"Стройгазконсалтинг" намерен стать российским ЕРС-подрядчиком

Юрий Комаров рассказывает "Интерфаксу" о планах "Стройгазконсалтинга" по освоению шельфа и производству СПГ

"Стройгазконсалтинг" намерен стать российским ЕРС-подрядчиком
"Стройгазконсалтинг" намерен стать российским ЕРС-подрядчиком

Москва. 13 февраля. INTERFAX.RU - "Стройгазконсалтинг" поставил цель стать первым в России EPC-подрядчиком на шельфовых проектах. Осуществить эту задачу приглашен Юрий Комаров, экс-глава "Газпром экспорта", возглавивший с приходом иностранных инвесторов Штокмановский проект, а затем консультировавший российские компании по работе на шельфе. В беседе с Агентством газовой информации (АГИ) он рассказал о перспективах России освоить шельф и о том, что для этого намерен делать "Стройгазконсалтинг", а также оценил перспективы мирового рынка газа.

- Почему вы пришли в "Стройгазконсалтинг"?

- Ответ простой - интересная работа, связанная с развитием компании, которая будет в состоянии выполнять функции ЕРС-подрядчика по шельфовым проектам и производству СПГ.

Сегодня одна из ключевых проблем российского бизнеса, в частности нефтегазового строительного сервиса - это отсутствие компаний, которые могут быть EPC-подрядчиками. То есть, нет компаний, которые могут осуществлять весь комплекс работ: управление проектами, инжиниринг, закупки оборудования (в том числе технологического), строительство.

"Стройгазконсалтинг" в нефтегазовом секторе входит в число лидеров. Как и у других российских компаний, основная зона его компетенции находится в сфере строительства. В то время как во всем мире высокотехнологичные проекты, к которым, безусловно, относятся и шельфовые, и проекты по производству СПГ, реализуются, как правило, на условиях ЕРС-контрактов. "Стройгазконсалтинг" намерен решить эту задачу, наша стратегическая цель - стать российским EPC-подрядчиком.

- - А в чем основной интерес быть EPC-подрядчиком?

- На мой взгляд, это наиболее эффективный путь локализации работ в России и, соответственно, повышение конкурентоспособности "Стройгазконсалтинга". Не стоит также и забывать, что доля управления проектами, инжиниринга и управления закупками по высокотехнологичным проектам в общей цене может доходить до 20-25%, что не намного меньше, чем доля строительства (порядка одной трети). Остальное приходится на оборудование.

- - Что вам нужно сделать, чтобы стать EPC-подрядчиком?

- Есть два пути - инвестировать в человеческий капитал, покупать дорогих специалистов, а они в основном на Западе, либо аккумулировать имеющийся опыт и обеспечивать синергию строительных мощностей "Стройгазконсалтинга" и инжиниринговый и управленческий потенциал западных компаний. Мы идем по пути консолидации опыта в рамках совместно управляемой компании. Нужен серьезный партнер, время и терпение.

- - Недавно прозвучало мнение, что на самом деле, создавая СП, мы от зарубежных партнеров не получаем доступа к их технологиям.

- Согласен, не всегда удается договориться. Причем бывает, что, даже создав СП, невозможно достигнуть ожидаемого результата. Это часто случается, когда договоренности носят общий характер, а потом стороны долго разбираются, кто и что имел в виду. . . Мы пытаемся четко специфицировать, что мы хотим получить и что мы готовы предоставить в распоряжение СП.

Эффективный инструмент достижения цели - создание конкурентной среды. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими потенциальными партнерами. При этом прекрасно осознаем, что и сами находимся в состоянии конкуренции - западные компании также рассматривают различные варианты.

- - Что нужно сейчас от иностранных компаний?

- Начинать надо с системы управления проектами и соответствующих процедур, формирования базы данных для участия в тендерах. Нужна инжиниринговая поддержка, особенно на начальном этапе, с постепенным формированием специализированных инжиниринговых мощностей в России.

