Сиеста не для нас
В Госдуме считают, что увеличение обеденного перерыва для работников в связи с жарой не может быть оформлено законодательно. Этот вопрос должен регулироваться соглашением между работником и работодателем
Москва. 15 июля. INTERFAX.RU – В многих странах с жарким климатом существует короткий послеобеденный отдых, называемый сиестой. В некоторых же государствах, например, Испании, такой перерыв длится и вовсе с 12:00 до 15:00. В связи с наступившей жарой, которая уже несколько недель мучает россиян, идея о внедрении подобных методов в нашей стране пришла в голову главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко. Однако эта инициатива, судя по всему, не находит отклика в сердцах представителей законодательных органов.
Так, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев уверен, что увеличение обеденного перерыва для работников в связи с жарой не может быть оформлено законодательно. "Я считаю, что этот вопрос должен регулироваться коллективными соглашениями и переговорами между работником и работодателем, но никаких нормативных изменений быть не может", - сказал он в четверг в Москве на пресс-конференции. По его словам, увеличение послеобеденного отдыха возможно только в случае, если работодатель и работник об этом договорились.
Как сказал Исаев, "если вы живете в таком мегаполисе, как Москва, где есть дорожные пробки, то увеличение обеденного перерыва вызовет еще большие пробки". "Если вы живете, например, в Италии и работаете на соседней улице, тогда это понятно", - отметил депутат.
Накануне спикер Московской городской думы Владимир Платонов сообщил, что столичные власти не планируют принимать законодательные акты, касающиеся сиесты. Комментируя предложение Онищенко, Платонов сказал, что и сейчас работодатель может переносить время начала и окончания рабочего дня, варьировать перерыв на обед.
В свою очередь, спикер Совета Федерации Сергей Миронов также не поддерживает идею о введении сиесты в связи с жарой, но считает, что работодатели в этих условиях должны подходить к своим подчиненным с гуманных позиций. "Что касается законодательного введения сиесты, то я не вижу в этом необходимости. Другое дело, что начальники должны в ситуациях невыносимой жары подходить более бережно к своим подчиненным, и руководствоваться гуманным принципом", - сказал Миронов. По его словам, работодатель должен подходить "с большой заботой к своим подчиненным", думая при этом больше о человеческом, а не об экономическом потенциале.
"Исходя именно из этого, он должен принимать те или иные решения, особенно когда работник может подвергаться из-за жары перегреву, то, конечно, нужно вводить временные ограничения, и я думаю, что должна быть добрая воля работодателя любого производства на любой фирме", - считает Миронов.
Прокомментировал инициативу главного государственного санитарного врача и руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столицы Андрей Цыбин. Он заявил, что столичным дорожным рабочим, дворникам и озеленителям сиеста не требуется, поскольку в жару им созданы все необходимые условия для работы и полноценного отдыха. Цыбин пояснил, что рабочие, занятые на ремонте дорог, озеленении, находящиеся под прямыми солнечными лучами, чаще сменяются, им дается большее время для отдыха, а также питье в необходимых количествах. "Наши контрольные службы считают, что у нас (с условиями труда в жару - ИФ) все в порядке", - добавил Цыбин.
Главный кардиолог Северо-Западного федерального округа и Петербурга Евгений Шляхто считает, что в России нет серьезных оснований для закона о сиесте, хотя эта мера является очень результативным способом приспособления к жаркому климату. "Сиеста предполагает начало рабочего дня в 5 часов утра и позднее его окончание. Маловероятно, что это вызовет большое одобрение российской общественности", - сказал Шляхто "Интерфаксу" в четверг.
Главный кардиолог отметил, что жара в Петербурге продлится не так долго, как в Испании, поэтому серьезных оснований для узаконивания сиесты нет. "А вот развитие систем кондиционирования воздуха на рабочих местах действительно должно помочь в будущем избежать многих проблем", - подчеркнул Шляхто.
Между тем, заведующий кафедрой труда и социальной политики Российской академии государственной службы Николай Волгин считает, что хотя в Трудовом кодексе и не зафиксированы конкретные режимы работы в условиях аномальной жары, работодатели могли бы предусмотреть некое подобие сиесты. "В нашем Трудовом кодексе не зафиксировано множество моментов, но, в целом, возможно, и не следует их как-то специально там отражать. Это форс-мажор, когда работодателям имеет смысл действовать по обстановке, например, сместить рабочий день, высвободив 3-4 часа самой жары с переносом на вечер", - заявил Волгин "Интерфаксу".
По мнению эксперта, аномальная жара является своего рода тестом на готовность предпринимателей и работодателей проявлять социальное партнерство. Поэтому, по его словам, бизнесмены поступят правильно, если в условиях жары пересмотрят график работы для своих сотрудников.
Вместе с тем, эффективность обеспечения комфортных условий труда в условиях аномально жаркой погоды последует лишь в том случае, если работодатели будут действовать согласованно и одновременно с профсоюзными организациями и органами здравоохранения, полагает Волгин.
В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) ранее заявили о намерении проверить предприятия малого бизнеса на предмет условий труда работников в условиях аномально жаркой погоды.
"Есть определенные ограничения по температурным режимам, при какой температуре можно работать, а при какой нельзя. Профсоюзы, конечно, должны за этим смотреть. Если в крупных компаниях работодатели относятся к этой проблеме более ответственно, то в малом бизнесе ситуация очень сложная. Поэтому именно там мы и усилим контроль", - заявил "Интерфаксу" секретарь ФНПР Александр Шершуков. По его словам, контроль за условиями труда работников в условиях жары не является каким-то новым направлением для профсоюзных организаций. "Речь идет о контроле условий труда. Это также естественно, как контролировать, например, отсутствие или наличие спецодежды. Просто наше внимание будет более пристальным", - сказал Шершуков.
/Интерфакс/