Пешеходные переходы в России станут безопаснее

Заместитель начальника Управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Олег Понарьин рассказывает о мерах, вводимых его ведомством для обеспечения безопасности пешеходов

Пешеходные переходы в России станут безопаснее
Пешеходные переходы в России станут безопаснее

Москва. 18 декабря. INTERFAX.RU - С развалом СССР в силу ряда экономических и политических причин в России начался автомобильный бум – в течение нескольких лет автопарк страны многократно увеличился. Это, наряду со многими другими причинами, привело к росту аварийности. О том, что сделано в последние годы в вопросе повышения безопасности на российских дорогах, а также о мерах и предложениях российской Госавтоинспекции, направленных на снижение травматизма среди пешеходов, в интервью обозревателю "Интерфакса" Илье Морозову рассказал заместитель начальника Управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России полковник полиции Олег Понарьин.

- Олег Евгеньевич, в последние годы в стране стали более плотно заниматься вопросами безопасности дорожного движения. Важность этой проблемы подтверждается вниманием со стороны представителей высших органов государственной власти. Какие промежуточные итоги этой работы можно повести сегодня?

- Проблема безопасности дорожного движения – популярная тема не только в Российской Федерации. Организацией Объединенных Наций нынешнее десятилетие объявлено десятилетием программы действий по безопасности дорожного движения во всем мире. Международными учреждениями и организациями признается роль России в активном обеспечении мероприятий Десятилетия действий. В 2006 году была начата реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) повышения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы. Объективно можно сказать, что цели, заложенные в ней, в целом выполнены, а вложения государства и субъектов РФ не пропали даром. Если в 2006 году количество ДТП в стране превышало 228 тысяч, в них погибали 32 тысячи и получали ранения около 284 тысяч человек, то к концу 2011 года эти показатели снизились до 199 тысяч ДТП, около 28 тысяч погибших и чуть более 251 тысячи раненых.

Благодаря реализации Программы удалось снизить и уровень транспортного риска на 32,8%. Этот показатель означает количество погибших в ДТП на 10 тысяч транспортных средств. Снижен социальный риск, измеряемый в количестве погибших в ДТП на 100 тысяч населения, этот показатель уменьшился на 19,4%. Тяжесть последствий ДТП снизилась на 6,8% и составляет сейчас 9,6 погибших на 100 пострадавших. Количество погибших детей также сократилось на 36%, что очень отрадно. Снизилось на 6,1% и количество ДТП, совершенных водителями со стажем менее трех лет.

Для того чтобы не терять достигнутых позиций, распоряжением председателя правительства РФ утверждена концепция новой ФЦП на 2013-2020 годы. В ней сохранена идеология прежнего документа. Готовится обсуждение самой Программы на Общественном совете при МВД России, в состав которого входят авторитетные специалисты и общественные деятели. С учетом их пожеланий и рекомендаций, проект будет представлен на утверждение правительства.

-Как обстоит ситуация с ДТП с участием пешеходов?

- Количество ДТП с участием пешеходов достигает в отдельных регионах 40% и более от общего числа аварий. Пешеходы являются самыми незащищенными участниками дорожного движения, так как получают наиболее тяжелые травмы. С одной стороны, мы достигли определенных положительных результатов в ходе реализации ФЦП. Если в 2006 году количество наездов на пешеходов превышало 92 тысячи, то к концу 2011-го – составило 66 тысяч. Снижение заметное, но, в то же время, определенные проблемы остались. За истекшие месяцы 2012 года количество таких ДТП сократилось на 4%, при этом погибших стало меньше на 6%, раненых – на 3,6%.

Но нас тревожит тот факт, что увеличилось количество аварий на самих пешеходных переходах. В этом году уже зафиксировано 15 765 наездов на пешеходов, это на 6,3% выше, чем в прошлом году. Число погибших выросло на 1,2%, раненых – на 6,8%. Это парадокс. Создаются условия для повышения безопасности, оборудуются переходы разметкой, знаками и освещением, но при этом количество ДТП на них растет.

- Почему так происходит?

- Отчасти это можно объяснить тем, что увеличивается само количество переходов. Если в 2004 году количество наземных нерегулируемых переходов в стране составляло около 145-150 тысяч, то сейчас речь идет о 180-190 тысячах, и их число продолжает расти. Конечно, нельзя говорить, что увеличение их числа является прямой причиной роста аварий. Существует еще огромное количество проблем, связанных с обустройством пешеходных переходов. Местоположение должно быть удобным для самих пешеходов и организовано так, чтобы человек на переходе был виден, чтобы это место было освещено в любое время суток, чтобы оно было оснащено знаками и разметкой. Важно, чтобы, оборудование перехода позволяло снизить саму возможность наезда на пешехода и минимизировать возможные последствия дорожно-транспортного происшествия возможность безопасно перейти дорогу.

Например, для крупных городов характерны нерегулируемые переходы на 3-4-полосных дорогах. Понятно, что двухполосную дорогу пересечь гораздо проще, чем 6-10-полосную. При этом существующие государственные стандарты не предусматривают многополосность как критерий введения светофорного регулирования. Это важный аспект безопасности, его отсутствие в нормативных актах является причиной, способствующей увеличению аварийности на пешеходных переходах.

- Какова ситуация с переходами около детских садов и школ?

- Дети – это особая группа риска на дороге. В преддверии нового учебного года нами было уделено особое внимание проверке состояния подъездных путей к учебным заведениям и организации пешеходного движения. Проверки показали, что, к сожалению, большинство учебных заведений к началу учебы не было готово. Нам пришлось активизировать свою надзорную деятельность как перед Днем знаний, так и после 1 сентября. Проверены практически все учебные заведения, зафиксировано большое количество нарушений, связанных с отсутствием разметки и неправильным расположением дорожных знаков, отсутствием ограждений, неправильной работой светофорных объектов, отсутствием тротуаров и пешеходных дорожек. Все это – потенциальные причины ДТП, и география этих нарушений весьма широка. Благодаря принятым мерам удалось сократить эпицентр проблемы до 26 субъектов Российской Федерации, которые находятся на нашем особом контроле, под ежесуточным мониторингом, но реализация этих мероприятий зависит от владельцев дорог, в большей части – муниципальных властей.

- Где ситуация хуже всего?

- Это Приморье, Карелия, Ярославская, Новосибирская области, субъекты Северокавказского федерального округа: Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания.

Отмечу, что нами и нашими коллегами была проделана большая работа по исправлению ситуации, удалось за последнее время значительно сократить этот список из 26 субъектов РФ. Полностью удалось устранить недостатки в Адыгее, на Алтае, в Хакассии, в Чеченской республике, в Иркутской области. Практически устранены недочеты в Тыве, Ивановской и Липецкой областях, Еврейской автономной области.

Произошли подвижки и в других регионах. Но всплывает иная проблема: количественные недостатки перерастают в качественные. Например, связанные с отсутствием пешеходных дорожек и тротуаров как таковых. Они требуют капитальных затрат, и, по нашему настоянию, при рассмотрениях на комиссиях по безопасности дорожного движения в субъектах РФ главами регионов внесены изменения в местные бюджеты с целью резервирования средств на строительство таких объектов дорожной инфраструктуры. В то же время мы акцентируем внимание наших сотрудников, что наступает зима и нужно сосредоточиться на контроле за расчисткой пешеходных переходов вне автомобильных дорог, чтобы дети не ходили по проезжей части.

Очень большую роль играет освещение переходов. Эту задачу за день-два решить невозможно, но она перед владельцами дорог поставлена. Особенно важно сделать освещенными переходы у детских учреждений.

Кроме того, мы подготовили достаточно обширный список по внесению изменений в национальные стандарты в части, касающейся обеспечения безопасности пешеходов, в том числе о применении улучшенных пленок на дорожных знаках, контрастирующих материалов в дорожной разметке. Также мы предлагаем изменить критерий применения светофорного регулирования на переходах, предусматривающий их обязательное применение на многополосных дорогах вне зависимости от интенсивности транспортного или пешеходного потока. Мы предлагаем дублировать дорожные знаки "Пешеходный переход" над проезжей частью – это сделает их более заметными и позволит водителям заранее знать о том, что на дороге могут быть люди. Все переходы мы предлагаем оснастить освещением: там, где невозможно сделать его стационарным, должны быть автономные источники питания. Такие решения получили распространение по всему миру и начинают внедряться в России как в городах, так и на федеральных дорогах. Среди наших предложений – изменение стандартов в части обязательной установки средств принудительного снижения скорости (так называемых "лежачих полицейских") у детских учреждений.

Все эти предложения направлены в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, в том числе, в Минтранс, министерство промышленности, Росавтодор.

Росавтодором с участием наших специалистов подготовлена документация для проведения конкурса на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по изменению внесений в стандарты и законодательные нормы в части, касающейся пешеходных переходов. Конкурс состоялся. Срок исполнения контракта – февраль 2013 года. Когда стандарты будут изменены мы получим реальную возможность внедрения современных технических средств организации движения пешеходов повсеместно.

-Это единые требования по всей стране? Они будут обязательными к исполнению?

- Если все это будет внесено в национальный стандарт, то на основании федерального закона "О техническом регулировании" они приобретут обязательный характер, и мы сможем спрашивать за их реализацию. В настоящее время многие технические решения внедрены, но в экспериментальном порядке и при условии, что они понятны водителям и распространены в странах с высоким уровнем автомобилизации и транспортной культуры. Таким образом, есть возможность проводить изучение эффективности применения новых технических средств организации дорожного движения.

- О каких конкретных новшествах можно сегодня говорить?

- Сейчас проводится десять различных экспериментов в 18 субъектах федерации. Они связаны с применением дополнительной разметки на пешеходных переходах. Многие водители уже видели ее в Москве, Кемеровской, Белгородской, Калининградской, Ярославской, Рязанской, Владимирской и Тамбовской областей. Я говорю о желтых и красных полосах, нанесенных между традиционными белыми. Пока идут научные споры, какой вариант лучше. Но, например, в Кемерово по итогам 2011 года на переходах, где была применена цветная разметка, количество наездов на пешеходов снизилось на 37% - со 129 до 81 ДТП. Снизилось и количество раненых – с 10 до трех. Это подтверждает оправданность такого технического решения.

Кроме того, можно сказать о применении световой индикации на знаках – это мигающие желтые фонари в местах организации пешеходных переходов. Они тоже дают положительный эффект, об этом свидетельствует пример Вологодской области, где за 2011 год на таких переходах произошло заметное снижение ДТП, а в 2012-м – их вообще не было зафиксировано.

Свою положительную лепту вносят и встроенные в светодиодные светофоры индикаторы времени до смены сигнала, когда пешеходы и водители могут по оставшемуся времени понять, успеют они пересечь дорогу или нет. По результатам эксперимента, скажем, в Орловской области, в три раза сократилось число наездов на переходах, оборудованных светофорами с таймером.

В Москве проводится эксперимент по оборудованию нерегулируемых переходов прожекторами, направленными поперек проезжей части, их свет в ночное время образует своего рода "световой тоннель". К концу года мы получим результаты этого эксперимента можно будет сказать о распространении этого опыта на другие регионы.

Кстати, в Карелии, которую я уже приводил в качестве негативного примера готовности к учебному году, проводится эксперимент по установке так называемой "берлинской подушки". Это искусственная неровность, но в отличие от традиционных "лежачих полицейских", она устраивается не на всю ширину проезжей части, а только на ширину колеи машины. То есть автомобиль при аккуратном проезде на небольшой скорости может проехать ее, пропустив ее между колес, что бережет подвеску и не снижает комфорт. Но для того, чтобы это сделать, скорость приходится снижать. Такие "подушки" уже укладывались в Санкт-Петербурге, до этого были заимствованы из европейского опыта. Предварительные данные свидетельствуют о пользе и такого способа борьбы с травматизмом пешеходов. Если с 2009 по 2011 год на одном перекрестке в Петразоводске, где сейчас установлена "подушка", произошло девять ДТП, то в 2012-м – ни одного.

Можно говорить, что такие малозатратные вещи, не требующие капитальных вложений, позволяют значительно улучшить ситуацию.

Еще одна вещь, важность которой пока не все еще осознали, - это введение Паспорта безопасности дорожного движения образовательного объекта. Это документ, включающий в себя схему прилагающей к образовательному учреждению территории, где обозначены оптимальные пути следования к школе или детскому саду, места высадки детей из транспорта, наиболее безопаснее места перехода проезжей части. Отдельный раздел посвящен подвозу детей школьными автобусами, поскольку составление маршрута их движения – важная составляющая обеспечения безопасности дорожного движения.

Мы столкнулись с тем, что после получения образца Паспорта, в большинстве муниципалитетов была занята выжидательная позиция. Все ждут решения Минобразования, какой-то директивы, где будет разъяснено, кто будет утверждать этот документ, платить за его внедрение и дальнейшее сопровождение. Мне кажется, что эта позиция неправильна. Паспорт сделан не для того, чтобы кому-то осложнить жизнь и не для того, чтобы лежать на полке. Он объединяет в себе многое из того, что уже сейчас существует. Та же схема безопасного движения пешеходов просто накладывается на дислокацию дорожных знаков, которая, по федеральному закону о безопасности дорожного движения, должна быть у каждого владельца дороги. Такая схема, по нашему пониманию, должна размещаться на видном месте, как наглядный материал, в каждой школе, чтобы любой ученик знал, как ему лучше подойти к школе, где сесть на автобус. Нужно, чтобы родители также могли ознакомиться с этой информацией.

Еще одна идея, заложенная в Паспорт: когда родители начнут пользоваться схемой, они станут и нашими помощниками, и смогут вовремя сообщать нам о состоянии разметки, знаков, работоспособности светофоров, их наличии. Это может быть интересно и детям, которые смогут ощутить себя не только пешеходами, но и юными инспекторами дорожного движения, помогая нам надзирать за дорожной безопасностью. Это практикуется во всем мире и доказало свою эффективность, поэтому мы надеемся, что руководители муниципалитетов, образовательных учреждений все-таки заинтересуются и посмотрят на внутреннее содержание этого документа, а не только на его формальную сторону.

- Не кажется ли Вам, что изучение Правил дорожного движения, возможно, должно стать отдельным предметом, с оценками и контролем знаний?

- Мы эту проблему рассматривали, в том числе и на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Часы, выделенные в рамках курса Обеспечения безопасности жизнедеятельности, явно недостаточны. Кроме того, неясна методика преподавания. Наши поездки по регионам показывают, что, в основном, преподавание безопасного поведения на дороге возлагается на сотрудников Госавтоинспекции. Это неправильно, потому что сотрудник ГИБДД, являясь профессионалом в вопросах контроля и надзора, не всегда может правильно с педагогической и психологической точки зрения донести информацию до ребенка. Наша роль – координация деятельности органов образования, мы можем поделиться опытом, статистикой, привести примеры, рассказать о причинах и условиях неправильного поведения ребенка на улице, но ведущая роль в преподавании, подготовке методики изучения, определении количества часов, должна принадлежать системе образования.

Более того, неправильно замыкаться только на школе. Учить безопасному поведению на дороге нужно с детсада. Хорошо, что постепенно начинают внедряться различные игровые формы обучения, создаются детские городки, где дети в естественной форме могут учиться и узнавать самые элементарные правила поведения на улице.

- Если гражданин видит какие-то проблемы на дороге: сломанный светофор, яму в асфальте, отсутствие разметки, он может обратиться в ГИБДД?

- Госавтоинспекция не отвечает за само состояние дорожных объектов, этим должны заниматься владельцы дорог – муниципалитеты, управы, префектуры и т.д. Но наши контрольные подразделения должны по подобным жалобам принимать меры к принуждению ответственных за содержание дорожного объекта исправить выявленные недочеты.

Мы сталкиваемся с очень интересными фактами, которые общественность должна знать. Например, мэр Волгограда, неоднократно привлеченный к ответственности как должностное лицо, за неудовлетворительное состояние пешеходных переходов, фактически никаких мер по исправлению ситуации так и не принял. Даже наказание мэрии как юридического лица тоже особого эффекта не дало. Поэтому мы начинаем все чаще привлекать такой хорошо зарекомендовавший способ, как привлечение общественности, гражданских активистов, депутатов. Более того, от просто наказания мы переходим к более глубокому анализу причин, которые способствовали нарушениям со стороны должностных лиц. Мы начинаем изучать вопросы дорожного планирования, финансирования (сколько выделено денег из бюджета на развитие транспортной инфраструктуры, на содержание дорог, на разметку и знаки). Смотрим контракты: какие условия и сроки ставит заказчик подрядчику, какие гарантии дает подрядчик, по соблюдению стандартов, норм и правил в области безопасности дорожного движения. Мы все больше внимания уделяем качеству выполненных работ. Это крайне важно: привычное для России отсутствие разметки на дорогах зимой – это ненормально! Наличие разметки зависит от качества материалов, соблюдения сроков ее обновления. Наша текущая задача – понять причину и разобраться в тех условиях, которые не дают содержать дорогу в безопасном состоянии.

Мы стараемся стать ближе к людям. Обновился и стал более удобным сайт Главного управления организации безопасности дорожного движения, улучшаются сайты региональных подразделений, мы стараемся больше и лучше показывать результаты своей работы. Это дает свои результаты: люди стали обращаться с вопросами, с жалобами и просьбами. С одной стороны, поток обращений таков, что становится понятно – нерешенных проблем еще очень много. С другой – мы понимаем, что люди стали нам больше доверять, потому что не стали бы обращаться, если бы понимали, что это бесполезно. Значит, мы со стороны государства должны обеспечить надзор. В ближайшее время, я думаю, общение еще более упроститься, в том числе, и благодаря нововведениям на сайте. Мы заинтересованы в непосредственном контакте.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });