Москва. 12 июля. INTERFAX.RU - Санкции фактически делают невозможным участие АО "Уралвагонзавод" (УВЗ) в тендерах на поставку вагонов для московского метрополитена.
"Предприятие, с которым мы планировали реализовывать этот проект - Bombardier. УВЗ - в санкционном списке. Нам невозможно этот контракт выполнить", - заявил генеральный директор российской компании Олег Сиенко на брифинге в рамках выставки "Иннопром-2016" во вторник, отметив, что для УВЗ проект "экономически невыгоден".
"Считаем, я искренне об этом говорю, что есть прекрасная компания "Трансмашхолдинг" (ТМХ - ИФ), которая сейчас активно разрабатывает новые модели вагонов метро. Нужно прекратить экспериментировать и направить свои усилия на то, чтобы у него были твердые якорные заказы", - добавил топ-менеджер.
ГУП "Московский метрополитен" ранее уже провел два крупных тендера на поставку новых вагонов. По итогам первого (состоялся в марте 2014 года) был заключен контракт жизненного цикла на поставку в 2014-2017 годах и последующее обслуживание в течение 30 лет 832 вагонов на сумму 144 млрд руб. (в 2015 г. подписано дополнительное соглашение на снижение количества приобретаемых вагонов до 664). Лучшей была признана заявка АО "Трансхолдлизинг" (ТХЛ; 81% ее акций минувшей зимой Федеральная антимонопольная служба РФ разрешила приобрести структуре совладельцев ТМХ Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву) и ОАО "Метровагонмаш" (Мытищи, Московская обл., завод "Трансмашхолдинга").
Помимо них в конкурсе принимал участие лишь альянс ОАО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (Санкт-Петербург, актив ТМХ и Bombardier), ОАО "Тверской вагоностроительный завод" (контролируется "Трансмашхолдингом", второй владелец - УВЗ), а также ЗАО "ФЛК-Трансмашлизинг" (в числе совладельцев также значится ТМХ). В то же время, интерес к тендеру проявляли и другие компании. В связи с этим структура "Уралвагонзавода" - ООО "УВЗ-Сервис" - наряду с ООО "Городские транспортные решения" (совместное предприятие CAF и "Синары" Дмитрия Пумпянского) и ООО "БТ (Рус)" концерна Bombardier - подала жалобу в ФАС на действия метрополитена. Однако ведомство не нашло критических нарушений.
Тогда же представители УВЗ заявляли, что компания хотела бы понимать, нужны ли властям Москвы в современных экономических условиях альтернативные поставщики. "Мы достаточно долго этим вопросом занимались именно потому, что московское правительство позвало всех крупнейших производителей. В локализации и во всем остальном - проблем нет, мы сразу подразумевали, что все это будет. Но проводить локализацию до того, как победили, неверно - это не один миллиард рублей (затрат - ИФ)" - заявлял "Интерфаксу" замглавы "Уралвагонзавода" Андрей Шленский.
В декабре 2014 года метрополитен провел второй тендер на право поставки в 2017-2020 годах еще 768 вагонов стоимостью 131 млрд руб. При этом, по условиям конкурса, производитель должен до 1 января 2018 года обеспечить локализацию в РФ на уровне не менее 70%. Однако единственной вновь стала заявка ТХЛ.
Очередной тендер на закупку вагонов метро для столичного метрополитена был запланирован на 2016 год, сообщалось на Едином информационном инвестиционном портале Москвы, но сейчас этой информации там нет.
Как сообщалось ранее, "Уралвагонзавод" и Bombardier Transport & Services планировали создать совместное производство поездов для поставки метро Москвы: соответствующий договор был подписан в 2013 году. Помимо соглашения о совместном производстве и техобслуживании поездов метро, он также регулировал совместные разработки вагонов метро для рынков России и СНГ. В 2014 году после введения санкций руководство УВЗ заявляло, что заморозило проект с Bombardier.
"Уралвагонзавод" - многоотраслевой машиностроительный комплекс, выпускающий около 100 видов продукции, в частности, военную технику, дорожно-строительные машины, цельнометаллические полувагоны, специализированные вагоны и железнодорожные цистерны. Владельцем 100% акций компании является Росимущество.