослушали гимны в честь победителя и его команды, получили кубки и надели привычные кепки перед интервью на пьедестале почета. «Большой Приз» Льюису Хэмилтону, как и в прошлом году, вручил лично президент РФ Владимир Путин.
Следующая гонка состоится на американской трассе в техасском городе Остин, где Льюис Хэмилтон будет находиться в положении абсолютного фаворита с учетом его отрыва по очкам: преследующий его весь сезон Нико Росберг из-за схода пропустил вперед в турнирной таблице невероятно стабильного Себастьяна Феттеля.
Зачет пилотов после пятнадцатого этапа:
1. Л. Хэмилтон (Mercedes) - 302
2. С. Феттель (Ferrari) - 236
3. Н. Росберг (Mercedes) - 229
4. К. Райкконен (Ferrari) - 129
5. В. Боттас (Williams) - 111
6. Ф. Масса (Williams) - 109
7. Д. Квят (Red Bull) - 74
8. Д. Риккьярдо (Red Bull) - 73
9. С. Перес ( Force India) - 54
10. Р. Грожан (Lotus) - 44
11. Н. Хюлкенберг (Force India) - 38
12. М. Ферстаппен (Toro Rosso) - 32
13. Ф. Наср (Sauber) - 23
14. П. Мальдонадо (Lotus) - 20
15. Ф. Алонсо (McLaren) - 12
16. К. Сайнс (Toro Rosso) - 12
17. М. Эрикссон (Sauber) – 9
18. Д. Баттон (McLaren) - 8.
Кубок Конструкторов:
1. Mercedes - 531
2. Ferrari - 365
3. Williams - 220
4. Red Bull - 147
5. Force India - 92
6. Lotus - 64
7. Toro Rosso - 44
8. Sauber - 32
9. McLaren - 20.
Обозреватель Илья Морозов