Москва. 31 мая. INTERFAX.RU - ОАО "Российские железные дороги" просит Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ упростить механизм принятия решений по изменению тарифов в рамках "ценового коридора", чтобы более оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, сглаживая для грузоотправителей провалы спотовых цен на их продукцию и компенсируя выпадающие от этого доходы в периоды благоприятных условий.
"Мы сейчас подготовили и направили в ФАС предложения по совершенствованию действующих правил. Мы говорим, что (нужно - ИФ) предусмотреть механизм более оперативного реагирования вот на эту цену. И, в общем, здесь мы не встречаем особого сопротивления", - заявил глава департамента методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок РЖД Владимир Варгунин на брифинге во вторник.
Менеджер отметил, что, по сути, "ценовой коридор" сейчас является единственным легитимным механизмом тарифного реагирования на изменения конъюнктуры на рынках сбыта перевозимой продукции. "Есть ряд ограничений. Мы из ВТО не выходили, ЕЭК действует, и у нас тариф не может различаться во внутригосударственном сообщении и экспортном. Построение системы от конечной экспортной цены, которая колеблется, должна будет автоматом транслироваться и на внутренний тариф. А разрыв мы сделать не можем. С этой точки зрения единственным легитимным (механизмом - ИФ) остается тарифный коридор", - сказал он.
В целом же, по мнению представителя РЖД, система тарификации должна строиться на принципе долгосрочного регулирования. "Для нас долгосрочность является краеугольным камнем, позволяющим понимать, как, с одной стороны, поведут себя крупные игроки на рынке и грузоотправители - с другой стороны, мы понимаем, как будет выглядеть финансовый план компании, и что мы будем развивать", - подчеркнул В.Варгунин. Тарифный же коридор, считают в компании, должен выступать именно механизмом реагирования на спотовые цены на перевозимую продукцию.
"У нас при определенных условиях и при том, что уже сделали коллеги из ФАС, имея в виду расширение нижней границы коридора, (нужно - ИФ) немного поработать над правилами, и будет вполне адекватный механизм, соответствующий рыночным условиям, с нашей точки зрения", - сказал менеджер. По словам Варгунина, такой подход уже обсуждался на заседаниях межведомственной рабочей группы, где в его поддержку высказывались угольщики. "Они тоже не возражали, что (должна быть - ИФ) фиксация транспортной составляющей, и отклонение в ту или иную сторону давали бы право РЖД реагировать на изменения цен", - отметил он.
Отвечая на вопрос о том, стоит ли в этой связи перейти на онлайн-тарификацию, Варгунин не стал отвергать такого варианта, однако указал на его технические сложности. "Это может создавать в определенный момент погоню "за собственным хвостом". Вы практически не сможете (сократить временной лаг между стоимостью цены продукции и тарифами на его перевозку - ИФ). Это идеальная схема, но рынки разные. Может себя западный рынок повести по одному, учитывая, например, сейчас санкции, которые есть, а азиатский рынок - немного по-другому. "Но работа идет в этом направлении, мы хотим такую модель конечную посмотреть. Почему нет?", - сказал представитель "Российских железных дорог".
О сложности такого подхода из-за непредсказуемости колебания спотовых цен говорила на брифинге и советник президента РЖД Тамара Стебунова. "Этот механизм всегда отстает от ситуации на рынке. Тем более, например, уголь - такой груз, где цена очень подвижна, и по сезону меняется, и зависит от многих факторов, в том числе политических - где-то переходят на газ, где-то пугают, что переходят на газ. Этот вопрос ставился не один раз, и не только в отношении тарифов на уголь, очень активно нефтяники в свое время ставили вопрос, что цена транспортировки напрямую должна зависеть от изменений цены на рынке", - заметила она.
"Ситуация такая: цена растет, принятие решения по тарифу занимает какое-то время. Приняли решение повысить тариф, а в это время цена начала падать. И все время получаются разновекторные решения. Наверное, года два назад с крупными грузоотправителями-угольщиками мы эту тему обсуждали, и приняли решение, что не нужно бегать за собственным хвостом. И сейчас угольщики как раз наоборот говорят о прогнозируемом долгосрочном тарифе. И правильнее, как они говорят, (работать - ИФ) в рамках коридора. Все-таки основные контракты заключаются на длительный период, и цена в рамках этих контрактов стабильна, Если вдруг происходят какие-то резкие изменения на рынке, границы коридора позволяют смягчить влияние рыночной цены и нивелировать и для одной, и для другой стороны резкое изменение цен", - добавила она.