Михаил Сенаторов: Парус и бизнес очень близки

Зампред Центробанка РФ и Председатель Оргкомитета регаты "Банковский кубок" рассказал о перспективах развития парусного спорта в России

Михаил Сенаторов: Парус и бизнес очень близки
Михаил Сенаторов: Парус и бизнес очень близки

Москва. 27 июня. INTERFAX.RU - Регата "Банковский кубок", в очередной раз стартовавшая 26 июня, - это некоммерческие соревнования, которые проводится ежегодно, начиная с 2000 года. Большинство участников турнира - профессиональные спортсмены, бизнесмены и банкиры - выступят на нем на крейсерских яхтах, лодках олимпийского класса "Звездный" и "Драконах". Более сотни экипажей в течение четырех дней будут бороться друг с другом за звание победителя турнира на акватории Пестовского и Пироговского водохранилищ. В заключительный день "Банковского кубка" состоится розыгрыш Гран-при, в котором примут участие победители соревнований в разных классах яхт.

Михаил Юрьевич, что будет интересного в эти выходные на Пестовском водохранилище?

Соревнования будут проходить на трех акваториях вместо одной, как это было раньше, потому что уже нет такой воды, которая давала бы возможность гоняться всем участникам сразу. Крейсерские лодки будут гоняться вы Пестово, "Драконы" - на Осташковском плесе между Клязьмой и Пироговским водохранилищем, класс "Микро" и класс "Звездный" - на Пироговском водохранилище, близ плотины. Значительно выросла масштабность кубка - количество участников превысит 500 человек. Участники - от заслуженных мастеров спорта и победителей чемпионатов мира и Европы и призеров Олимпийских игр до новичков, которые практически впервые участвуют в гонках. Предусмотрены разные классы яхт, в том числе для семейных и банковских экипажей. Реально, "Банковский кубок" на сегодня это самая крупная регата в стране, по количеству участников и количеству классов, принимающих участие одновременно. По результатам гонок флота в субботу будут подведены итоги и награждены победители по каждому виду, а в воскресенье состоится новый этап, который раньше мы только опробовали. Победители из каждой команды будут гоняться уже на приз абсолютного чемпиона "Банковского кубка" на одноместных яхтах (парусные лодки длиной 2,4 метра). Гонки пройдут в виде матч-рейса т.е. каждый с каждым гоняется на небольшой акватории на дистанции в сто метров на виду у всех приглашенных зрителей. Это довольно зрелищно и динамично - каждая гонка занимает минут 5-10. В результате отбора будет определен абсолютный чемпиона "Банковского кубка" - это будет впервые.

Как изменился "Банковский кубок" за годы своего существования?

"Банковый кубок" возник в 2001 году в результате поездки Центрального банка РФ на чемпионат Европы среди центральных банков по парусному спорту в Польше. Стало понятно, что вполне можно организовать подобное соревнование в России, объединив банки. На первом этапе кубок спонсировался банками и там участвовали те гонщики, которые остались с советских времен. Парусный спорт только-только выходил из кризиса после распада Союза. Мы пригласили тогда около 30 лодок – и это был практически весь флот, который можно было тогда собрать. Сейчас в состязании будет участвовать намного больше 100 лодок в разных классах. "Банковский кубок" сейчас в основном спонсируется компаниями, которые занимают передовые позиции в IT-технологиях. Нашим генеральным спонсором с момента основания является Hewlett Packard, вторым нашим спонсором является Microsoft, еще одним Сisco. И это не случайно. Банк - самый востребованный клиент IT -услуг. Если говорить об IT-бизнесе, то для них самый сложный сектор – банковско-финансовая сфера, потому что самые востребованные IT-технологии именно там. Банк - организация, которая направлена на массовое обслуживание, которое должно быть эффективным и дешевым. По себестоимости операции по счету через Интернет в 100 раз дешевле, чем через операциониста, который встречает вас в банке. Банки очень зарегламентированы, много процессов проходит под жестким контролем, соответственно, эти операции надо автоматизировать на очень высоком уровне. Поэтому IT-компании идут рука об руку с банками в своем развитии. А в банке IT-персонал – это 10—15 % от общего количества работников. Побеждают в конкуренции те банки, кто серьезно занимаются IT-технологиями. Поэтому в "Банковском кубке" мы будет немного видоизменять название – у нас будет "Банковский кубок - кубок высоких технологий".

Как давно вы сами занимаетесь парусным спортом?

Со времен учебы в Московском физико-техническом институте. Он располагался в городе Долгопрудном, как раз недалеко от канала им. Москвы, Клязьминское и Пироговское водохранилища были местами обитания студентов физтеха в свободное время. Там были наши спортивные базы, мы проводили много времени на воде. Так получилось, что в этих лагерях я и познакомился с парусниками. Постепенно у меня с ними сложились хорошие дружеские отношения, они меня пригласили к себе покататься. И мне понравилось. Совершенно неожиданно ты оказываешься на неком транспортном средстве, которое движется без всякого шума, только плеск воды и скрип снастей. Нет никакого механического фона, все зависит только от силы ветра и направления, в котором ты идешь. Все это настолько завораживало, что я начал по возможности присоединяться к парусникам, потом меня взяли в команду. Потом я начал и сам рулить, много занимался и через 3 года стал мастером спорта. Когда заканчивал институт, меня пригласили в сборную и одновременно у меня было распределение в Академию наук. Несколько месяцев я не мог решить, что делать дальше - профессионально заниматься парусным спортом или идти в академию наук. В итоге физтех перевесил, а парус стал моим хобби. Сейчас моя основная работа – Центробанк, а моя вторая жизнь проходит под парусом. Занятие парусом за 1-2 дня дает хорошую разрядку и позволяет при возвращении в офис чувствовать себя нормально отдохнувшим, потому что, когда ты переключаешься со своей основной работы на парус, все проблемы уходят в сторону.

Что выделяет парусный спорт среди других видов?

Парус - интересный вид спорта, он необычен тем, что здесь, помимо техники или физподготовки, еще присутствует внешние природные факторы – ветер, волны, которые приходится учитывать, а иногда с ними соперничать. Ты выходишь в ясную погоду, а через час налетает шквал, тебя начинает сечь дождь с градом, холод и ты мокрый и пытаешься выбраться из этой ситуации. Парус вообще заставляет на многие вещи вообще смотреть по-другому. В других видах спорта можно в любой момент остановить тренировку, выйти из состязания, если плохо себя чувствуешь, если невмоготу. В парусе этого нельзя - спрыгнуть с лодки некуда. Если ты попал в шторм, ты не можешь сказать, все, он мне не нравится, я ухожу.

Однако у многих создается впечатление, что парус - это что-то красивое и стильное, белые брюки и приятное времяпрепровождение.

Ну это понятно, так же как в футболе – награждения, красивые приемы, девушки, фотографии на обложках глянцевых журналов, а сколько это пота и труда никто не видит. Но в парусе развивается такая черта, которой не развивается ни в одном другом – необходимость довести дело до конца.

А какие люди занимаются парусным спортом?

Разные, абсолютно разные, здесь нет какого-то социального барьера, который позволяет тебе это или не позволяет. Вообще, парусный спорт довольно демократичен, как оказывается. Если мы говорим про парусный спорт и имеем в виду яхту Абрамовича – это одно. А если говорить о реальности, то парусный спорт начинается с самых простых лодок под парусом и заниматься им может любой, кому это нравится.

Тем не менее, в представлении людей это все очень дорого.

Если мы берем участие в таких регатах, как Кубок Америки и Volvo Ocean Race - да, это дорого. Другое дело, если мы берем яхту, которая стоит $3-4 тыс., на которой можно ходить самому или вдвоем. Или возьмем "национальный класс", который сейчас стал развиваться. Мы специально несколько лет назад стали думать о том, как восстановить "национальный класс", который был в советское время. Это лодка, которая производится из российских материалов, на российских заводах, комплектуется российскими мачтами и парусами. Такая лодка не должна стоить дороже, чем автомобиль малого класса, где-то $15-18 тыс. Это уже с трейлером, чтобы лодку легко было перевозить, спускать на воду и поднимать, легко хранить. Прототип такой лодки уже начинает производиться промышленно. Такая лодка является основой для того, чтобы большое количество людей могло принимать участие в парусной жизни. В любом случае люди начинают заниматься парусом тогда, когда у них определенные потребности уже удовлетворены, если у них уже есть квартира, машина. Дальше возникает вопрос, что делать дальше. Можно на даче грядки копать, можно в походы ходить, можно еще каким-то занятием заниматься. Парус – это одно из таких занятий, которое может на протяжении всей жизни тебя сопровождать. Парусный спорт в отличие от других практически не имеет возрастных границ, ты можешь им заниматься с малого детства (с 7-8 лет) и до глубокой старости.

А каков порядок цен на крейсерские лодки?

От $30 тыс. и выше, особенно, если привозная. За нее платятся достаточно большие налоги - 30% плюс НДС. Если вы привозите лодку в Москву, то размер 30 футов (около 9 метров) - практически максимальный размер лодки, которая хорошо вписывается в столичную акваторию. 70-ти футовая лодка хорошо подходит для акватории Финского залива и очень комфортна на Черном море. На 60-70-ти футовой лодке можно хорошо ходить в дальние походы с высокой степенью автономности. Практически на ней можно пересекать океан. При таких дальних плаваниях необходимо иметь возможность отстояться в портах по пути и такая портовая инфраструктура хорошо развита в Европе, США, странах Карибского бассейна. В России достойная портовая инфраструктура для парусных яхт пока не создана, к сожалению. В тоже время количество яхт в последнее время увеличивается, соответственно, начали появляться и отстраиваться заново яхт-клубы. Сейчас Федерация парусного спорта активно работает над внесением предложений в законодательство, с тем, чтобы спортивные парусные суда были выведены из-под налогообложения, работает над созданием правил регистрации, приписки и отстаивания судов в портах.

