Что позволено Юпитеру

Себастьян Феттель одержал скандальную победу во второй гонке сезона, обидев своего партнера по команде Марка Уэббера. Не менее сомнительна и "бронза" Льюиса Хэмилтона. Результат: на подиуме трассы Сепанг в Малайзии не улыбался никто

Что позволено Юпитеру
Что позволено Юпитеру
Фото: Reuters

Москва. 25 марта. INTERFAX.RU – Второй этап нынешнего чемпионата обещал пролить чуть больше света на расстановку сил в пелотоне. Неожиданная победа Кими Райкконена на Lotus, прекрасная форма Ferrari и провал McLaren вызвали некоторое недоумение.

В Малайзии чехарда продолжилась. Учитывая, что за неделю, прошедшую между двумя гонками, да еще вдали от Европы, где находятся базы всех команд, в конструкцию болидов внести реальные изменения невозможно, можно было предположить, что вряд ли расклад сил сильно поменяется. Но вдруг "поехали" обе машины McLaren, которые с трудом удерживались в прошлые выходные на границе очковой "десятки". Команда сообщила, что до сих пор толком не может разобраться, как настраивать свой новый болид. На трассе Сепанг они, судя по всему, угадали.

Стабильно быстрыми, как и в Австралии, были гонщики Red Bull, Lotus, Mercedes и Ferrari.

Квалификация была оживлена небольшим дождем, отчасти превратившим распределение мест на стартовой решетке в лотерею. Небольшой дождь прошел во время второго сегмента, когда слабейшие команды уже отсеялись. С учетом сильной жары, состояние асфальта было крайне нестабильным. В финале, когда началась борьба за первое место, гонщики начали постоянно улучшать время, больше других повезло Феттелю – второй поул подряд. Вторая стартовая позиция досталась Фелипе Массе, который, с учетом прошлого сезона, четвертый раз подряд опередил Фернандо Алонсо. Испанец стал третьим, Льюис Хэмилтон – четвертым, Марк Уэббер – пятым, Нико Росберг – шестым. Следом за ним первую десятку замкнули Дженсон Баттон, Адриан Сутил, Серхио Перес и Кими Райкконен, перемещенный на это место с седьмого за блокировку Росберга в квалификации.

Привычный ход Гран При закончился вместе с погасшими стартовыми светофорами воскресной гонки, которую все пилоты на влажной после очередного дождя трассе начали на промежуточной резине. Сначала начал чудить Алонсо. Двукратный чемпион мира прекрасно стартовал, прошел Массу, сел на "хвост" Феттелю и… во втором повороте уткнулся носом машины в этот самый "хвост" болида лидера. После чего переднее антикрыло перекосило. Испанец сумел продержаться вторым до конца круга, но, вместо того, чтобы заехать в боксы и сменить поврежденный элемент, поехал на второй круг. На прямой Сепанга антикрыло, испытывающее чудовищные нагрузки на высоких скоростях, просто отломилось и попало прямо под днище Ferrari, оторвав передние колеса от асфальта. Неуправляемый алый болид улетел по прямой мимо первого поворота, завязнув гравийной ловушке. На этом гонка для двукратного чемпиона мира закончилась. Позднее испанец заявил, что из кокпита степень повреждений оценить не мог, а команда пояснила, что надеялась на то, что крыло выдержит несколько кругов. Риск был обусловлен тем, что асфальт быстро сох и в Скудерии, понимая, что через 3-4 круга все равно ехать за сликами, не хотели терять время на еще один пит-стоп для смены сломанного антикрыла. Как выяснилось, зря.

Неудачная квалификация обернулась хорошим стартом для Марка Уэббера. Австралиец обычно делает наоборот: хорошо квалифицируется в субботу, а в воскресенье проваливает старт, после чего мужественно преодолевает трудности. Но в Малайзии получилось иначе. Он быстро поднялся на второе место, держась вблизи Феттеля. За парой Red Bull следовали Баттон, Росберг, неудачно стартовавший Масса, Серхио Перес на втором McLaren, Адриан Сутил, чья Force India была в ударе, Нико Хюлкенберг (Sauber) и Даниэль Риккьярдо (Toro Rosso).

Первым рискнул сменить шины с промежуточных на слики решился Феттель, его маневр повторил Масса. Поначалу немцу и бразильцу пришлось несладко на первом участке трассы, где было достаточно мокро, но уже через круг они прогрели шины и начали улучшать время.

Курьезный случай произошел во время пит-стопа Льюиса Хэмилтона, который свернул за свежей резиной к механикам… McLaren, но те быстро жестами показали, чтобы он ехал дальше. Британца можно понять: за шесть лет в Формуле-1 он привык останавливаться у боксов команды из Уокинга.

Затем неприятности начались у проводившего прекрасную гонку Сутила – на болиде немца механики долго не могли закрепить одно из колес. Механики Caterham после установки свежего комплекта выпустили Шарля Пика прямо наперерез подъезжавшего к своим боксам Жана-Эрика Верня из Toro Rosso. На обеих машинах пришлось менять носовые обтекатели.

После окончания первой волны пит-стопов лидером стал Уэббер – австралиец чуть позже поставил слики и смог опередить Феттеля, потерявшего время на первых кругах на влажной трассе. За ними расположились Хэмилтон и Росберг, оставившие позади Баттона.

Вторая волна пит-стопов обернулась новыми проблемами для Force India, на этот раз Пол ди Реста потерял кучу времени, пока механики воевали с непослушной гайкой на левом переднем колесе, те же проблемы снова постигли и Сутила, заехавшего следом! Оба пилота все же смогли выехать на трассу, чтобы вскоре вернуться в боксы и завершить. В команде решили не рисковать здоровьем гонщиков, опасаясь, что крепления колес просто не выдержат.

После второго посещения боксов Феттель уступил позицию Хэмилтону. Но затем смог вернуть второе место. При посещении боксов неприятности постигли и лидера McLaren – на машине Дженсона Баттона не закрепили переднее колесо, он отъехал на десять метров и вовремя заметил проблему. Но пока болид закатывали обратно, пока прикручивали колесо, время было упущено безвозвратно.

В общей сложности большинство пилотов провели четыре пит-стопа. После последнего и развернулись события, которые заставят еще долго говорить о гонке в Малайзии. Шедший вторым по трассе Феттель начал наверстывать отставание от Уэббера, после чего приблизился на дистанцию атаки. Казалось бы, что удивительного? Немец пользуется поддержкой главы всей автоспортивной программы концерна Red Bull Хельмута Марко, который формально не управляет командой в Формуле-1, но имеет непререкаемый авторитет. И раньше было видно, что, несмотря на декларируемое равноправие обоих пилотов, Себастьян все же чуть "равнее". Поэтому попытка Феттеля выйти в лидеры ничем удивительным не являлась. Скорее удивило яростное сопротивление Уэббера. Он и раньше неохотно уступал партнеру, особенно после инцидента в Турции в 2010 году, когда немец пошел в отчаянную атаку на Марка, посчитав, что тот его сдерживает.

Итогом стало столкновение и упущенный победный дубль. После этого с пилотами провели строгую беседу и, казалось бы, повторения подобного быть не может. В воскресенье машины и не столкнулись, продолжив движение вперед. О том, что не все ладно в австрийском королевстве, стало ясно чуть позже…

За парой Red Bull ехали два пилота Mercedes. Нико Росберг следовал по пятам за Льюисом Хэмилтоном, причем было отчетливо видно, что немец быстрее партнера по команде на порядок. В радиоэфир были выведены переговоры обоих пилотов с главой команды Россом Брауном, который потребовал от пилотов сохранить позицию, запретив Нико обгонять. Немец упрашивал как мог, объясняя, что гораздо быстрее британца и теряет время за ним, но Браун был непреклонен и Росберг подчинился.

После финиша Феттель услышал по радиосвязи сдержанные поздравления от главы команды Кристиана Хорнера и обещание "побеседовать по душам". На снявшем шлем Марке Уэббере не было лица. В комнате, где пилоты после гонки пьют воду и готовятся к подиуму, австралиец демонстративно отвернулся от партнера по команде, а перед тем как появиться на публике, что-то высказал ему в резкой форме. Церемония награждения выглядела фарсом: все три гонщика с каменными лицами выслушали немецкий и австрийский гимны в честь победителя и его команды, забрали призы, а затем вяло поплескались шампанским. На короткой пресс-конференции Уэббер и Хэмилтон пролили свет на происходящее.

Оказывается, после финального пит-стопа австралийцу сказали из боксов, что "гонка сделана" и попросили поберечь машину. Согласно договоренностям, когда нет угрозы со стороны других пилотов, гонщики Red Bull переводят мотор в щадящий режим работы, чтобы гарантированно добраться до финиша, при этом пилоты не борются между собой, чтобы не рисковать и не разбить машины. Уэббер переспросил, получил еще одно подтверждение, что Феттель не будет его атаковать, после чего немец, наплевав на указание с командного мостика, обогнал не ожидавшего подвоха партнера! После гонки Себастьян каялся, говорил, что был не прав и эта победа не его а Марка, что он неправильно понял команду, что у него барахлило радио… Но Хорнер, обычно поддерживающий Феттеля, заявил, что его подопечный все прекрасно слышал, но поставил свои личные интересы выше командных.

Хэмилтон тоже сообщил, что не должен стоять на подиуме, который по праву принадлежит Росбергу. Выяснилось, что британец переборщил с расходом топлива во время погони за Уэббером и Феттелем, поэтому под конец гонки, чтобы хоть как-то финишировать, был вынужден перевести двигатель в экономичный режим, который существенно снижает мощность. Этим и объясняется, что Росберг в мгновение ока догнал партнера по команде. Видимо, опасаясь, что британец, известный своей горячностью, может попытаться бороться с напарником, тратя лишнее топливо, Росс Браун решил запретить Росбергу обгон. К тому же чемпион мира Хэмилтон, к переходу которого из McLaren в Mercedes было приковано огромное внимание, с медийной и рекламной точки зрения гораздо "выгоднее" на подиуме. Другое дело, что вся эта история всплыла сразу после гонки и, скорее, принесла больше вреда, чем пользы и для Хэмилтона, и для команды, да и для всей Формулы-1, где, как в очередной раз выяснилось, побеждает далеко не всегда сильнейший. А это уже не совсем спорт…

Личный зачет после первого этапа:

1. С.Феттель (Red Bull) – 40

2. К.Райкконен (Lotus) – 31

3. М.Уэббер (Red Bull) – 26

4. Л.Хэмилтон (Mercedes) – 25

5. Ф.Масса (Ferrari) - 22

6. Ф.Алонсо (Ferrari) – 18

7. Н.Росберг (Mercedes) – 12

8. Р.Грожан (Lotus) – 9

П. ди Реста (Force India) – 4

9. А.Сутил (Force India) – 6

10. Н.Хюлкенберг (Sauber) – 4

11. П. ди Реста (Force India) – 4

12. С.Перес (McLaren) – 2

13. Д.Баттон (McLaren) – 2

14. Ж.-Э.Вернь (Toro Rosso) – 1.

Кубок Конструкторов

1. Red Bull – 66

2. Lotus – 40

3. Ferrari – 40

4. Mercedes – 37

5. Force India – 10

6. Sauber – 4

7. McLaren – 4

8. Toro Rosso – 1.

Обозреватель Илья Морозов

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });