Москва. 10 июня. INTERFAX.RU - Ученые Института гидродинамики (Новосибирск) разработали технологии, облегчающие проводку судов через арктические льды.
"На сегодняшний день это делают ледоколы большой мощности, оснащенные разрушающими лед устройствами, но последние не обладают достаточной производительностью, ограничивая скорость продвижения судна. Правильно было бы до того, как корабль будет двигаться по ледовому полю, создать перед ним проходной коридор", - отметил завотделом конструкторского обеспечения научной работы Института гидродинамики Петр Фадеев, выступая на одном из "круглых столов" в рамках форума "Технопром-2016".
По его словам, для этого можно использовать суда на воздушной подушке.
"Они уже используются, но не способны пробить большую толщу, их потолок - 700 миллиметров. Наше решение - установить на таком корабле гидроимпульсный аппарат большой мощности. Это оборудование, так называемые гидроимпульсные пушки, уже разработано в нашем институте. Испытания показали, что производительность их оказалась высокой: за час можно разбивать до 6 тыс. кубометров льда", - сказал Фадеев.
За счет мощного динамического удара пушки создают трещины, возникает волна деформации, которая создает трещины и рвет лед по определенным направлениям, чтобы обеспечить последующее продвижение ледокола по коридору.
Пушка может работать на расстояниях до 5 метров, и ее эффективность остается достаточно высокой, отметил Фадеев.
Еще один способ, по его словам, - сбрасывать на лед тяжелые грузы с вертолета, оснастив его лебедкой особой конструкции, которая позволяет разгонять груз до скорости 30 м в секунду.
"Тупой предмет диаметром 700 миллиметров и массой в одну тонну скидывается с Ми-8 с высоты 50 метров - таким образом мы получаем энергию в 500 килоджоулей. Лед не будет пробиваться насквозь, но процедура, опять же, приведет к возникновению деформационной волны и последующему разрушению толщи. Такое устройство мы можем и разработать, и продемонстрировать в действии", - сказал ученый.
Фадеев отметил, что если где-то в ледовом поле далеко от базы произошла аварийная ситуация, то ледокол не сможет быстро прибыть к месту происшествия.
"Мобильные же средства - судно на воздушной подушке или вертолет - могут быть доставлены в очень короткий срок, что дает преимущество при ликвидации чрезвычайных ситуаций", - сказал он.