Евросоюз продолжит санкционное давление на Сирию до тех пор, пока там не прекратятся репрессии
Председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей рассказывает "Интерфаксу" о политике Европы по отношению к Сирии, а также разъясняет ситуацию вокруг Чемпионата Европы по футболу
Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - Председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей дал интервью заместителю главного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой в преддверии саммита Россия-Евросоюз, который пройдет в Стрельне 3-4 июня. Господин Ван Ромпей ответил на вопросы двусторонней повестки дня, такие, как визовый и энергетический диалог, экономические связи и права человека, а также высказал мнение по некоторым острым международным темам, прокомментировал ситуацию в Сирии и Иране, а также в Белоруссии и вокруг Чемпионата Европы по футболу.
- Господин председатель, каковы Ваши ожидания от предстоящего саммита ЕС-Россия в Стрельне под Петербургом, который пройдет спустя короткое время после президентских выборов в России, инаугурации Владимира Путина и его возвращения в Кремль?
- Саммит станет хорошей возможностью рассмотреть широкий круг вопросов отношений между Россией и ЕС. Главная цель – подтвердить результаты, достигнутые в последние годы в рамках нашего партнерства и определить курс на будущее.
По существу, хотел бы отметить, прежде всего, необходимость обсудить насущные глобальные и международные вопросы, такие, как меры борьбы с экономическим и финансовым кризисом, а также текущие международные вопросы, как положить конец насилию в Сирии и вопрос ядерной программы Ирана.
Во-вторых, я надеюсь, что мы можем подтвердить общую цель углубления стратегического партнерства между ЕС и Россией, включая торговые и экономические отношения, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, образования, науки и техники и содействие контактам между людьми.
Предстоящее вступление России в ВТО открывает новые возможности и дорогу к продолжению и углублению нашего сотрудничества. На саммите Европейский союз вновь подтвердит свою позицию, что наилучшей основой более тесного партнерства послужит всеобъемлющее новое соглашение, включающее положения о торговле и инвестициях. Оно должно стать основой для нашего сотрудничества в предстоящие годы.
В-третьих, я считаю приоритетом дальнейшее развитие инициативы Партнерства для модернизации. ЕС готов участвовать во всем спектре направлений. Это должно быть партнерство, охватывающее экономику, общество и верховенство закона. Важный вклад со стороны гражданского общества нужно рассматривать в этой связи как неотъемлемую часть реальной модернизации.
В-четвертых, принципы и ценности нашего стратегического партнерства также рассматриваются европейцами на основе событий на политическом поле. В этом контексте вопрос прав человека и верховенства закона будут, как и на предыдущих саммитах, в повестке дня.
- Саммит в Стрельне будет проводиться на фоне кризиса в еврозоне. Когда, по Вашему мнению, Европа сможет достигнуть большей финансовой и экономической стабильности? Будут ли участники саммита обсуждать кризис, и ждет ли Брюссель какого-либо содействия или поддержки от России в этом отношении?
- По экономическим вопросам скажу, что участниками еврозоны был принят и будет принят комплексный набор решений и мер, направленных на содействие росту, созданию новых рабочих мест и финансовую стабильность. Мы повысим конкурентоспособность с помощью структурных реформ и целевых инвестиций и создадим финансовую стабильность, используя серьезные государственные финансовые средства. Очевидно, что это длительный процесс. Однако хочу добавить, что основы экономических отношений между ЕС и Россией сильны и развиваются на благо обеих сторон. Торговый оборот в 2011 году превысил 300 миллиардов евро с самым высоким уровнем импорта и экспорта. Россия является третьим (после США и Китая) торговым партнером ЕС, и на нее приходится около 10% внешней торговли ЕС.
ЕС остается крупнейшим торговым партнером России с чуть менее 50% двусторонней торговли России, серьезно опережая здесь Китай (10%) или Украину (5%). Таким образом, наши экономики сильно взаимозависимы, и эта взаимозависимость останется таковой. Поэтому у нас есть общая заинтересованность в устойчивом разрешении кризиса таким образом, чтобы имело положительный эффект с точки зрения занятости.
- Когда, по Вашему мнению, ЕС и Россия смогут завершить переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве? Может ли ЕС согласиться на компромисс с Россией или будет настаивать на некоторых положениях, выходящих за рамки обязательств России как члена ВТО?
