Катастрофа под Смоленском: о чем говорили диспетчеры
МАК опубликовал запись переговоров авиадиспетчеров в день катастрофы самолета Качиньского. Согласно ее расшифровке, диспетчеры предупреждали экипаж польского лайнера о плохих метеоусловиях
Москва. 19 января. INTERFAX.RU - Транскрипция записи всех переговоров диспетчеров аэродрома "Смоленск-Северный" в день катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского полностью опубликованы на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК). "В связи с появившимися в СМИ со ссылкой на министра внутренних дел республики Польша Ежи Миллера сообщениями об опубликовании польской стороной записей разговоров диспетчеров аэродрома "Смоленск-Северный" и с целью объективного информирования мировой общественности, с разрешения органов, проводящих предварительное следствие, в соответствии с Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации принято решение опубликовать полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами: 1-е: записи открытого магнитофона, 2-е: записи телефонных разговоров, 3-е: записи радиопереговоров", - говорится в заявлении председателя технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексея Морозова, поступившем в "Интерфакс" во вторник.
"При составлении транскрипции Техническая комиссия МАК пользовалась электронной копией записей, идентичной той, которая была передана польской стороне по ее просьбе", - отмечается в заявлении.
Расшифровка
В документе, в котором расшифрованы переговоры диспетчеров и экипажа самолета, говорится, что в 09:51 российский руководитель полетов (на вышке на аэродроме в Смоленске) сообщил, что на аэродроме складываются неблагоприятные погодные условия: "Надо для основного поляка уточнять запасной, потому что пока погоды нет".
Затем руководитель полетов говорит: "Нужно выйти на главный центр, чтобы основному поляку передали, во-первых, чтобы он был готов к уходу на запасной. Вот, уточнить, сколько у него топлива".
После нескольких реплик неустановленного абонента, "А", руководитель полетов на аэродроме в Смоленске добавляет: "Значит, главный центр в курсе, что у нас погоды нет. И они (неразборчиво) на "Внуково" уйдет".
Примерно в 10:10 руководитель полетов сообщил, что видимость на аэродроме "Смоленск-Северный" - не более 400 метров.
Примерно в 10:23 экипаж самолета Л.Качиньского вышел на связь с аэропортом "Смоленск-Северный" и сообщил, что идет на снижение. "На дальний привод снижаемся, 3600 метров", - сказал экипаж польского самолета.
Руководитель полетов в Смоленске уточнил, сколько у польского самолета осталось топлива, и спросил: "А запасной аэродром у вас какой?". В ответ прозвучало: "Витебск, Минск".
В 10:24 экипаж польского президента запросил данные о метеоусловиях в Смоленске. "На "Корсаже" туман, видимость 400 метров", - сказал руководитель полетов. На просьбу поляков уточнить температуру и давление, руководитель полетов сказал: "температура плюс два, давление 7-45, 7-45, условий для приема нет".
Тем не менее польский экипаж принял решение о снижении. "Спасибо. Но если возможно попробуем подход. Но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг", - говорит польский борт 101.
В разговоре между собой российские диспетчеры сообщили: "Значит, делает контрольный заход. Решение командира. Делает контрольный заход до высоты принятия решения 100 метров. Уход, готовность Минска, Витебска на запасной пусть запросят".
В 10:34 руководитель полетов в Смоленске спрашивает командира экипажа польского самолета, совершал ли он посадку на военном аэродроме, и получает утвердительный ответ.
В 10:35 руководитель полетов предупреждает, чтобы польский самолет был готов уйти на второй: "Польский 101, и от 100 метров быть готовым к уходу на второй круг". "Так точно", - отвечает командир польского экипажа.
В 10:41 российский руководитель полетов дает команду "Уход на второй круг" и повторяет ее еще два раза. Польский борт уже не отвечает.
Затем в эфире звучит вопрос: "Ну, где он?". После этого вновь звучит команда "Уход на второй круг, 101-ый".
Один из диспетчеров говорит о необходимости вызова пожарной машины. Время последней записи в транскрипции - 10:42. После очередной попытки связаться с польским самолетом, один из российских диспетчеров говорит: "Левее дороги".
В документе "Открытый микрофон" зафиксированы переговоры с передовым самолетом польской делегации Як-40, который приземлился в Смоленске, а также российским самолетом Ил-76, который ушел на запасной аэродром.
В 10:32 руководитель полетов в Смоленске говорит одному из диспетчеров: "Не знаю, я бы на месте Москвы сюда бы не гнал". И получает ответ: "Это решение (неразборчиво) международного номер 1. Он там сам".
Один из диспетчеров, полковник Краснокуцкий говорит: "Он не зайдет. Ты, главное, дай ему на второй круг. Значит, на второй круг и все. А там дальше, сам принял решение, пусть сам решает".
В 10:42 один из диспетчеров после тщетных попыток связаться с польским самолетом говорит: "После ближнего упал. Левее дороги". Другой диспетчер ему отвечает: "На второй круг уходить начал, потом пропал". В радиоэфире звучит нецензурная брань.
Кроме того, в документе "Запись телефонных переговоров" на сайте МАК говорится, что оперативный дежурный аэродрома в Смоленске допускал вероятность, что самолет польского президента совершит посадку в московском аэропорту "Внуково".
Примерно в 09:51 оперативный дежурный говорит руководителю полетов на аэродроме в Смоленске: "С главным центром пообщался. Во "Внуково" заберут".
Комментарии
Публикация переговоров российских диспетчеров на аэродроме в Смоленске снимает все вопросы относительно причин катастрофы самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского, заявил "Интерфаксу" в среду известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. "Все вопросы окончательно сняты. Все разговоры поляков о вине российских диспетчеров безосновательны ", - сказал Толбоев.
На вопрос о том, мог ли Ту-154 совершить безопасную посадку на аэродроме в Смоленске, летчик-испытатель ответил: "Он мог садиться. Никаких вопросов нет. Но польский экипаж не соблюдал высоту. Он перепутал давление. Они шли точно по курсу. Трагедия произошла из-за того, что они не переставили давление под стандарты аэродрома". Толбоев испытал десятки типов и модификаций самолётов, командовал многоразовым космическим кораблем "Буран".
Он заявил, что 15 лет летал на самолете Ту-154 и испытывал его в самых опасных режимах. "Очень надежный самолет. Он просто устарел. В оборудовании аэродрома в Смоленске недоработок нет. Он соответствует всем требованиям министерства обороны России", - сказал Толбоев. По его мнению, "расследование Межгосударственного авиационного комитета проведено блестяще".
Предыстория
Самолет президента Польши Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский летел на траурные мероприятия в Катынь, где похоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году. 12 января Межгосударственный авиационный комитет на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" представил итоговый отчет о расследовании катастрофы самолета Качиньского. Из отчета следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров.
Представители МАК опровергают утверждения польской стороны в том, что во время посадки самолета на российских диспетчеров оказывалось какое-либо давление. "Комиссия проанализировала записи, зарегистрированные диспетчерским магнитофоном, а также записи переговоров группы руководства полетами с экипажем самолета Ту-154. Также была проведена независимая оценка действий группы руководства полетами. Фактов давления на группу руководства полетами не выявлено", - заявил Морозов во вторник вечером в эфире телеканала НТВ. По его словам, диспетчеры на аэродроме Смоленска действовали "абсолютно самостоятельно, в рамках той подготовки, тех международных правил, о которых мы говорили". Морозов рассказал, что техкомиссия МАК анализировала результаты медэкспертизы тех, кто находился в кабине пилотов, в том числе главкома польских ВВС. "При работе технической комиссии анализировались результаты судмедэкспертизы членов экипажа и других установленных лиц, находившихся в пилотской кабине. Именно польские эксперты при прослушивании записи бортового магнитофона установили, что одним из посторонних лиц, находившихся в пилотской кабине, был главнокомандующий ВВС Республики Польша, который находился в пилотской кабине вплоть до момента столкновения самолета с препятствиями", - сказал Морозов журналистам во вторник. Так он прокомментировал заявление главы МВД Польши Ежи Миллера относительно неправомерности проведения медицинской экспертизы Анджея Бласика. "Техническая комиссия при этом пользовалась результатами судмедэкспертизы, проведенной в рамках расследования уголовного дела по факту катастрофы", - добавил Морозов.
В свою очередь, министр транспорта РФ Игорь Левитин считает в настоящий момент неправильным полемизировать с польской стороной относительно обстоятельств авиакатастрофы самолета президента Леха Качиньского под Смоленском. "Идет процесс следствия по уголовному делу. Любые комментарии излишни, и вступать в полемику я считаю неправильно", - заявил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы" во вторник вечером. Левитин отметил также, что никакой российской версии авиакатастрофы пока не существует. "Есть заключение технической комиссии МАК, это независимый орган, который и российская сторона, и польская выбрали для проведения независимой экспертизы. Поэтому российская версия появится после того, когда следственные органы получат заключение технической комиссии МАК", - сказал Левитин.
Ранее во вторник замруководителя польской комиссии по расследованию катастрофы самолета Качиньского Мирослав Гроховский заявил на пресс-конференции в Варшаве, что диспетчеры аэродрома "Смоленск-Северный" 10 апреля прошлого года подвергались давлению. При этом он не конкретизировал, в чем именно заключалось такое давление.
Кроме того, по словам главы польского МВД Ежи Миллера, диспетчеры аэропорта на протяжении часа сообщали, что все в порядке; по его мнению, команда "Горизонт" поступила пилотам самолета польского президента Леха Качиньского слишком поздно. Миллер утверждает, что диспетчер, следивший за посадкой президентского "Ту-154", не проинформировал экипаж о фатальных погодных условиях. Кроме того, не было речи о запасных аэропортах.
Между тем, эксперт, близкий к ходу расследования, заявил журналистам: "Выдергивая отдельные фразы из разговоров в диспетчерском пункте, польская сторона не реконструирует происходившие события, а извращает их суть". Эксперт посоветовал польской стороне аккуратнее обращаться с объективными данными, не допускать их передергивания.