Свидетели рассказали о преступлении в "Дальнем"
Свидетель по делу о пытках в казанском ОП "Дальний" на суде заявил, что полицейские в истории с бутылкой шампанского "переусердствовали". Одного из обвиняемых он назвал "чутким, внимательным, обходительным" молодым человеком
Москва. 11 сентября. INTERFAX.RU – Во вторник Приволжский районный суд Казани начал рассмотрение уголовного дела в отношении двух участковых ОП "Дальний" 25-летнего Ильшата Гарифуллина и 37-летнего Рамиля Нигматзянова, проходящих фигурантами дела о гибели Сергея Назарова.
В качестве свидетеля на заседании выступил приятель погибшего Назарова Сайяр Булатов. По его показаниям, Назаров, с которым они вдвоем покупали 6 марта в магазине водку, украл с прилавка не телефон, а шоколадный батончик. "Назаров сказал мне, что украдет Snickers, я ему сказал: не делай этого", - рассказал свидетель. Камеры наблюдения магазина зафиксировали тот момент, когда Назаров украл некий предмет. По материалам дела, прозвучавшим на суде, один из полицейских, знакомясь с записью, узнал одного из двух мужчин, которым оказался Булатов. 9 марта его нашли и пригласили в полицию, чтобы показать видеозапись. По показаниям Булатова, он рассказал полицейским, что мужчина рядом с ним - это его приятель Назаров, они встретились и, решив выпить, купили в магазине бутылку водки. После этого сообщения Назарова и привели в участок. Когда он сказал полицейским, что телефон он не воровал, те стали добиваться признания. "Никакого телефона я не видел, хотя у меня потом на допросе спрашивали, может, Назаров тебе передал телефон или вы вместе его потом продали? Нет, телефона я не видел!", - утверждал на сегодняшнем заседании Булатов.
Он не исключил, что полицейские проводили допрос Назарова незаконными методами. "Я видел Назарова в отделе полиции в день его задержания - 9 марта. Он стоял согнувшись, поддерживал расстегнутые брюки, лицо было какое-то отрешенное", - заявил Булатов. "У него был очень плохой вид, думаю, что это был явный "перебор": сотрудники отдела "Дальний" переусердствовали, требуя от Назарова признательных показаний в краже сотового. А ведь дело-то простое", - пояснил он позже журналистам в перерыве заседания.
Брат Сергея Назарова Игорь, признанный потерпевшим по делу, ссылаясь на слова врача больницы, сообщил, что насилие со стороны полицейских в отношении брата имело место. "Когда я приехал в больницу, куда доставили Сергея, ему уже делали сложную операцию. Затем вышел молодой врач и сообщил, что моего брата в ОП "Дальний" изнасиловали бутылкой шампанского, все внутренности порваны, может быть заражение, выжить шансов мало - 70 на 30 процентов", - сообщил Назаров. Как сообщалось ранее, Назаров на заседании заявил иск о компенсации морального вреда, требуя взыскать с участковых 1 млн рублей - по 500 тыс. рублей с каждого. По решению судьи, иск будет рассмотрен в ходе процесса.
На заседании заслушали показания нескольких бывших коллег участковых. Многие дали им положительные характеристики, которые, по их словам, могут "подтвердить все бабушки микрорайона". Булатов тоже хорошо отозвался об одном из участковых - Гарифуллине. "Я таких участковых и не видел: он чуткий, внимательный, обходительный", - сказал свидетель.
Следующее заседание суда состоится в среду. На него вызваны еще семеро свидетелей.
Между тем, официальный представитель СК РФ Владимир Маркин считает, что улик, собранных по делу бывших полицейских ОП "Дальний" достаточно для вынесения приговора. Бывшие участковые уполномоченные отдела полиции "Дальний" Гарифуллин и Нигматзянов являются обвиняемыми по делу о гибели Сергея Назарова, который скончался 11 марта после пыток в ОП. Они обвиняются в превышении полномочий и служебном подлоге. Именно они, по версии следствия, неправомерно доставили Назарова в отделение полиции, сфабриковав материалы, послужившие основанием для составления в отношении задержанного протокола по ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство). По словам Маркина, следствием собраны доказательства в полном объеме, и прокурор, подписавший обвинительное заключение, подтвердил правильность выводов следствия, и теперь суду предстоит решить, насколько собранных следствием доказательств достаточно для вынесения приговора. "Теперь уже, наверное, без всякого снисхождения (в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, при рассмотрении дела в особом порядке подсудимому назначается наказание не более двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания - ИФ)", - добавил официальный представитель.
Маркин напомнил, что с учетом резонанса, который события в отделе полиции "Дальний" получили тогда в обществе, глава СК РФ Александр Бастрыкин направил в Казань группу опытных следователей во главе со старшим следователем по особо важным делам при председателе Следственного комитета. Московские следователи провели огромный объем работы, собирая доказательственную базу противоправных действий сотрудников полиции. Было допрошено более 200 свидетелей, проведены очные ставки и 87 различных экспертиз, что и легло в основу обвинительного заключения.
В ходе предварительного следствия обвиняемые свою вину признали полностью, заключили досудебное соглашение, их дело было выделено в отдельное производство, и 3 сентября должно было рассматриваться в особом порядке. Однако перед началом заседания подсудимые неожиданно отозвали свое ходатайство и заявили другое - о рассмотрении дела в обычном порядке. Как пояснил на суде адвокат Гарифуллина Ильгам Шарапов, его подзащитный признал вину лишь частично - только в превышении должностных полномочий.
Гарифуллин находится под стражей (срок содержания - до 11 ноября), Нигматзянов - под подпиской о невыезде.
Всего по делу проходят шестеро обвиняемых. Остальные четверо экс-полицейских обвиняются в избиении и издевательствах над С.Назаровым. Всем четверым предъявлено обвинение по ст.111 ч.4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) и ст. 286 ч.3 п.п. "а, в" (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, с причинением тяжких последствий) УК РФ. Их дела еще не переданы в суд. Причем эти четверо, а также еще несколько экс-сотрудников "Дальнего" обвиняются в неправомерных действиях по отношению к другим задержанным, эти дела также расследуются.