Причина последней космической неудачи названа
К аварии во время запуска спутников "Экспресс-МД2" и Telkom 3 могло привести механическое повреждение магистрального кабеля подачи топлива в разгонном блоке
Москва. 9 августа. INTERFAX.RU - Межведомственная комиссия по выяснению причин аварии при запуске спутников "Экспресс-МД2" и Telkom 3, изучив телеметрическую информацию с борта разгонного блока "Бриз-М", предположила, что проблема кроется именно в работе двигательной установки.
Как сообщалось, 6 августа из-за нарушений в работе разгонного блока "Бриз-М" ракеты-носителя "Протон-М" на нештатную орбиту были выведены российский телекоммуникационный аппарат "Экспресс-МД2" и индонезийский Telkom 3. Запуск проводился с российского космодрома "Байконур". Ущерб от неудачного запуска, по предварительным оценкам, может составить 5-6 млрд рублей.
Спутники были выведены на нерасчетную орбиту, которая теоретически может пересекаться с орбитой Международной космической станции, однако в Минобороны РФ заявляют, что МКС пока ничего не угрожает.
"По данным командного пункта Войск ВКО, угрозы для функционирования Международной космической станции, а также космических аппаратов российской орбитальной группировки указанные космические объекты в настоящее время не представляют", - заявил представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Войскам ВКО полковник Алексей Золотухин.
В четверг газета "Коммерсант" сообщила со ссылкой на источники, что комиссия склоняется к версии о механическое повреждение магистрального кабеля подачи топлива в разгонном блоке.
"Удалось установить, что после второго включения двигательной установки резко упало давление в топливном баке. Это привело к тому, что номинальная тяга не была достигнута. В связи с этим электроника автоматически выдала команду на отключение двигателя", - цитирует издание собственный источник в комиссии, второе заседание которой прошло 8 августа в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) им. Хруничева.
По его словам, третьего включения установки так и не последовало. Как отметили собеседники издания, падение давления могло быть вызвано несколькими факторами: либо наличием посторонних предметов в топливном баке, которые могли стать причиной засора магистрального кабеля, либо механическим повреждением самого кабеля.
"Этот вариант (механическое повреждение - ИФ) выглядит более реальным. К тому же несколько недель назад кабель пришлось заново прокладывать из-за возникших неполадок. Поэтому старт пришлось перенести на две недели",- рассказал газете источник в Роскосмосе.
Он сообщил, что в магистральном кабеле находится большое количество резиновых прокладок, которые могли сорваться. "Для такого типа изделия даже малейший сгиб может стать фатальным", - подчеркнул он.
При этом, добавил собеседник "Коммерсанта", вариант с засором окончательно исключать нельзя, хотя "выглядит он крайне маловероятно".
По информации издания, до конца следующей недели Роскосмос может снять запрет на полеты ракет-носителей "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М". Это будет сделано для того, чтобы не сорвать график пусков на ближайшие месяцы: так, 23 августа на орбиту должен быть запущен космический аппарат Intelsat-23, 8 сентября планируется запуск спутников "Луч-5Б" и "Ямал-300К", 25 сентября намечен запуск аппарата EchoStar-16, на 13 октября - Satmex-8, а на 22 ноября - Anik-G1, уточняет газета.
Кроме того, рассказал "Коммерсанту" источник в Роскосмосе, будут введены дополнительные меры по проверке "разгонников", уже находящихся на космодроме. Помимо прочего, добавил он, сейчас руководством Роскосмоса прорабатывается вопрос о принципиальном изменении системы проверки ракет-носителей всех типов. В частности, планируется ввести дополнительные испытания представителями Роскосмоса уже на этапе начала сборки, ее окончания, а также уже непосредственно после вывоза ракет-носителей на стартовый комплекс, пояснил собеседник издания.