"Яндекс" ответил отказом на 73% обращений закона "о праве на забвение"

В компании констатируют, что "Яндекс" далеко не всегда может проверить достоверность информации, а якобы неактуальные данные могут иметь общественную значимость

"Яндекс" ответил отказом на 73% обращений закона "о праве на забвение"
"Яндекс" ответил отказом на 73% обращений закона "о праве на забвение"
Фото: ТАСС, Евгений Курсков

Москва. 25 марта. INTERFAX.RU - "Яндекс" с 1 января 2016 года, когда в России начал действовать закон "о праве на забвение", получил более 3,6 тыс. обращений с требованием удалить ссылки на информацию от 1 тысячи 348 человек.

Компания удовлетворила 27% обращений, по 73% ответили отказом, в том числе по 9% - частичным отказом (выполнила требования в отношении части ссылок из обращения), говорится в сообщении "Яндекса".

Больше половины (51%) обращений поступило в отношении ссылок на достоверную, но не актуальную информацию.

Менее трети (30%) обращений касались удаления недостоверной, по мнению заявителя, информации, 23% - информации о погашенных судимостях, 3% - информации о преступлениях с истекшим сроком давности, 19% - информации, распространяемой с нарушением закона, 25% - информации, которую заявители сочли неактуальной по другим причинам.

Как решать, что удалять

В компании объяснили, что высокая доля отказов связана с тем, что зачастую "Яндекс" не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи-то права или какие-либо законы.

"Часто при рассмотрении таких обращений нужно определить, имело место какое-то событие или нет. Например, человек требует удалить ссылку на сайт, где его обвиняют в том, что он некачественно выполнил работу или взял деньги в долг и не вернул. У "Яндекса" нет ни технической возможности, ни правовых оснований выяснить, так ли это на самом деле. Поэтому мы отправляем людей в суд. В результате для многих заявителей закон работает не так, как они ожидают: люди рассчитывают на то, что "Яндекс" сам установит достоверность информации или факт нарушения закона. Еще до принятия закона представители интернет-индустрии и эксперты обращали внимание на эту проблему, но в законе это учтено не было", - заявила интернет-компания.

С достоверной информацией, которую заявитель считает неактуальной, ситуация еще сложнее. По закону это информация, "утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя". Это довольно широкое определение, под которое подпадает множество ситуаций, отмечает "Яндекс".

"Как быть, когда врач требует удалить ссылки на все ресурсы с негативными отзывами о нем?" - удивляется компания. "Он мотивирует это тем, что отзывы написаны давным-давно, и информация неактуальна. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, то есть доступ к части информации будет ограничен. Однако любые отзывы о работе врача - это важная, общественно значимая информация. В ходе обсуждения закона "о праве на забвение" не раз отмечалось, что при решении вопроса о неактуальности информации нужно учитывать критерий ее общественной значимости. Но в законе прямо это не указано".

Что просят удалить

За время действия закона "Яндекс" получил более 700 обращений от людей, информация о которых может быть предметом общественного интереса.

Часто люди требуют удалить из поисковой выдачи информацию об организации, где они работают, или любую другую информацию, которая не имеет к ним отношения, но почему-то им не нравится. Однако по закону человек вправе требовать от поисковой системы удаления ссылок на недостоверную, незаконную или неактуальную информацию только о нем самом и только тогда, когда эти ссылки находятся в поиске по запросам, содержащим его имя или фамилию.

"Яндекс" предлагает исключить возможность требовать удаления из результатов поиска ссылок на недостоверную или незаконную информацию без решения компетентных органов. Кроме того, нужно добавить критерий общественной значимости при рассмотрении обращений об удалении неактуальной информации, отмечает "Яндекс". Также компания считает целесообразным предоставить поисковикам право самостоятельно определять форму обращений к ним. Это позволит использовать электронную форму подачи обращений и ускорит их обработку.

Что у других

В Mail.ru "Интерфаксу" сообщили, что доля удовлетворенных обращений составляет порядка 30%. При этом число обращений компания не раскрывает.

"Мы удаляем информацию почти по всем запросам", - заявили "Интерфаксу" в поисковике "Спутник".

Американская Google отказалась комментировать тему исполнения норм закона "о праве на забвение".

Теги: Яндекс
Групповой этап
Группа A
КомандаИВНПО
Франция32107
Швейцария31205
Албания31023
Румыния30121
 
Группа B
КомандаИВНПО
Уэльс32016
Англия31205
Словакия31114
Россия30121
 
Группа C
КомандаИВНПО
Германия32107
Польша32107
Северная Ирландия31023
Украина30030
 
Группа D
КомандаИВНПО
Хорватия32107
Испания32016
Турция31023
Чехия30121
 
Группа E
КомандаИВНПО
Италия32016
Бельгия32016
Ирландия31114
Швеция30121
 
Группа F
КомандаИВНПО
Венгрия31205
Исландия31205
Португалия30303
Австрия30121
 
Плей-офф
1/8 финала
8F1ШвейцарияПольша
8F3УэльсС.Ирландия
8F2ХорватияПортугалия
8F7ФранцияИрландия
8F5ГерманияСловакия
8F4ВенгрияБельгия
8F6ИталияИспания
8F8АнглияИсландия
 
Четвертьфинал
QF1ПольшаПортугалия
QF2УэльсБельгия
QF3ГерманияИталия
QF4ФранцияИсландия
 
Полуфинал
SF1ПортугалияУэльс
SF2ГерманияФранция
 
Финал
ПортугалияФранция
 
Все матчи
Последние новости