Коллапс в аэропортах: в поисках эквивалента
Вернувшиеся из зарубежных поездок туристы начали обращаться за компенсацией ущерба от коллапса в московских аэропортах. Правда, пока эквивалент потерям времени и нервов пассажиров не найден
Москва. 14 января. INTERFAX.RU - Вернувшиеся из зарубежных поездок россияне начали обращаться в турфирмы с просьбой возместить ущерб от коллапса в московских аэропортах в конце декабря. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина сообщила, что многие требуют компенсировать время, которое они провели в аэропорту из-за длительной задержки рейсов. "За это, согласно действующему Воздушному кодексу, отвечают авиакомпании. Однако туристы обращаются, прежде всего, туда, куда они отдавали деньги за поездку, то есть в турфирмы. Туроператоры, в свою очередь, обращаются в авиакомпании и пытаются с ними договориться", - сказала Тюрина. По ее признанию, ситуация выявила массу коллизий, которые непросто разрешить.
"Например, согласно Воздушному кодексу, компенсация авиакомпаний в случае задержки рейса составляет 25 руб. за каждый час. То есть за сутки ожидания пассажир сможет получить чуть более $20. Правда, насколько я знаю, "Трансаэро" предложила платить по 50 руб. за час, - сказала Тюрина. - Или, например, согласно закону о туризме, за чартерный рейс в составе турпакета отвечает туроператор. В Воздушном же кодексе указано, что пассажиры регулярных и чартерных рейсов равны в правах. На деле получается иначе".
По словам пресс-секретаря РСТ, не исключено, что многие туристы "скооперируются" и подадут коллективный иск к авиакомпаниям. "Такие прецеденты уже были. В случае длительной задержки рейса туристы выступили с общим иском и отсудили у авиакомпании по 10 тыс. руб. на человека. Это больше похоже на настоящую компенсацию, чем та, которую авиакомпании должны выплатить согласно действующему законодательству", - отметила И.Тюрина.
Добиться ясности от самих авиакомпаний пассажирам пока не удается. На вопрос о возможной компенсации в платном call-центре "Аэрофлота" просят обращаться в авиакассы компании. "Решайте вопрос на месте", - сказал в четверг корреспонденту "Интерфакса" оператор 1139. Собеседник агентства также заявил, что "если вы приобретали авиабилеты через турагентство, то все претензии надо предъявлять к турагентству". Комментируя довод корреспондента о том, что авиабилет через турагентство оформлен на конкретную фамилию, представитель "Аэрофлота" ответил: "Это проблема ваша и туристического агентства".
Предновогодний коллапс в "Шереметьево" станет также и темой ближайших заседаний советов директоров ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и аэропорта "Шереметьево". На совете директоров "Аэрофлота" будет также рассмотрен вопрос компенсации пострадавшим пассажирам. "Это решение принималось менеджментом, они должны будут доложить, сколько есть претензий пассажиров и на какую сумму", - заявил на брифинге в четверг глава Минтранса РФ Игорь Левитин. По его словам, Минтранс проводит собственное расследование в отношении действий сотрудников Росавиации и Ространснадзора. Это расследование будет завершено в конце января, и его результаты будут доложены премьер-министру РФ Владимиру Путину.
Глава ведомства также сообщил, что в течение 2011 года все российские аэропорты, обслуживающие более 1 млн пассажиров, должны будут установить резервные системы энергоснабжения, способные компенсировать 30% общей мощности. Минтранс также отрабатывает будущую инструкцию для всех аэропортов по тому, как себя вести в ситуации отключения энергоснабжения.
Ранее в четверг представитель пресс-службы ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" сообщил "Интерфаксу", что компания предложит пассажирам, испытавшим проблемы с вылетом в период с 26 по 29 декабря 2010 года из-за коллапса в московском авиаузле, сертификат на бесплатный перелет в течение года. По словам представителя компании, эта "акция репутационной поддержки" является той самой компенсацией, которую обещал выплатить авиаперевозчик в конце прошлого года всем пассажирам задержанных рейсов из Москвы. На эти цели компания была готова направить $20 млн, заявлял представитель "Аэрофлота" в конце декабря.
"$20 млн - это зарезервированная сумма, может быть нам потребуется меньше. И эти средства можно считать затратами на маркетинг, поскольку акция является рекламной с целью восстановления доверия к компании", - сказал представитель компании, добавив, что сертификат - "эквивалент деньгам, поэтому его можно считать денежной компенсацией". В компании считают, что ваучер на бесплатный перелет "безусловно выгоден пассажирам". "Например, вы покупали билет в Париж за 500 евро, а по ваучеру сможете улететь в Эмираты, куда билет стоит 1 тысячу евро", - сказал представитель компании. Ваучеры смогут получить те пассажиры, которые ожидали своих рейсов и вылетели в конечном итоге из Москвы. Пассажиры, ожидавшие самолеты "Аэрофлота" в аэропортах других стран, на сертификат рассчитывать не могут.
Представитель авиакомпании подчеркнул, что если пострадавшие от авиаколлапса пассажиры все же решат требовать компенсацию не бесплатным перелетом, а деньгами, то "Аэрофлот" будет выплачивать их только по решению суда. Согласно российскому законодательству, ее размер равен 25 рублям за час ожидания. По словам представителя "Аэрофлота", причиной коллапса стали аномальные погодные условия, компания со своей стороны предлагала пассажирам, ожидавшим своих рейсов в аэропорту "Шереметьево", питание и проживание в гостинице.
Как сообщалось, в конце декабря в московском регионе прошел "ледяной дождь", который привел к обрывам линий электропередачи и хаосу в столичном авиаузле, аэропорт "Домодедово" временно был обесточен. Тысячи пассажиров скопились в аэропортах в ожидании отложенных рейсов. После коллапса в московском авиаузле Роспотребнадзор начал проверку аэропортов "Домодедово" и "Шереметьево" и их договоров с авиакомпаниями.
/Интерфакс/