А как меняется в России отношение к парусному спорту?

Руководство страны никогда особо парусным спортом не интересовалось, всегда считалось, что это элитарный вид спорта, а в массы надо внедрять футбол, хоккей или волейбол. Если брать в расчет количество водоемов, рек, озер в стране, то больше половины населения могли бы заниматься парусным спортом, как это происходит в странах Европы, где парус один из самых распространенных и зрелищных видов спорта. Крупные международные парусные соревнования входят в десятку самых кассовых состязаний. Самое престижное – это, конечно, Олимпийские игры, затем собирают огромные аудитории Чемпионаты мира и Европы по футболу, гонки Формулы-1, а потом начинаются парусные соревнования - Кубок Америки и гонка вокруг света Volvo Ocean Race. Это, действительно, очень экстремальная гонка – Париж-Дакар, например, менее экстремальна.

Как происходит финансирование регат наподобие Volvo Ocean Race?

В основе, конечно, лежат деньги команды, создается некий пул инвесторов, вкладывающих первоначальный капитал. Когда проект уже на выходе, привлекаются рекламодатели, затем выпускается определенное количество сувенирной продукции, устраиваются различные шоу и показательные выступления в портах, которые привлекают большое количество туристов и тд. Вообще, Volvo Ocean Race несмотря на серьезную спортивную часть, очень крупный коммерческий проект, точно также как Кубок Америки, который до последнего времени не был коммерческим, но благодаря швейцарцам, которые, выиграв Кубок Америки у новозеландцев, перенесли его в Европу и построили в Валенсии специальный центр, из проекта, в который вложили несколько сотен миллионов долл. Вырос в проект стоимостью несколько миллиардов. Норма прибыли здесь измеряется десятками раз.

Кто из известных людей всерьез занимается парусом?

Анатолий Карачинский, руководитель одной из крупнейших IT-компаний IBS, он очень серьезно занимается парусным спортом. Питерский бизнесмен один из совладельцев сети питерских универмагов "Лента" Олег Жеребцов. Кстати его команда будет участвовать в той самой гонке Volvo Ocean Race, старт которой намечен на октябрь. Также активно занимаются парусным спортом вице-мэр Москвы Владимир Силкин, руководитель "Объединенных кондитеров" Артем Кузнецов. Очень много бизнесменов занимаются этим видом спорта, а вот из политической элиты парусным спортом практически никто не интересуется. Парусным спортом надо заниматься серьезно, если ты рулишь лодкой, ты отвечаешь за жизнь экипажа, ты не можешь бросить дело на полпути, ты обязан довести его до конца. В этом отношении бизнес и парус близки. Если вы начали заниматься бизнесом, им надо заниматься, и если вы удачливый бизнесмен – то не потому, что вы кого-то обманули, а потому что вы уперты и очень целенаправленно занимаетесь своим делом. Поэтому парусом увлекаются реально большое количество успешных бизнесменов.

Стремление российских олигархов покупать огромные яхты, на Ваш взгляд, это бравада или действительно любовь к морю?

Это образ жизни, человеку нравится жить на яхте размером с целый город. Попросту говоря, вы купили гостиницу, которая плавает, нравится вам такое – живите. У людей с таким размером достатка, как у Романа Абрамовича, другие ценности и судить их сложно.

Среди российских туристов сейчас популярна тенденция снять яхту и пройтись например вдоль побережья Средиземного моря, получается, что ничего общего с парусным спортом это не имеет?

Это один из видов парусного спорта – яхтинг, т.е. отдых во время похода на яхте. Этот вид отдыха созерцательный и им занимается большое количество людей. В любом случае, чтобы ходить на парусном судне ты должен иметь определенные навыки управлять лодкой, знать навигацию, лоцию. Я считаю, что это очень хорошая тенденция, хорошо, что ездят, приобщаются к парусу.

А Вы сами в каких местах предпочитаете выходить ради удовольствия?

Я давно ради удовольствия просто так не катаюсь. Я объясню почему. Когда ты привык соревноваться, это определенный процесс, определенная борьба, а когда ты выходишь просто походить под парусом, это созерцательный вид деятельности, которым я люблю заниматься, когда езжу за рулем своей автомашины по уголкам России. На парусе интересно соревноваться, и хотя там скорости небольшие, очень многое зависит от тактики. Парус - это шахматы на большом пространстве, по сути.

Наталья Жогова

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });