У стран НАТО пока есть возможность наладить сотрудничество с Россией в сфере ПРО

Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко рассказал о том, что будет обсуждаться на заседании в Брюсселе 4 декабря

У стран НАТО пока есть возможность наладить сотрудничество с Россией в сфере ПРО
У стран НАТО пока есть возможность наладить сотрудничество с Россией в сфере ПРО
Фото: Reuters

Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - Постоянный представитель России при Североатлантическом альянсе Александр Грушко в преддверии заседания в Брюсселе 4 декабря Совета Россия - НАТО (СРН) на уровне министров иностранных в интервью агентству "Интерфакс" рассказал о повестке дня встречи и о состоянии отношений РФ и альянса.

- Александр Викторович, какие темы выносятся на обсуждение предстоящего заседания Совета Россия - НАТО на уровне министров иностранных дел? Планируется ли подписание совместных документов?

- Мы ожидаем, что разговор пойдет по ключевым вопросам повестки дня отношений Россия - НАТО, прежде всего о выполнении решений лиссабонского саммита Совета Россия - НАТО и дальнейшей реализации проектов практического сотрудничества.

Среди вопросов международной безопасности предполагается продолжение обсуждения наиболее актуальных на сегодня — ситуации в Сирии и Афганистане. В настоящее время мы работаем над подготовкой программы работы СРН на 2014 год - документа, определяющего ключевые направления сотрудничества между Россией и НАТО. Также готовим министерское решение в поддержку запуска нового проекта СРН по безопасной утилизации устаревших боеприпасов на территории России - в Калининградской области.

- В каком ключе будет подниматься тема сирийского кризиса? Будут ли обсуждаться вопросы практического взаимодействия в реализации программы ликвидации химического оружия в Сирии?

- Сирийский вопрос будет обсуждаться в контексте международных усилий в поддержку процесса выполнения резолюции 2118 СБ ООН. Думаю, что министры могут затронуть перспективы политического урегулирования, в том числе созыва "Женевы-2".

20 ноября состоялся полезный разговор представителей государств - членов СРН со cпецкоординатором совместной миссии Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и ООН Сигрид Кааг. Она поделилась оценками потребностей, которые могут возникнуть в процессе транспортировки и последующего уничтожения химических материалов. И очевидно, что международное содействие, как и создание надлежащих условий безопасности, - важное условие для достижения цели уничтожения сирийского химоружия.

- В какой степени отсутствие прогресса в диалоге по ПРО сдерживает развитие сотрудничества между Россией и НАТО? США и НАТО недавно приступили к созданию базы ракет-перехватчиков в Румынии. Не за горами Польша. Насколько это беспокоит российскую сторону? Возможно ли принятие с нашей стороны контрмер военно-технического характера в ответ на эти шаги?

- Конечно, подобное развитие событий не может не вызывать у нас озабоченности. Мы видим, что ПРО США/НАТО в Европе планомерно обрастает "мясом". Нет никакой ясности в отношении "конечной остановки" этого процесса. И решения в отношении реализации той или иной фазы принимаются прежде всего с учетом зрелости соответствующих технологий и реализуемости технических решений.

Диалог в СРН по данной теме зашел в тупик ввиду неготовности стран альянса зафиксировать на договорной бумаге "правила игры" в этой чувствительной сфере, включая предоставление четких юридических гарантий того, что система не будет направлена против России и не будет обладать потенциалом перехвата российских сил ядерного сдерживания. Естественно, это не улучшает состояние отношений Россия - НАТО. На саммите СРН в Лиссабоне в 2010 году было достигнуто понимание, что сотрудничество по ПРО – ключ к выходу на истинно стратегическое партнерство.

Что касается мер с нашей стороны по надежному обеспечению стратегической стабильности и наших законных интересов безопасности, они Россией объявлены и для НАТО секретом не являются. При любом развитии событий безопасность России будет гарантирована. У стран НАТО пока есть возможность оценить ситуацию и принять решения, которые могли бы создать предпосылки для налаживания сотрудничества в сфере ПРО.

- Руководство НАТО призывает Россию к продолжению сотрудничества по Афганистану после 2014 года. Готова ли Россия к такому взаимодействию и в каких формах? Российская сторона неоднократно заявляла, что с учетом переформатирования операции НАТО в Афганистане после 2014 года хотела бы быть в курсе планов альянса в отношении концепции и задач новой миссии, ее международно-правового оформления. Есть ли у нас ясность в этом вопросе, ведется ли диалог с НАТО по данной теме?

- Продолжение взаимодействия с НАТО на афганском направлении было бы в общих интересах. В настоящее время мы обсуждаем возможности дальнейшей реализации и расширения имеющихся практических проектов сотрудничества, в том числе в сфере подготовки афганских техников по обслуживанию вертолетной техники российского производства и сотрудников антинаркотических служб из Афганистана, Пакистана и государств Центральной Азии. Были бы готовы продолжать оказывать содействие НАТО в организации транзита в/из Афганистана, в том числе после 2014 года.

В настоящее время наше взаимодействие основывается на международно-правовой основе – резолюции 1386 СБ ООН. Выступаем за то, чтобы сотрудничество по Афганистану после 2014 года зиждилось на таком же прочном фундаменте. А для этого нужна новая резолюция Совбеза ООН.

Ситуация в Афганистане вызывает у нас серьезную обеспокоенность. Не спадает волна террористических атак. Растет поток наркотиков. Недавний доклад Управления ООН по наркотикам и преступности по производству опия в ИРА за 2013 год свидетельствует о беспрецедентном ухудшении ситуации. Производство опия выросло на 49%, увеличивается площадь территорий, занятых под посевы опийного мака, а без наращивания и консолидации усилий в этой области не удастся решить и другую ключевую для безопасности проблему – терроризма, получающего финансовую подпитку от наркодоходов.

Одним из ключевых элементов афганского урегулирования является налаживание тесного сотрудничества между ключевыми игроками в регионе. В частности, необходима координация усилий НАТО с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая выполняет важную работу по обеспечению безопасности по периметру внешних границ Афганистана.

- Намерена ли российская сторона на предстоящем заседании СРН поднять вопрос о неиспользовании странами НАТО мультимодального транзитного центра в Ульяновске? Может ли РФ закрыть его в случае, если НАТО по-прежнему не будет прибегать к его услугам?

- Условия задействования логистической структуры аэропорта Ульяновска и определение ценовых параметров доставки контейнеров комбинированным способом – это предмет коммерческих переговоров. Решение о транспортировке грузов по "южному", "центральному" или "северному" маршруту страны - участницы Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане принимают самостоятельно, исходя из условий безопасности маршрута, времени транспортировки грузов и накладных расходов.

Со своей стороны, мы заинтересованы в расширении грузопотока через "северный маршрут", в том числе через Ульяновск. И наши партнеры знают, что российские перевозчики готовы сформулировать взаимопривлекательные условия, если через Ульяновск пойдут солидные партии грузов. Вместе с тем такая инертность натовских контрагентов вызывает у нас недоумение, поскольку просьба о создании "мультимодальной" схемы транзита исходит от НАТО.

- Как российская сторона относится к попыткам НАТО возродить старый ДОВСЕ? Есть ли перспективы возобновления участия России в договоре?

- Старый Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) уже не возродить, он безнадежно устарел, что и было констатировано еще в 1996 году, когда было принято решение о параметрах коренной модернизации этого договора. На замену был разработан его адаптированный вариант. Однако страны НАТО оказались не готовы под надуманными предлогами ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ, что привело к еще большей деградации режима контроля над обычными вооружениями в Европе и утере его востребованности в меняющихся условиях безопасности.

Сегодня стоит задача провести комплексный анализ развития военно-политической обстановки в Европе и уточнить роль инструментов режима контроля над обычными вооружениями в укреплении военной безопасности и стабильности. Надеемся, что страны НАТО извлекли необходимые уроки. Возможное новое соглашение в этой области должно отвечать современным реалиям на континенте и отражать баланс интересов его участников. К его разработке необходимо подходить со всей ответственностью, без предварительных условий и контрпродуктивных увязок вопросов собственно контроля над вооружениями с проблемами, не имеющими отношения к ним.

- В какой стадии пребывает реализация совместного с НАТО проекта по безопасному и экологически чистому уничтожению старых боеприпасов в Калининградской области?

- Данный проект пока находится в стадии проработки, его реализация еще не началась. Действительно, речь идет о решении достаточно острой для региона Калининградской области проблемы уничтожения больших запасов устаревших боеприпасов.

В НАТО наработан достаточно богатый опыт безопасной утилизации. Им воспользовались многие европейские страны. Современные технологии, которые предполагается использовать, позволяют осуществлять экологически чистую промышленную утилизацию на месте без необходимости транспортировки взрывоопасных грузов.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });