Москва. 23 марта. INTERFAX.RU - Доля всех видов госзакупок на фоне роста роли государства в экономике достигла 25% ВВП. При этом государство все чаще нерыночными способами определяет "правильных" поставщиков, присваивая им статус единственных и ограничивая тем самым конкуренцию за бюджетные деньги.
Министр правительства Михаил Абызов считает нынешнюю долю государства в экономике "чрезвычайной", а вызовы, с которыми столкнулось государство в сфере госзакупок, - "фундаментальными". Проблемы нарастают, согласен с ним руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Чужие тут не ходят
Общий объем рынка госзаказа, включая закупки госкорпораций, достиг 30 трлн рублей, доля государства в экономике увеличивается.
"Государство начало заходить в те сферы, в которых, в общем-то, его присутствие вовсе не обязательно. Например, в сферу озеленения, в сферу оказания бытовых услуг. То есть если вы посмотрите по ЕИС (Единой информационной системы - ИФ), у нас за год было создано порядка 800 новых госучреждений - ГУПов, МУПов и так далее, притом далеко не в тех сферах, где они должны создаваться, а в конкурентных сферах", - говорит заместитель министра экономического развития Евгений Елин.
Абызов, выступая в среду на форуме-выставке "Госзаказ - за честные закупки", сказал, что в условиях растущего присутствия государства в экономике особенно важно сделать сферу госзакупок прозрачной и конкурентной. Однако сейчас до этого далеко.
"По сути дела, мы сегодня столкнулись с тем, что основные рынки надёжно закреплены за устоявшимися поставщиками. Новых поставщиков у нас не появляется, барьер входа на эти рынки для новых предприятий крайне высок. За последние три года динамика нам показывает, что на сегодняшний день мы имеем драматическое ухудшение качества закупок как в государственном секторе, так и в окологосударственном", - констатировал министр.
Вне конкуренции
По данным Абызова, за три года количество конкурентных процедур в госзакупках существенно снизилось, выросло число закупок у единственного поставщика, наблюдается переход на различные непрозрачные "закупочные суррогаты". В закупках на сумму свыше 500 млн рублей среднее количество участников за 2015 год составило всего 1,3, а снижение стартовой стоимости составляет лишь 1,5-3,5%.
В прошлом году среди объявлений о закупке доля сообщений о закупке у единственного поставщика выросла, по данным Минэкономразвития, на 69% - до 816 тыс. Учитывая, что общее число объявлений чуть выше трех млн, на закупки у единственного поставщика приходится более четверти всех закупочных процедур.
"Расплодилось безумное число "единственных поставщиков", причем они появились на конкурентных рынках - топливной, легкой промышленности, говорит Артемьев.
Заказчики научились обходить конкурсные процедуры также за счет того, что перебрасывают заказы на родственные бюджетные организации.
"Все это не что иное, как закупка у единственного поставщика", - считает Артемьев.
По словам главы ФАС, массовый характер приобрел уход от закона о закупках за счет перевода денег в субсидии, определение единственным поставщиком организаций-посредников.
Что касается закупок госкорпораций, здесь главной проблемой является низкий уровень конкуренции.
Ревизия единственных
Глава ФАС считает, что для повышения конкуренции необходимо исключить возможность обхода механизмов госзаказа с помощью произвольного использования субсидий, сократить применение субъективных критериев на конкурсах и возвратить электронные аукционы в сферу строительства, а также перевести МУПы, ГУПы под действие 44-ФЗ. Отдельная задача - провести ревизию всех решений по "единственным поставщикам".
"Процентов 80 этих единственных поставщиков надо обратно переводить в конкурентное поле", - заявил Артемьев.
Елин считает, что необходимо провести инвентаризацию всех решений, которые ранее были приняты в отношении единственных поставщиков, а также принять понятный регламент, как такие решения должны приниматься в будущем.
Среди важнейших мер, которые должны повысить прозрачность сферы госзаказа, он назвал также перевод всей закупочной документации в машиночитаемый вид, чтобы обеспечить ее сквозной анализ, формирование в полном объеме каталогов товаров и услуг, введение нормирования закупок.
Законодательный марафон
Контрактная система пришла на смену 94-ФЗ два года назад. Среди участников рынка бытует шутка, что если долго смотреть на 44-ФЗ, то можно увидеть, как он меняется.
Создание контрактной системы практически завершится в середине года, заверил Елин.
"В середине года от повестки создания системы мы перейдем к повестке повышения ее качества", - сказал он. Чтобы облегчить жизнь участникам рынка, в дальнейшем законодательные изменения будут "укрупняться" и вноситься "крупными пакетами".
Однако Абызов считает, что необходимо не только обсуждать вопрос о повышении эффективности системы закупочной деятельности, но и вернуться к вопросу о возможной централизации этой работы в отдельном ведомстве.
"Этот вопрос уже обсуждался в 2012 году", - напомнил министр. "Существующая распределённая система с огромной закупочной бюрократией на сегодняшний день показывает свою неэффективность", - полагает он.
Новым направлением законодательных изменений станет и вся огромная сфера закупок госкорпораций. Проекты поправок в законодательство, которые должны сблизить более мягкий 223-ФЗ с жестким 44-ФЗ, здесь уже подготовлены, сказал Елин.
Министерство намерено также исключить возможность перевода денег бюджетными организациями из-под действия 44-ФЗ в зону 223-ФЗ.