- В целом достигнут хороший прогресс за исключением части переговоров по положениям о торговле и инвестициям, в том числе в энергетической области. Учитывая наши прочные торговые отношения, будет только логично включить торговые аспекты. В последние годы процесс шел медленно. Теперь, когда Россия скоро присоединится к ВТО, мы считаем, что это создаст новую динамику в наших отношениях. Мы можем многое сделать, чтобы еще больше содействовать торговле с обеих сторон. Если мы хотим реализовать весь потенциал наших отношений, нам необходимо создать юридически обязывающую основу, обеспечивающую предсказуемость и, при наличии разногласий, эффективный механизм их разрешения.
Мы говорим о потенциале в широком смысле: между населением России, которое составляет более 140 миллионов человек, и полумиллиардным населением ЕС, а также всеми компаниями, организациями и группами на наших обширных географических просторах. Мы на самом деле должны согласовать комплексную основу, необходимую для людей, организаций и деловых кругов, когда они принимают решения и долгосрочные планы.
- Смогут ли ЕС и Россия, по Вашему мнению, завершить реализацию совместных шагов, направленных на введение безвизовых поездок, к концу этого года и начать переговоры по заключению такого соглашения на следующем саммите в декабре 2012 года? Смогут ли эти переговоры начаться в 2013 году одновременно с завершением работы по совместным шагам? Каков Ваш ответ российским партнерам, полагающим, что Зимние Олимпийские Игры 2014 года в Сочи были бы идеальным временем и поводом для введения безвизовых поездок между ЕС и Россией?
- Позвольте мне разъяснить этот вопрос. Безвизовые поездки – это наша общая цель. Но нам нужно создать необходимые условия. Давайте сосредоточим нашу работу на создании этих условий, а не на обсуждении сроков и дат. На саммите ЕС-Россия в декабре 2011 года в Брюсселе мы согласовали "Совместные шаги к введению безвизовых поездок". Это список действий, которые ЕС и Россия обязались реализовать, чтобы добиться цели введения визовой свободы. Эти действия сосредоточены на четырех направлениях: надежность документов, незаконная миграция, общественный порядок, безопасность и судебное сотрудничество, а также внешние связи, в том числе права человека. Реализация только началась и идет гладко. Очевидно, что эта работа потребует некоторого времени, так как обе стороны должны быть уверены, что это правильные условия для введения в будущем безвизовых поездок. Но хотел бы добавить, что тем временем мы уже очень близки к договоренности по дальнейшему облегчению наших визовых процедур в контексте продолжающихся переговоров по Соглашению об упрощении визового режима. В прошлом году россиянам было выдано 5.6 миллионов шенгенских виз, из них почти половина – многократные визы. Очень скоро мы сможем сделать визовые процедуры гораздо проще для многих обычных россиян и европейцев, желающих путешествовать.
- Страны ЕС продолжают реализацию Третьего энергетического пакета. Россия старается защитить свои интересы в этом процессе. В частности, она предложила подписание соглашения о трансграничных инфраструктурных проектах, чтобы гарантировать инвестиции в строительство трубопровода "Южный поток". Заинтересован ли Брюссель вести с Москвой переговоры по этому документу?
- Третий энергетический пакет является законодательством ЕС, вступившим в силу в марте 2011 года. Он регулирует рынок ЕС с целью создания конкурентных, открытых и взаимосвязанных европейских рынков газа и электричества. ЕС либерализовал другие сети, как в прошлом это было сделано в отношении телекоммуникаций. Европейская Комиссия и Россия подробно обсуждают реализацию этого важного законодательства в рамках Энергетического диалога ЕС-Россия.
Третий энергетический пакет обеспечивает равные условия работы для всех рыночных операторов, включая российские компании и, таким образом, предоставляет значительные новые возможности и для российских компаний.
- Вы, вероятно, знаете, что решение ЕС ввести экономические санкции против Белоруссии было негативно встречено в Москве, так как на фоне растущей интеграции между экономиками Белоруссии, России и Таможенного Союза и ожидаемого перехода к Евразийскому экономическому союзу, они могут напрямую затронуть российские интересы. Некоторые высокопоставленные российские официальные лица заявили, что этот шаг не останется без ответа. Может ли ЕС пересмотреть свой подход по отношению к Белоруссии в этом контексте и учитывать озабоченности России?
- Во-первых, проекты региональной экономической интеграции, такие как Таможенный Союз и идея Евразийского экономического союза, если они основываются на правилах ВТО, могут внести позитивный вклад в торговлю, процветание и сотрудничество. Так как Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО, ЕС не сможет вести переговоры по соглашениям о торговле и инвестициям с Таможенным Союзом. Однако могут быть найдены практические решения, чтобы мы могли продолжать наши двусторонние переговоры с Россией.
Что касается Белоруссии, хочу подчеркнуть, что многие годы ЕС готов развивать более тесные отношения между Белоруссией и ЕС. Мы ожидаем, чтобы у наших партнеров были созданы базовые условия в отношении прав человека, демократии и верховенства закона. Белоруссии решать, как это обеспечить. Ограничительные меры ЕС против Белоруссии четко направлены против тех, кто ответственен за репрессии в этой стране, и тех, кто непосредственно связан с ними, а также лиц и компаний, получающих выгоду благодаря режиму или поддерживающим его. Мы делаем все, чтобы проводить наши ограничительные меры таким образом, чтобы минимизировать любые непреднамеренные последствия. Дело за Белоруссией - улучшить ситуацию.
- Планирует ли ЕС облегчить или же, наоборот, ужесточить санкции против Сирии и Ирана? Что бы Вы ответили тем, кто считает, что, вводя санкции, Европейский Союз на самом деле стремится к изменению режимов в этих странах, в то время как в реальности от этих санкций страдают обычные люди? Продолжит ли ЕС политику санкций в отношении этих стран?
- По Сирии: необходимо, чтобы был положен конец насилию в отношении гражданского населения в этой стране. ЕС продолжит вводить ограничительные меры так долго, сколько будут продолжаться репрессии. Это целенаправленные санкции, и они предусматривают исключения для гуманитарных целей. Простые люди в Сирии страдают сегодня от обстановки насилия, а не от санкций, предназначенных для изменения этой ситуации.
Что касается Ирана, то мы стремимся к разрешению озабоченностей в отношении ядерной программы Ирана мирным путем, через переговоры. Цель санкций состоит в том, чтобы вернуть Иран за стол переговоров, а не в том, чтобы спровоцировать смену режима в Иране. Сохранение, снятие или смягчение санкций будет зависеть от действий Ирана либо в направлении соблюдения своих международных ядерных обязательств, либо в направлении продолжения их нарушения. ЕС от имени международного сообщества координирует усилия для разрешения вопроса ядерной программы Ирана.
Международное сообщество занимает твердую, ясную и единую позицию, стремясь к быстрому дипломатическому разрешению озабоченностей относительно мирного характера ядерной программы Ирана на основе Договора о нераспространении, и полной реализации решений Совета Безопасности ООН и Совета управляющих МАГАТЭ. Мы ждем от Ирана конкретных практических шагов в ответ на обеспокоенность международного сообщества, для создания доверия и соблюдения своих международных обязательств.
- Ожидается, что с 1 июля 2012 года ЕС введет нефтяное эмбарго в отношении Ирана. Эксперты предупреждают, что некоторые европейские страны могут столкнуться с нехваткой энергоресурсов и что цена на нефть может подскочить до 160 долларов за баррель. Рассматривает ли ЕС возможность увеличения поставок нефти из других источников, например из России, чтобы покрыть этот возможный дефицит?
- На самом деле, нефтяное эмбарго уже в силе, за исключением действующих контрактов, которые могут быть выполнены до 1 июля.
- Приближается Чемпионат Европы по футболу УЕФА Евро-2012. Может ли Европейский союз действительно бойкотировать матчи и другие мероприятия, которые пройдут на Украине из-за ситуации вокруг бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко? Поедете ли лично Вы на Украину, по крайней мере, на финал в Киеве?
Может ли судебный процесс над Тимошенко привести к тому, что будет отложено подписание и ратификации Договора об ассоциации между ЕС и Украиной, а также к другим ограничительным мерам?
- Вопрос о "бойкотировании" со стороны ЕС этого чемпионата не стоит. Мы заинтересованы в том, чтобы это был успешный чемпионат, который будет способствовать известности Украины и сблизит ее жителей и фанатов из стран ЕС. Европейский союз и европейские финансовые учреждения, которые мы поддерживаем, проделали большую работу, чтобы помочь в подготовке к этому соревнованию.
Однако я очень разочарован и обеспокоен недавними примерами политически мотивированного судопроизводства в Украине, из которых дело Тимошенко лишь один пример. ЕС очень заинтересован в развитии отношений с Украиной. Мы провели переговоры по Договору об ассоциации, включая интенсивную и всеобъемлющую зону свободной торговли – возможно, это наиболее сложное и комплексное соглашение, которое мы когда-либо подготовили с третьей страной. ЕС и я лично дали ясный сигнал, что мы не будем готовы подписать этот Договор, пока мы не будем уверены, что Украина заинтересована в развитии более тесных политических отношений, что означает активное и очевидное уважение основных ценностей ЕС, таких как верховенство закона. В настоящий момент вопрос о введении ограничительных мер не стоит.