Москва. 19 ноября. INTERFAX.RU - Группа "Интерфакс" опубликовала рейтинги фундаментальной эффективности российского бизнеса по итогам 2014 года. В рейтинге, составленном эколого-энергетическим рейтинговым агентством "Интерфакс-ЭРА", проектным подразделением Группы, представлено 150 крупнейших предприятий, работающих в реальном секторе экономики России.
Список Тop-150 возглавили ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", ЗАО "Антипинский НПЗ" и ООО "Автозавод "ГАЗ". В десятку лидеров также вошли ООО "Газпром добыча Уренгой", ООО "Газпром добыча Ямбург", ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей, ПАО "Корпорация "Иркут", ПАО "Казанский вертолетный завод".
Ранжирование компаний проведено по пяти критериям: энерго-ресурсная эффективность (затраты энергии и ресурсов на единицу продукции), технологическая эффективность (потребление ресурсов и образование отходов на единицу проделанной работы), экосистемная эффективность (уровень загрязнений среды, исходящих от предприятий, которые могут быть ассимилированы природными экосистемами в районах их размещения), динамика эффективности (с 2005 по 2014 гг.); прозрачность (уровень раскрытия отчетности об энерго-ресурсопотреблении).
Компании ранжированы по значению каждого критерия. Итоговое место в рейтинге определено по сумме мест в пяти ранговых списках. Полный список Тор-150 представлен на сайте проекта "Интерфакс-ЭРА".
Оценки крупных холдингов выполнены путем "сборки" из значений эффективности входящих в них предприятий (в общей сложности дана оценка 4696 предприятий всех отраслей). В Тор-150 включены предприятия с выручкой более 52 млрд рублей. Кроме крупных холдингов, в списке представлены их "дочки", филиалы или территориально обособленные структурные подразделения, если они принесли головной компании более 52 млрд рублей и эта сумма составила менее половины бизнеса холдинга.
Так, например, в список включено ООО "Автозавод "ГАЗ" (3-е место в рейтинге), продукция которого составляет чуть менее половины выручки ОАО "ГАЗ" (22-е место), но не включены головные предприятия "Норильского никеля", "Северстали", НЛМК, которые обеспечивают более половины объема реализации своим холдингам.
"Оценки энергетической и экологической эффективности российского бизнеса выполняются уже 15 лет, - говорит руководитель проекта "Интерфакс-ЭРА" Александр Мартынов. - В России нет других источников данных для мониторинга реального КПД экономики в натуральных, а не финансовых показателях, кроме как накопленной за годы и систематизированной информации "Интерфакс-ЭРА".
"Разработанный нами рейтинг фундаментальной эффективности является универсальным инструментом оценки бизнеса в условиях нестабильности финансовых показателей, курсов валют и неопределенности последствий санкций", - подчеркнул он.
По словам Мартынова, обобщенные показатели динамики энергетической и технологической эффективности по предприятиям разных отраслей отражают тот факт, что после 2006 года наиболее значительный и устойчивый спад эффективности происходил в угольной отрасли: ежегодное снижение КПД работы на разрезах составляло 0,6%, в обогащении угля - 0,8%, а в шахтной добыче - 3,2%. В результате тонна угля каждый год требует все больше прямых затрат энергии и продуцирует все больше отходов".
Аналогичные тревожные тенденции проявляются в ряде других добывающих производств. Например, в лесозаготовке отмечено снижение эффективности на 1,5% в год, добыче золота - на 1,1%, в литье цветных металлов - на 0,8%, и даже в нефтедобыче - на 0,1%. При этом в газодобыче эффективность росла (+4.3% в год), отметил он.
"В обрабатывающем секторе, вопреки опасениям экономистов, оперирующих лишь финансовыми индикаторами, реальная энергетическая и технологическая эффективность росла", - считает эксперт, - "На предприятиях химической и нефтехимической отрасли повышение составило 1,6% в год, в машиностроении КПД рос на 1,9%, а в приборо- и авиастроении темп роста эффективности ежегодно составлял 2,8% и 2,7% соответственно".
Разнонаправленной была динамика эффективности на транспорте. Быстро рос КПД автоперевозок (+3,6% в год), чуть медленнее - в авиаперевозках и на водном транспорте (более +2,2%). Стабильной оставалась эффективность работы нефтепроводов (+0,2%) и газопроводов (+0,01%). А вот КПД железных дорог в энергетических и ресурсных индикаторах существенно падал (-1,6% ежегодно с 2005 по 2014 год). Таким образом, проблемы в системе РЖД имеют давние и вполне фундаментальные основания, подчеркнул А.Мартынов.