Москва. 25 марта. INTERFAX.RU - "Яндекс" успешно оспорил в суде первую попытку привлечь компанию к ответственности за отказ раскрыть Федеральной таможенной службе (ФТС) личную переписку одного из клиентов "Яндекс.Почты", пишет газета "Коммерсант" в пятницу.
"Это первый случай, когда "Яндекс" попытались привлечь к ответственности за подобный отказ", - сообщила изданию представитель "Яндекса" Ася Мелкумова.
Она пояснила, что ранее компания отказалась предоставить подразделению ФТС личную переписку пользователя "Яндекс.Почты", после чего мировой судья судебного участка №425 Москвы вынес постановление о привлечении "Яндекса" к административной ответственности, которое интернет-компания успешно оспорила в Хамовническом районном суде.
Из базы дел Хамовнического районного суда Москвы следует, что 22 марта этот суд отменил протокол об административном нарушении в отношении "Яндекса" по ст. 19.7 КоАП (непредставление информации в государственный орган).
Согласно тексту постановления мирового судьи, в "Яндекс" обратилась Находкинская таможня, которая требовала предоставить "электронные сообщения, включая приложения, отправленные и полученные посредством использования электронного почтового ящика (адрес не указан - ИФ) за период с 1 января 2014 года по 1 октября 2015 года", отмечает газета.
К своему запросу в "Яндекс" таможня приложила постановление Находкинского городского суда, согласно которому "по электронному почтовому ящику, возможно, обсуждались вопросы, связанные с организацией и осуществлением уклонения от уплаты таможенных платежей".
В Находкинской таможне не ответили на запрос "Коммерсанта".
"Яндекс" отказал в предоставлении переписки, так как в постановлении суда не было указания на ограничение тайны переписки нашего пользователя", - пояснила Мелкумова.
"Согласно Конституции ограничение права на тайну переписки допускается только на основании судебного решения. "Яндекс", как и Google, Facebook, Twitter и многие другие международные сервисы, предоставляет информацию о пользователях правоохранительным органам в том порядке и тех случаях, которые предусмотрены законодательством", - сообщила юридическая служба "Яндекса".
При этом, как пишет издание, согласно документам Google, компания в первой половине 2015 года получила от российских правоохранительных органов 207 запросов на раскрытие личных данных пользователей Google и Youtube, из которых частично или полностью удовлетворила 5% обращений.
Facebook за тот же период получил только один запрос, и информацию по нему российским властям не предоставлял, говорится в документации соцсети.
Twitter в 2015 году получил от российских органов власти 82 запроса на раскрытие информации о пользователях соцсети и не удовлетворил ни одного, продолжает "Коммерсант".
Российские интернет-компании не раскрывают информацию о количестве запросов от правоохранительных органов.
Однако в 2013 году с похожими проблемами уже сталкивались интернет-компании Mail.ru Group и "Рамблер". Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) выставила им штрафы в размере 500 тыс. руб. за отказ предоставить информацию об электронных почтовых ящиках пользователей.
Причем ФСФР запрашивала не переписку, а дату регистрации почтового ящика и сведения об адресах, на которые отправлялись письма. Обе компании тогда сообщали, что не могут предоставить данную информацию без вскрытия почтового ящика. В дальнейшем Mail.ru Group отстояла свою позицию в суде, а "Рамблер" все же получил штраф, напоминает газета.