Москва. 30 июня. INTERFAX.RU - На заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 4 июля в Ереване впервые будет представлен проект стратегии коллективной безопасности Организации до 2025 года.
Об этом документе, а также о том, какие еще темы будут подняты на встрече, рассказал в интервью корреспонденту агентства "Интерфакс" Александру Корзуну полномочный представитель РФ при ОДКБ, посол по особым поручениям Виктор Васильев.
- Виктор Львович, не могли бы вы поподробнее рассказать о проекте стратегии коллективной безопасности. Когда ожидается принятие документа?
- Проект стратегии рассмотрят министры иностранных дел, но при том понимании, что сам документ будет приниматься главами государств на сессии Совета коллективной безопасности, которая пройдет осенью этого года.
Пока это проект, который может быть доработан, изменен. Поэтому на данный момент я бы воздержался от каких-то конкретных оценок документа и его формулировок.
Могу сказать, что стратегия определяет современные угрозы коллективной безопасности, основные направления взаимодействия государств-членов Организации на перспективу, развитие и углубление сотрудничества во внешнеполитической, военной областях, в борьбе с терроризмом, наркоугрозой и по другим вопросам деятельности Организации.
- Найдет ли отражение в документе тема приближения военной инфраструктуры НАТО к нашим границам и совместного реагирования на это стран ОДКБ?
- Сама стратегия – это концептуальный документ, поэтому она фиксирует в общем плане те угрозы безопасности, с которыми сталкиваются государства-члены ОДКБ
Разумеется, одна из угроз безопасности, которую мы рассматриваем, это расширение и приближение НАТО к границам наших государств. Естественно, в стратегии это будет отражено.
Что касается конкретных мер реагирования, то это вопрос, носящий оперативный характер, и он будет решаться нашими государствами в развитие стратегии, отталкиваясь от действий Альянса. Как известно, 8-9 июля в Варшаве пройдет саммит НАТО, поэтому сейчас говорить об ответных мерах преждевременно. При этом особо подчеркну, что ОДКБ не ставит своей задачей конфронтацию с НАТО. В проекте стратегии отмечается, что мы открыты к сотрудничеству и взаимодействию со всеми государствами и организациями.
- Вы в свое время говорили, что ОДКБ открыта к взаимодействию с НАТО в борьбе с террористической угрозой, исходящей из Афганистана. НАТО решила остаться в Афганистане и в 2017 году. Сохраняет ли в связи с этим актуальность антитеррористического взаимодействия с альянсом?
- Насколько мне известно, в рамках прошедшего недавно в Брюсселе заседания Совета Россия-НАТО мы повторили свои предложения о готовности к взаимодействию в антитеррористической сфере, в т.ч. и в связи с ситуацией в Афганистане. И в рамках ОДКБ мы также подчеркиваем свою готовность к такому взаимодействию с НАТО – соответствующие заявления неоднократно принимались на уровне глав государств и министров иностранных дел наших стран.
К сожалению, НАТО оставляет без ответа такие предложения и не проявляет встречную готовность к взаимодействию.
- По оценкам ОДКБ, после смены лидера "Талибан" как-то изменилась эта группировка и ситуация в области безопасности в Афганистане в целом?
- Мы фиксируем ухудшение обстановки. Отчасти это связано с сезонной активностью радикальных и террористических группировок, которая, как правило, усиливается в весенне-осенний период.
С другой стороны, никаких признаков того, что со сменой руководства талибов ситуация в Афганистане меняется в лучшую сторону, нет. Более того, мы фиксируем, что все более активно в Афганистане действует ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация - ИФ), сторонники этой террористической группировки захватывают власть в сопредельных районах с Таджикистаном.
- Какие еще вопросы будут обсуждаться на предстоящем СМИД ОДКБ?
- Традиционно главы внешнеполитических ведомств в доверительной обстановке поделятся своими оценками наиболее актуальных международных проблем. Особый упор будет сделан на развитие внешнеполитической координации союзнических стран на международных площадках.
Министры, в частности, затронут вопрос о возможном задействовании миротворческих сил ОДКБ в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН.