Бороться вместе
Сенатор Джон Маккейн принял предложение Республиканской партии США стать кандидатом на пост президента и выступил с программной речью
Москва. 5 сентября. INTERFAX.RU – Крепкий орешек Джон Маккейн принял предложение Республиканской партии США стать кандидатом на пост президента. Процедура была чистой формальностью, но торжественности момента это ничуть не убавило. На съезде в г. Сент-Пол (штат Миннесота) 72-летний сенатор от Аризоны выступил с программной речью, в которой сформулировал основные принципы своей политики. Иногда подглядывал в бумажку. По подсчетам аналитиков телерадиокомпании BBC, чаще всего в тексте встречались слова "страна" и "борьба": первое Маккейн сказал 25 раз, второе – 22.
В дополнение к его самому известному предвыборному слогану – "Country first" ("Приоритет: государство") – спичрайтеры сочинили второй, дополнительный: "Fight with me", то есть "Боритесь вместе со мной".
Именно к этому призывал Маккейн сограждан на протяжении всего своего 49-минутного выступления, то и дело прерывавшегося бурными овациями. Для сравнения, речь его конкурента, темнокожего сенатора от Иллинойса Барака Обамы, длилась 42 минуты. Тот, как мы помним, нещадно критиковал Джорджа Буша, убеждая своих сторонников "верить в перемены", то есть в скорый конец восьмилетней республиканской эры.
Маккейн, напротив, начал с того, что поблагодарил действующего президента, на чью долю выпало править "в темные дни", наступившие для Америки после террористической атаки 11 сентября 2001 года. Он также отдал дань уважения Обаме, сказав, что ценит его как политика, но тут же оговорился: "Позвольте мне вас заверить, друзья, эти выборы мы выиграем".
После вступительного слова, небольшого рассказа о детстве и хвалебного пассажа в адрес Сары Пейлин, выбранной им в качестве кандидата на пост вице-президента, Маккейн перешел к проблемам внутренней политики. Для американцев она приоритетна, поэтому политики всегда рассматривают ее в первую очередь.
"Меня часто называли индивидуалистом, "белой вороной", человеком, который марширует под собственный барабан, – сказал он. – Я работаю не ради партии. Не ради какого-то бизнес-интереса. Даже не ради себя. Я работаю для вас. Я буду бороться с коррупционерами, кем бы они ни были – республиканцами или демократами. Они нарушают закон, и должны быть наказаны".
Маккейн обещал также проверить чиновников обеих партий на предмет нецелевых расходов, остановить притеснение коренных индейских племен, выявить недобросовестных сотрудников Пентагона, разрешить кризис на Ближнем Востоке.
"В самом начале иракской кампании я добивался увеличения нашего военного присутствия, хотя в то время эта идея была совершенно не популярной, – продолжал сенатор. – И когда политические обозреватели стали предрекать мне провал, я ответил, что лучше проиграю выборы, чем позволю моей стране проиграть войну".
В середине речи Маккейн провел небольшую сравнительную характеристику своей программы и тезисов Обамы, рассказав сторонникам, чего тот для них точно не сделает: "Я сохраню налоги на сегодняшнем уровне, а где смогу, постараюсь их урезать. Мой оппонент их поднимет. Я открою новые возможности для нашей торговли для наших поставщиков товаров и услуг. Мой оппонент их закроет. Я сокращу расходы правительства. Он увеличит их. Благодаря моему плану по снижению налогов в стране появятся новые рабочие места. Его планы по увеличению налогов уничтожат вакансии. Моя концепция здравоохранения позволит большему числу американцев оформить качественную медицинскую страховку. Его план… создаст систему, в которой между доктором и пациентом будет стоять бюрократ".
Коснулся Маккейн и энергетических проблем. "Когда я стану президентом, мы сможем запустить крупнейшие национальные проекты за последние десятилетия, – пообещал он. – Мы перестанем платить миллиарды долларов тем странам, которые нас не очень-то любят… Мы увеличим добычу энергоносителей на своей территории. Пробурим новые скважины, пробурим их немедленно. Построим новые атомные станции. Сенатор Обама полагает, что можно стать независимым от поставок чужого сырья, не делая всего этого. Но мы знаем, что это не так".
От нефти и газа республиканец перешел к проблемам международной безопасности. Эти вопросы часто соседствуют, тут ничего необычного нет, а вот то, что Россия у обоих кандидатов упоминается сразу после Усамы бен Ладена и стран "оси зла", не может не вызывать беспокойства в Кремле.
"Мы серьезно подорвали силы "Аль-Каиды" за последние годы, – заявил он. – Но она все еще не повержена, и все еще способна нанести нам новый удар. Иран, стоящий на пути к созданию ядерного оружия, остается главным спонсором мирового терроризма. Лидеры России, разбогатевшие на нефти и испорченные властью, отвергли демократические идеалы и обязательства перед мировым сообществом. Они вторглись в маленькую соседнюю страну, чтобы захватить контроль над нефтяным рынком, запугать других соседей и попытаться реализовать свои имперские амбиции. Храбрый народ Грузии нуждается в нашей солидарности, мы должны молиться за него".
"Как президент, я буду стараться восстановить добрые отношения с Россией, с тем чтобы нам не нужно было опасаться возвращения холодной войны, – заверил Маккейн. – И все же, как бы то ни было, мы не можем закрывать глаза на агрессию и беззаконие, угрожающие стабильности в мире и безопасности американского народа".
"Воинственность" Маккейна, его частые откровения (и в этой речи тоже) о вьетнамских годах, пытках, и закаленном в плену патриотизме, политологи часто противопоставляют "романтичности" и некоторому идеализму, свойственным Обаме. Однако Маккейн напоминает: "Я ненавижу войну. Невозможно представить себе что-либо более страшное".
Что касается оформления съезда, то оно было, пожалуй, несколько беднее, чем у демократов в Денвере – впрочем, этот недостаток с лихвой компенсировало появление на несколько минут президента Буша, хоть и по видеосвязи.
Выборы нового главы государства состоятся в Америке четвертого ноября. Им будут предшествовать телевизионные дебаты между Маккейном и Обамой.
/Интерфакс, Иван Баранов/