Необходимо понимание, что в совместной компании будет, в основном, российский персонал, но прошедший подготовку и обучение в офисах и на объектах партнера. Обязательным элементом договоренности должно быть то, что при всех вариантах строительство будет выполняться "Стройгазконсалтингом".

- - Строительный подрядчик, но на чьем оборудовании?

- Мы можем долго и настойчиво декларировать, что должно быть российское оборудование. Но все начинается с проектирования и управления закупками, а также процесса инжиниринга на этапе формирования спецификаций. Если мы не управляем проектированием, закупками и не вовлечены в процесс инжиниринга, результат будет всегда один - оборудование будет то, к которому привыкли те, кто руководит этими процессами. Если это иностранные ЕРС-подрядчики, то ответ очевиден.

- - В чем тогда интерес иностранных компаний?

- В долгосрочном плане Россия сама сможет осваивать свои ресурсы, в том числе шельф. Поэтому когда у нас появятся свои компании, западным будет очень тяжело. А в качестве участника совместно управляемой российской компании перспектива совершенно другая. И партнеры понимают, что это "билет" для долгосрочного входа на рынок.

Если говорить конкретно о "Стройгазконсалтинге", то такая активно развивающаяся и обладающая крупными строительными мощностями компания представляет очевидный интерес в качестве партнера при участии в тендерах и строительстве проектов.

- - Что еще иностранная компания может получить от российской компании кроме "входного билета"?

- У западных компаний есть строительные мощности, но они будут здесь неконкурентоспособны, в силу многих причин. Зато потенциальная доля участия иностранцев в управлении и инжиниринге высока, особенно на начальном этапе. И ведь каждый из шельфовых и СПГ-проектов - это десятки миллиардов долларов. Посмотрите, в Австралии СПГ-проект на 15 млн тонн стоит $40 млрд.

- - "Стройгазконсалтинг" в ноябре учредил компанию "РусАрктик", вы ее генеральный директор. Почему туда не вошел Saipem, как было анонсировано?

- С Saipem мы вели переговоры, и у нас была достаточно высокая степень готовности. Saipem - хорошо диверсифицированная компания с точки зрения видов бизнеса: они сильные EPC-подрядчики как на море, так и на суше. Однако визитная карточка Saipem - это все-таки морские объекты. Saipem видит для себя больше перспективы в сотрудничестве с российскими судостроителями, что на самом деле является объективным фактором.

- - Сначала появилась информация о совместных планах Saipem и "Стройгазконсалтинга", буквально через две недели появился меморандум Saipem и ОСК. Мы трактовали это как неоппозиционные процессы, а они, оказывается взаимоисключающие?

- У нас с ОСК разные зоны компетенции и интересов. Зона компетенции "Стройгазконсалтинга" - береговые объекты, в том числе шельфовых месторождений и производства СПГ. Зона компетенции ОСК - судостроительная продукция и морские объекты. С этой точки зрения, союз Saipem и ОСК является более логичным и сбалансированным. Это может быть хорошим альянсом, например, при строительстве технологических платформ судового типа, как в Штокмановском проекте.

- - То есть, теперь вам нужен другой партнер?

- Мы ведем переговоры на условиях конкуренции с пятью потенциальными партнерами и намерены в течение нескольких месяцев завершить этот процесс.

- - Может быть, вы нам скажете, кто это?

- Пока не скажу. Но это все компании, которые входят в число ведущих EPC-подрядчиков с большим инжиниринговым потенциалом и с хорошей историей реализации высокотехнологичных проектов.

- - Это все, у кого есть лицензии, патенты на производство СПГ?

- На самом деле патент на производство СПГ - это вещь достаточно простая. 90% СПГ производится по одной технологии, которая принадлежит APCI, и покупка такой лицензии - вопрос относительно небольших денег. Основные критерии выбора - это наличие инжиниринга, опыта и проверенных систем управления проектами. Наша претензия и наша цель - это береговые объекты, прежде всего завод СПГ и все, что с ним связано.

- - Глава "Стройгазконсалтинга" Зияд Манасир говорил осенью, что вы хотите на шельф, а сейчас вы говорите об интересе только к береговым сооружениям.

- Шельфовые объекты включают в себя весь технологический цикл: от морской добычи до подготовки товарной продукции - газ, конденсат, СПГ, нефть. Это и морские, и береговые объекты. Строительство на берегу - наш сегодняшний бизнес. Но сооружение морских стационарных платформ - это тоже в значительной степени строительный бизнес, в котором мы заинтересованы участвовать. Здесь мы будем в частности ориентироваться на возможности и интересы партнера, с которым договоримся о сотрудничестве.

- - Вы участвуете в тендерах Штокмановского проекта?

- "Стройгазконсалтинг" участвует в пяти крупных лотах по первой фазе Штокмановского проекта. Три из них - это первоочередные работы и подготовка площадок строительства. Площадки очень сложные, и их подготовка займет не менее 18 месяцев. По графику ШДАГ работы должны начаться в мае текущего года с завершением в конце 2013 г. "Стройгазконсалтинг" строил там дорогу, и у нас есть опыт работы в Териберке. Еще мы участвуем в лотах на строительство завода СПГ и систем инженерного обеспечения. Также собираемся принять участие в планируемом тендере на строительство УКПГ.

- - Вы на тендер по заводу СПГ идете одни или в консорциуме?

- Проектной структурой предусматривается, что ЕРС-подрядчиком будет являться компания Technip, которая объявила тендер на строительные подряды. Мы в них участвуем в числе других российских и зарубежных компаний. Идем самостоятельно. Это чистый строймонтаж, без инжиниринга и поставок технологического оборудования.

- - Насколько мы помним, предполагалась концепция, когда разработчик FEED и будет делать проект.

- По FPU, да, была такая концепция - два консорциума делали каждый свой FEED, и у них было сразу обязательство сделать коммерческое предложение на строительство и выполнить его, если они выиграют. По СПГ другая концепция.

- - Вы участвовали в разработке концепции освоения Штокмана, которая сейчас реализуется. Было несколько схем. Выбранная модель себя оправдала?

- Проекты разработки шельфовых месторождений и производства СПГ являются чрезвычайно сложными и рискованными с очень значительными капитальными затратами. Необходима консолидация российского и международного опыта с применением самых современных технологий. Это является для нас весьма актуальным, поскольку наша промышленность находится в начале пути по разработке морских месторождений и созданию мощностей по производству СПГ. Я полагаю, что этот путь будет пройден быстрее и эффективнее в сотрудничестве с ведущими мировыми игроками в этой области.

Существенным является вопрос, насколько привлекательным являются условия сотрудничества. Полагаю, что бизнес-модель сотрудничества также отвечает нашим интересам. Это прямые инвестиции со стороны иностранных партнеров, а все 100% произведенной продукции (газ, СПГ и конденсат) находятся в исключительной собственности "Газпрома" в течение всего срока эксплуатации месторождения. С точки зрения позиций российского газа на мировых рынках, это чрезвычайно важное обстоятельство.

Оппоненты могут аргументировать привлечение иностранных партнеров тем, что придется делиться прибылью. Да, пропорционально доли инвестиций. Но это не только прибыль, но и весьма серьезные риски, что нельзя исключать в столь крупных проектах.

- - Как Вы думаете, если "Газпром" решит реализовывать проект без Total и Statoil, появятся ли в проекте новые инвесторы?

- Теоретически все возможно, но с практической точки зрения я уверен, что новых инвесторов на условиях существующей бизнес-модели не будет. Сохранится интерес со стороны крупных подрядчиков выполнить работы по строительству объектов обустройства месторождения, но инвестировать и нести все риски будет "Газпром".

- - "Газпром" должен будет вернуть инвесторам вложенные средства, если пойдет на самостоятельную реализацию?

- Это сложный юридический вопрос, на который нет однозначного ответа. Многое зависит от конкретных условий и того, кто будет инициатором. Возможно - придется возвращать, а возможно - нет. Ясно только, что речь будет идти о длительном процессе со значительными затратами на юридические услуги и о серьезных суммах, исчисляемых сотнями миллионов долларов.

- - Да, а теперь говорят, что иностранцы еще должны заплатить примерно столько же, если будет принято инвестрешение, и они будут участвовать в проекте…

- У меня нет оснований опровергать данную информацию.

- - Как вы будете участвовать в тендерах на новые СПГ-проекты, если привлечете партнера в "РусАрктик"?

- Это зависит от структуры проведения тендеров. Если это будет в форме EPC-контракта, то через "РусАрктик" - самостоятельно или в альянсе с учредителями, а возможно и с участием третьих сторон. Решение зависит от масштаба проектов, квалификационных требований заказчиков.

Если тендеры будут проводиться в форме строительного подряда, то это - "Стройгазконсалтинг". Нельзя исключать, что в данном случае "РусАрктик" будет привлекаться к выполнению определенных видов работ. Но при любом варианте, строительство будет осуществляться силами "Стройгазконсалтинга".

- - Когда Вы ожидаете итоги переговоров?

- Мы планируем завершить переговоры к июню. Хотим все структурировать к моменту, когда будут объявлены тендеры на другие проекты, в частности на Ямале.

- - Почему Вы считаете СПГ таким привлекательным?

- Быстро растущая роль СПГ в мировой торговле газом является очевидным фактором. Роль и рыночная доля СПГ будет продолжать расти опережающими темпами, и это ведет к серьезным изменениям. Идет формирование глобального мирового газового рынка. В течение ближайших 15-20 лет он будет сформирован. Изменятся принципы ценообразования с ориентацией на состояние спроса и предложения. Это повлияет и на наши позиции и условия работы на основном рынке сбыта российского газа на европейском континенте. В ценовых формулах будет расти доля спотовых продаж и соответственно ослабление привязки к нефтяным котировкам. Будет также снижаться объем обязательств "бери или плати". По моему мнению, вопрос заключается только в темпах этих изменений.

Происходящие на рынке изменения несут для нас очевидные риски, но и открывают новые возможности. СПГ позволяет реализовывать концепцию "гибкая труба" с серьезной перспективой занять лидирующие позиции не только на европейском, но и на формирующемся мировом глобальном газовом рынке. Однако конкуренция растет, и окно возможностей на рынке сужается. В дополнение к Катару крупным производителем СПГ становится Австралия. Сланцевый газ серьезно изменил ситуацию на рынке Соединенных Штатов, которые, в потенциале, могут стать экспортерами СПГ.

Развитие СПГ меняет также состояние и предложение на европейском газовом рынке. Безусловно, здесь Россия останется ключевым поставщиком газа, но мне кажется, что имеются риски снижения нашей доли в случае, если мы не будем обладать возможностью быстрого реагирования на изменение спроса, в том числе и краткосрочного, в зависимости от температурных режимов. Решение этой проблемы состоит как в развитии транспортной системы и расширение мощностей хранения газа непосредственно на рынках, что активно делается, так и включении значительных объемов СПГ (не менее 40-50 млн тонн в год) в наш экспортный портфель поставок. СПГ укрепит позиции России в качестве ведущего игрока на европейском газовом рынке и позволит претендовать на лидирующие позиции на формирующемся мировом глобальном газовом рынке.

Это причины, по которым я верю в перспективу российского СПГ.

- - А какие рынки сбыта российского СПГ?

- Это и Европа, которая будет развивать мощности для приемки СПГ, и в частности Великобритания, но прежде всего, страны АТР и Индия. Могут быть и любые другие рынки с учетом стратегических и коммерческих интересов. СПГ - это "гибкая труба".

- - Но Австралия значительно ближе к этим рынкам.

- Это очевидно, но транспортная составляющая не является решающей в стоимости конечного продукта. Кроме того, есть рыночные инструменты, которые позволяют оптимизировать транспортные затраты.

Вопрос диверсификации поставщиков также имеет значение для потребителей. Не забывайте, что и при трубопроводных поставках в Европу мы имеем аналогичную проблему. Наше расстояние до рынков сбыта, а значит и стоимость транспортировки, существенно выше, чем у основных конкурентов - Норвегии и Алжира.

- - Как Вы думаете, мы построим газопровод в Китай?

- С точки зрения строительного бизнеса и диверсификации рынков сбыта, это интересный проект. Но почему-то у меня это ассоциируется с другим трубопроводным проектом по строительству китайского газопровода "Запад-Восток". Мы жестко конкурировали с рядом ведущих западных нефтегазовых компаний, но в результате газопровод построили сами китайцы.

Китай заинтересован в закупках российского газа, но на его ценовых условиях. Не стоит забывать, что китайцы построили газопровод, по которому идут поставки туркменского газа. Это конкурентные поставки с ценовыми ориентирами для российского газа.

Мне кажется, не стоит заниматься прогнозами, лучше иметь альтернативу - трубопроводный газ и/или СПГ. Важно не опоздать на рынок.

- - А как вы оцениваете перспективу принятия инвестиционного решения по производству СПГ?

- Хочется верить, что инвестиционное решение по Штокману или Ямал СПГ будет принято в текущем году. В бизнесе потеря времени часто означает потерю рынка.

Штокмановский проект сложный и с очень большим объемом инвестиций, но инвестиционное решение по нему, наверное, должно приниматься как на основе технико-экономических показателей самого проекта, так и добавочной рыночной стоимости, которую формирует проект для российской стороны.

Существенным фактором является добавочная рыночная стоимость, которая образуется в результате маркетинга СПГ и трубопроводного газа. Как я уже отмечал, при объеме собственных инвестиций в размере 51% "Газпром" получит в свое распоряжение все 100% продукции. Те, кто занимается экспортом, понимают, что это значит. Не стоит сбрасывать со счетов, что первая фаза Штокмана с партнерами, это пилотный проект, который мы имеем право самостоятельно тиражировать. И конечно, очень существенный вопрос - это степень локализации работ как в рамках первой фазы, так и в перспективе.

Никто не знает, что будет через 15-20 лет: могут появиться новые технологии, может оказаться, что технологии эти не очень дешевые и потребуются дополнительные объемы трубопроводного газа. В данный момент ясно, что на этом этапе без СПГ сложно быть ведущим игроком на мировом рынке. А формирование российских ЕРС-подрядчиков - это повышение участия российской промышленности в этих проектах.

- - У Вашего департамента по шельфовым проектам большой штат?

- Нет, я не сторонник большого штата. Сейчас у меня 8 человек. Это толковые ребята, в основном - люди "Стройгазконсалтинга". Мы работаем и с другими подразделениями компании. Сейчас в основном занимаемся структурированием бизнеса, в том числе и юридическими аспектами.

- Пожелаем Вам успеха!

- Спасибо.

"Стройгазконсалтинг" (СГК) - производственный холдинг. Президент и основной владелец - Зияд Манасир. Штат - более 50 тыс. человек. Парк собственной техники - свыше 13 тыс. единиц. Предприятия СГК занимаются обустройством нефтегазоконденсатных месторождений, строительством компрессорных станций, магистральных трубопроводов, автодорог, а также производством строительных материалов и оборудования. Основные заказчики: ОАО "Газпром", ОАО "АК "Транснефть", ОАО "ЛУКОЙЛ", Nord Stream AG и Федеральное дорожное агентство министерства транспорта РФ.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });