MNP - непонятная свобода
Правительство РФ утвердило переходный период для MNP до 7 апреля 2014 года – до этого времени оператор-реципиент вправе самостоятельно определить срок начала оказания услуг абоненту, пришедшему из другой сети
Москва. 29 ноября. INTERFAX.RU - Переносимость мобильного номера (Mobile Number Portability, MNP), вошедшая в лексикон чиновников и журналистов как избавление от "мобильного рабства", появится в России в воскресенье.
Однако возможность сохранить номер, сменив оператора, в первое время будет не у всех абонентов, а те, кто все же сделает это, могут столкнуться с тем, что привычные телекоммуникационные сервисы будут работать плохо.
Неполная готовность
С 1 декабря все операторы должны предоставить абонентам возможность сохранять свой номер при смене поставщика услуг сотовой связи, однако к внедрению MNP, по всей видимости, готова только "большая четверка" сотовых операторов - ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС), ОАО "Мегафон", ОАО "Вымпелком" и Tele2 - которая в совокупности обслуживает 90% российских мобильных абонентов.
"Ростелеком" (с 14 млн абонентов занимает пятое место на российском рынке) 1 декабря запустит MNP лишь в тестовом режиме, к этому времени будет обеспечена техническая готовность ядра сети, заявил представитель компании Валерий Костарев. По его словам, "Ростелеком" будет готов "отдавать" номера с 1 декабря, а "принимать" - с 1 марта 2014 года или раньше, если быстрее намеченного проведет модернизацию биллинговых и других IT-систем.
О готовности остальных операторов - например, поволжского СМАРТСа или уральского "Мотива", - говорить и вовсе не приходится, отметил в беседе с "Интерфаксом" источник на телекоммуникационном рынке.
"В подготовке к MNP не участвуют мелкие операторы - вызовы с их сетей на перенесенных абонентов могут быть не доставлены", - говорится в квартальном отчете "Мегафона".
"Важна готовность к перенесению номеров не только крупнейших, но и всех остальных игроков рынка, иначе это влечет дискриминацию одних абонентов относительно других и создает риски потери части вызовов, проходящих через операторов, не подготовившихся к MNP", - отмечал международный эксперт в области MNP, глава консалтинговой компании Laurasia Associates Джеймс Уайлд.
Даже абоненты "четверки" рискуют оказаться недоступными для звонков с фиксированных телефонов и из-за рубежа, так как маршрутизация вызовов по этим направлениям не налажена, отмечают участники рынка. "Успешность таких вызовов будет определяться готовностью операторов, отдавших номер в другую сеть и участвующих в маршрутизации звонка, корректно перенаправлять вызовы на перенесенные номера. Учитывая, что нормативно-правовой акт, определяющий маршрутизацию, финально на данный момент не принят, возможны проблемы с данными видами вызовов", - заявила "Интерфаксу" пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.
Передача ММS технически осуществима будет только после середины февраля у всех операторов, добавила она.
Кроме того, возможны сбои в прохождении платежей на перенесенные номера - только крупные платежные системы успеют обновить свое программное обеспечение для MNP, полагают источники "Интерфакса" на телекоммуникационном рынке.
Переходный период
Правительство РФ утвердило переходный период MNP до 7 апреля 2014 года, в течение которого принимающий оператор (реципиент) вправе самостоятельно назначать срок переноса номера, но не позднее чем на 15 апреля.
Таким образом, отпускать абонента из сети с сохранением номера будут обязаны все операторы (быть оператором-донором), а принимать (операторы-реципиенты) будут те, кто подготовил сеть. С 8 апреля все операторы будут обязаны осуществлять перенос номера не позднее 8 дней с момента заключения договора с абонентом-физлицом и 29 дней - с абонентом-юрлицом.
Санкции к операторам, не отпускающим абонентов, будут применяться с 1 марта 2014 года - доноры будут обслуживаться таких пользователей бесплатно до момента переноса номера.
И чиновники, и операторы, заявляя о необходимости выполнять требования закона, одновременно призывают абонентов не пользоваться услугой MNP сразу после ее запуска. MNP заработает в полном объеме лишь к концу первого квартала 2014 года, признал вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании у премьер-министра в минувший понедельник. "Рассчитываем, что к концу первого квартала полный набор услуг будет оказываться всеми операторами", - отметил он.
"Подготовка к внедрению MNP оказалась очень сложной, и не по вине операторов. Сроки подготовки нормативно-правовой базы недопустимо затянулись. Некоторые документы были подписаны и опубликованы всего за три дня до 1 декабря. В таких условиях обеспечить корректную подготовку нереально. Поэтому есть серьезные риски для абонентов при запуске MNP с 1 декабря 2013 года", - сказал В.Костарев из "Ростелекома". Для корректной работы MNP услугу должны поддерживать все операторы мобильной и фиксированной связи России в полноценном режиме, а также различные партнеры операторов (платежные системы, банки, дилеры и пр.), добавил он.
В то время как мобильные компании винят в неудачном старте MNP регулятора, не сумевшего вовремя подготовить необходимую нормативную базу, Минкомсвязи утверждает, что "все документы, необходимые для запуска услуги, приняты".
"Были проведены тесты между операторами и тесты взаимодействия с базой данных. Они прошли успешно. Были успешно проведены тесты со всеми участниками процесса, которые изъявили такое желание", - отметил представитель Минкомсвязи.
Однако министерство все же признает, что "возможен период наладки услуги с 1 декабря по 1 марта". "Поэтому мы рекомендуем воспользоваться услугой после новогодних праздников", - сообщили "Интерфаксу" в Минкомсвязи.
"Фактически - и по федеральному закону об ответственности за "неотдачу" номера (вступает в силу с 1 марта 2014 года - ИФ), и по другим нормативно-правовым актам, - государство признало, что в полноценном режиме система MNP заработает весной будущего года", - категоричен представитель "Ростелекома".
"Большая четверка" готова к MNP, но качество не гарантирует
МТС полностью готова принимать и отдавать номера абонентов в рамках MNP. Но корректность работы всей системы зависит от всех участников рынка - от базы данных перенесенных номеров, платежных систем, от всех операторов - как мобильных, так и фиксированных", - заявил "Интерфаксу" представитель компании Дмитрий Солодовников.
"Из-за задержки с принятием нормативной базы все участники рынка вступают в активную фазу тестирования фактически только сейчас, и на первом этапе реализации услуги абоненты всех операторов после переноса номера могут испытывать проблемы с корректностью прохождения звонков, доставки sms и mms-сообщений, услуг мобильного интернета, контент-сервисов", - отметил он.
"Мегафон" полностью готов к MNP, но это не говорит о том, что абоненты могут быть портированы с сохранением качественного уровня услуг, отметил представитель компании.
"Вряд ли MNP в полном объеме нормально заработает с 1 декабря - ни в одной западной стране услуга не внедрялась за один год", - добавил он. По его словам, для полноценной отладки взаимодействия сотовых компаний с оператором базы данных перенесенных номеров необходимо было 8-12 недель тестов. Однако только сейчас организуется сопряжение сетей операторов с финальной версией базы данных: оператор базы - ЦНИИС - выдал технические условия подключения 22 ноября, сообщили в "Мегафоне".
"Введение MNP накануне новогодних праздников и Олимпийских игр, когда нагрузка на сеть значительно возрастает, а стабильность работы оборудования крайне важна, может негативно сказаться на качестве услуги для абонентов", - добавил представитель "Мегафона". "Мы ждем новых абонентов, которые придут к нам после введения MNP, но хотели бы иметь возможность обеспечить им качественные услуги", - отметил он.
"Вымпелком" готов к MNP "практически на 100%", но из-за отсутствия полноценных тестов, полностью воспроизводящих реальные бизнес-процесссы по MNP, на первом этапе не исключены ошибки, сообщила А.Айбашева.
Кроме того, "Вымпелком" не может гарантировать, что остальные игроки рынка, включая локальных региональных операторов, а также платежные системы, банки, контент-провайдеры, полностью готовы к MNP. Потенциальные типовые проблемы - невозможность принять входящие вызовы/SMS из других сетей, некорректное пополнение баланса, сказала А.Айбашева.
"Нигде в мире разработка нормативов и их внедрение не осуществлялись одновременно. Мы видим в этом существенные риски для проекта в целом. Можно точно сказать, что собственный продукт в такой степени готовности "Билайн" на рынок никогда бы не выводил", - отметила она.
"Так что с 1 декабря фактически в масштабах России запускается масштабный пилотный проект - на живых абонентах, а не тестовых SIM-картах, как это принято в подобных случаях", - заключила представитель "Вымпелкома".
"Степень готовности ПО и ядра сети Tele2 на 1 декабря составит 100%", - сказал "Интерфаксу" представитель компании Константин Прокшин. Однако в связи с тем, что ключевые нормативные документы были приняты только в преддверии 1 декабря, у операторов было очень мало времени на тестирование услуги, добавил он.
Конкуренция вырастет и цены снизятся?
Накануне запуска MNP крупные мобильные операторы не проводят публичных рекламных акций, рассчитанных на массовый рынок. Тем не менее, по оценкам Минкомсвязи, уже в первый год действия MNP им воспользуется порядка 4-6% российских абонентов (всего их почти 240 млн), то есть, 9-15 млн человек.
MNP захотят попробовать более 20% абонентской базы сотовых операторов, не согласна международная исследовательская компания EPSI Research Services. По данным исследования, более 58% абонентов знают о скором введении услуги MNP и ожидают ее ввода. "И, несмотря на заверения операторов сотовой связи об ожидаемом маленьком проценте (по разным оценкам от 1% до 5%) ее использования в России, мы не подтверждаем данные оценки. По результатам замера чуть больше 20% абонентов в России планируют использовать услугу MNP после ее введения", - заявили аналитики EPSI по итогам проведенного в сентябре-октябре опроса около 1000 абонентов.
По мнению операторов, уровень проникновения услуг сотовой связи в России (168% на конец III квартала по данным AC&M) и большие показатели оттока абонентов свидетельствуют о том, что большинству людей "мобильное рабство" не мешало менять операторов - для них смена номера не критична.
Хотя "большая четверка" не ожидает массового перетока клиентов в рамках MNP, она признает риски повышения конкуренции, снижения доходов и роста затрат на маркетинг.
Компании не называют размер уже сделанных инвестиций в подготовку сетей к MNP, но отмечают, что речь идет о сотнях миллионов рублей. Так, "Ростелеком" заплатит интегратору "Техносерв", выбранному поставщиком решений по переносимости мобильного номера на сетях оператора и его "дочек", 714,8 млн рублей, отметил В.Костарев.
"Введение новых правил в отношении переносимости номеров в мобильных сетях операторов может привести к оттоку абонентов, а также увеличить расходы на привлечение и удержание", - отмечает МТС в своем квартальном отчете.
"В долгосрочной перспективе переход на MNP вызовет небольшое снижение цен на услуги сотовых операторов за счет усиления конкуренции. Доходы самих операторов могут в краткосрочной перспективе снизиться за счет более интенсивных вложений в маркетинг и дооборудование сетей", - говорится в корпоративном журнале "Мегафона".
"Цены на связь в России и так одни из самых низких в мире, по этому показателю мы сравнимы с такими странами, как Индия или Бангладеш", - отметила А.Айбашева из "Вымпелкома". "Разрушение рынка (путем демпинга - ИФ) невыгодно никому из участников", - добавила она.
Операторы не верят в отток
Накануне запуска MNP операторы неохотно делятся прогнозами о том, как новая услуга повлияет на показатели оттока абонентов (churn), и демонстрируют оптимизм в официальных комментариях.
"После начала реализации услуги сохранения номера при переходе от одного оператора сотовой связи к другому (MNP) в России 1 декабря 2013 года МТС рассчитывает не только не потерять абонентов, но и получить возможность для увеличения доли рынка в стратегически важных регионах", - говорится в квартальном отчете АФК "Система" (MOEX: AFKS) (контролирует оператора).
"Мы прогнозируем, что внедрение MNP в России, скорее всего, будет проходить по "спокойному" сценарию, и услугой воспользуются лишь несколько процентов абонентов. В целом мы ожидаем притока абонентов", - сообщил К.Прокшин из Tele2.
"Мы не ожидаем радикальных изменений: по нашим прогнозам, возможный отток из "Вымпелкома" будет восполнен притоком из других сетей", - сказала А.Айбашева.
"Количество абонентов, не собирающихся менять "Мегафон" на другого оператора, оценивается в 93%. Из чего можно сделать вывод, что нововведение несущественно скажется на абонентской базе "Мегафона", - говорится в корпоративном журнале компании.
До запуска MNP минимальный уровень оттока демонстрировала Tele2 - 7,7% в III квартале. МТС в III квартале показала в России рекордно низкий для себя за четыре года churn - 9,1%. Показатель "Вымпелкома" - 15%, а "Мегафон" churn официально не раскрывает, но, по информации участников рынка, он у компании составил 11,5%.
Как это будет работать
Закон об MNP, подписанный президентом РФ 25 декабря 2012 года, дает абоненту право сохранять номер при переходе к другому оператору в пределах одного субъекта РФ. Для этого абоненту достаточно написать заявление о переходе к реципиенту, который обязан включить его номер в свой ресурс нумерации. В свою очередь оператор, от которого абонент уходит, обязан обеспечить передачу номера.
Оператор-донор и оператор-реципиент при передаче и приеме абонентских номеров взаимодействуют не напрямую, а обращаются к базе данных перенесенных номеров, которая аккумулирует информацию об этих номерах и является ключевым звеном процесса.
Фактическая смена номера для абонентов-физлиц должна произойти в течение 8 дней после подачи заявления (при условии, что у абонента нет непогашенной задолженности перед прежним оператором). Абонент может указать любую желаемую дату переноса номера не позднее 180-го дня с подачи заявления и не ранее 8-го дня для физлиц и 29 дня - для юрлиц. Если абонент не указывает дату, перенос назначается на 8-й день.
В переходный период (до 7 апреля), если оператор-реципиент не готов принять абонента, заявление будет принято, но фактическое переключение может быть назначено вплоть до 15 апреля 2014 года.
Средства, оставшиеся на счету абонента у прежнего оператора, автоматически не будут передаваться на новый лицевой счет: если абонент захочет их вывести, ему придется воспользоваться электронным кошельком.
Абоненты имеют право подавать заявления о смене номера не чаще, чем раз в 70 дней. Плата за перенос номера не может превышать 100 рублей.
Переносу подлежат только "федеральные", или DEF-номера.