Чиновники в сети: червяки и провокации

Деятельность российских чиновников в Сети удостоились отдельной секции в рамках RIW-2010. Правда, ответа на вопрос о целях и стратегии прихода чиновников в Сеть найти не удалось. По сути, все свелось к привычному "Это Интернет, детка"

Чиновники в сети: червяки и провокации
Чиновники в сети: червяки и провокации
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 октября. INTERFAX.RU - Блоги и микроблоги захватили мир стремительно и бесповоротно. Их ведут все – от президентов до еще не говорящих и не умеющих писать младенцев и домашних питомцев. Чуть отстав от западных коллег, но зато с большим энтузиазмом в Сеть пришли и российские чиновники. Худо-бедно освоив "Живой журнал", в настоящий момент они активно начали перемещать центр своей блоговой деятельности в микроблоги, в первую очередь, в Twitter. Аккаунты представителей различных служб и ведомств, в какой-то момент начавшие множиться с пугающей скоростью, оказались весьма различны – от совершенно формальных до вполне жизненных, как, например, записи помощника президента Р Аркадия Дворковича, который живо переживает в Twitter-e не только различные профессиональные моменты, но и эпизоды футбольных матчей, теннисных и прочих спортивных состязаний.

Резкий рост числа микроблогов, ведущихся или ведомых от имени чиновников вполне можно даже назвать одной из примет русского Twitter этого года, а потому вполне логично этот феномен удостоился целой секции в рамках Russian Internet Week 2010. Секцию окрестили "Чиновники попали в сеть. Социальные медиа на государственной службе", а спикерами стали депутат Госдумы РФ Роберт Шлегель, руководитель идеологического департамента "Единой России" Алексей Чадаев, пресс-секретарь Минздравсоцразвития РФ Александр Власов (Минздравсоцразвития РФ, пресс-секретарь), вице-губернатор Тверской области Константин Зуев, интернет-эксперт Антон Меркуров, политолог Кирилл Мартынов и специалист компании Microsoft Гайдар Магдануров.

Правда, выступления в секции однозначного ответа на то, зачем именно чиновники пришли в Twitter и какова стратегия их работы в микроблогах, не дали. Скорее, они превратились в разветвленную дискуссию о меняющемся информационном мире, чиновничестве и его месте в этой самой новой информационной среде. Так, например, от темы микроблоггинга спикеры постоянно уходили к вопросу об электронном документообороте, модернизации информационных систем и так далее. Роберт Шлегель оптимистично указывал, что "скоро общение чиновников полностью перейдет в сеть, это станет нормой", но тут же отмечал, что в настоящий момент у сайта Госдумы РФ нет никакой интерактивной составляющей. Константин Зуев пытался на примерах показать, как Twitter помогает оперативно реагировать на жалобы и предложения граждан на примере отдельного региона, посвящая слушателей в важные детали. Например, зачем чиновник выкладывает в Twitter фотографии с места событий, пусть даже и не самые выразительные. Оказалось, чтобы показать, что да, он здесь был, на этом самом месте событий. Или в гуще событий, кому как угодно.

История с "червяком Зеленина" всплывала в ходе общения несколько раз, но, пожалуй, лишь один раз ее и последовавшие за сообщением Зеленина события попытались проанализировать как то, что принято называть как яркий пример интерпретаций. Антон Меркуров, эксперт британского Institute for State Ideologies, попытался на данном примере показать,что чиновники, столь активно пришедшие в Сеть и столько о ней сейчас говорящие, на самом деле сталкиваются с реальностью, в которой они не всегда умеют работать. По сути, исходя из давнего и всем известного "Это Интернет, детка", Меркуров на примере "червяка Зеленина" разложил феномен интернет-провокаций и того, какой должна быть реакция на них у опытного и понимающего суть происходящего интернет-пользователя (или его пиарщика). По сути, Меркуров достаточно жестко указал, что большинство блогов чиновников ведется в той или иной степени непрофессионально. Чиновникам, возможно, это будет обидно, а вот специалистам по сетевому PR вполне выгодно – дополнительное обоснование стоимости их услуг.

Наконец, в какой-то момент дискуссия затронула и вопрос о том, а нужны ли вообще чиновникам блоги, если с ними связано столько угроз. Но даже в этой дискуссии не было ничего нового. Известно, например, что многие крупные компании (и речь здесь идет не только о России, но и о западном опыте) накладывают определенные негласные ограничения на блогерскую активность своих сотрудников: о том, что ты ел на завтрак, пиши сколько хочешь, а вот о работе компании - лучше не надо.

В конце секции возвращенная Меркуровым к теме блогов общественность вновь стала вязнуть в докладах об электронной практике различных государственных ведомств. Правда, время поджимало, а потому прекрасно подготовленную презентацию пресс-секретаря Минзравсоцразвития Александра Власова на тему "Министерство 2.0: практический опыт работы в режиме web 2.0" слушателям пришлось просмотреть в ускоренном режиме. Да и не она, судя по всему, волновала собравшихся: сразу после презентации в дискуссионной части вновь всплыла нашумевшая тема заявленного ведомством конкурса на создание социальной сети. На вопросы о ней у Власова был один ответ – "Без комментариев".

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });