"Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем"

Доктор медицинских наук Михаил Виноградов рассказал "Интерфаксу" о мотивах, которые могли двигать старшеклассником, устроившим стрельбу в московской школе

"Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем"
"Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем"
Фото с личной страницы vk.com

Москва. 4 февраля. INTERFAX.RU - В понедельник Россию потрясла история, произошедшая в столичной школе № 263: ученик десятого класса вошел в учебное заведение с оружием, убил полицейского и учителя, некоторое время удерживал школьников в заложниках, после чего он был обезврежен и задержан. О том, что могло спровоцировать такой поступок ребенка-отличника, "Интерфаксу" рассказал психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, создатель и руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов.

- Как, на ваш взгляд, можно оценивать такой поступок? Можно ли мальчика назвать психически нездоровым?

- Мальчик психически нездоров с детства. Все его особенности он и сам высказывал ученикам после расстрела учителя.

Пусковой механизм - это нежелание учителя поставить ему “пять” по географии. Такая ситуация решается просто: для мальчика, который хочет быть физиком, математиком, география - не самый важный предмет. В таких случаях в школе идут навстречу: дают возможность пересдать. Учитель на это не пошел.

Мальчик одинокий, замкнутый, с девушкой отношений не сложилось, от друзей сторонится, держится особняком. Родные нажимают на него с одной стороны, отец даже его записывал в секцию самбо, чтобы он стал посмелее в жизни, а школа на него просто не обращает внимания. Ситуация для психически нездорового мальчика тупиковая.

- Можно ли более конкретно говорить о том, какие психологические проблемы способны привести к такому исходу?

- Я не готов говорить о диагнозе. Я могу твердо сказать, что у него есть психическая патология, а какая именно, должна определить сложная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Но патология у него есть, судя по всему его поведению с детства и до последних дней.

- Получается, что ребенок долго вынашивал в себе план совершить преступление?

- Когда он расстрелял обидчика и людей, которые препятствовали ему, он был в состоянии аффекта. Он шел в состоянии накопительного аффекта: у него накопилась злоба, гнев. Здесь вопрос в том, почему к оружию и боеприпасам в семье свободный доступ. И еще важный момент: он прошел с карабинами через весь город, подошел к школе, охранник школы испугался и пропустил ребенка в здание. Его можно понять - когда на него нацелены два карабина.

Мальчик был в возбужденном состоянии, он не просто расстрелял обидчика, а сделал контрольный выстрел в него. Ситуация очень простая: родители что-то предполагали, но мальчика вели на медаль, и дома он был под прессом. В школе всем было наплевать, что с ним, почему он так себя ведет, почему он замкнутый.

В школе есть психологи, завуч по воспитательной работе, учителя - никто на странности мальчика внимания не обращал и не работал с ним. Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем.

- С другой стороны, застрелить учителя - это же не способ решать такие проблемы…

- Мальчик нездоров. А вот ставить конкретный диагноз я без тщательного обследования не готов.

- Состояние аффекта связано с импульсивными действиями, а в данном случае мальчик взял оружие, шел с ним по улице…

- Аффекты есть разные: есть физиологический аффект, когда человек вспыхнул гневом, например, увидел, что обижают девушку, и заступился. Есть патологической аффект - когда кажется, что все против него. А есть так называемый накопительный аффект - когда копится, копится, копится по частям и выплескивается в виде желания убивать.

- В чем помимо невнимания может быть причина такого всплеска? Может быть, дело в компьютерных играх?

- Нет. Компьютерные игры ни при чем, тем более что он ими не занимался. Это очень своеобразный мальчик с психической патологией, трудно социализируемый, живущий в своем мире. Девушек нет, друзей нет, с учителями контакта нет. Дома на него жмут, чтобы он получил золотую медаль. Постепенно все копилось и вылилось в то, что он взял два карабина и не просто побежал убивать учителя географии, а устранять препятствие.

- Известно, что была целая волна таких случаев в Америке. У нас это один из первых случаев. Можно ли говорить о какой-то связи?

- Можно, конечно. Сегодня мы вошли в ту фазу, которая готовит нам похожие с Америкой случаи. У нас таких случаев было много. Но есть понятие “агрессия, направленная вовне”, а есть аутоагрессия. Мы в Екатеринбурге имели восемь самоубийств после ЕГЭ. Напряжение было таково, что люди покончили с собой.

Мы имеем самоубийство в Химках: девушка выбросилась с девятого этажа. Когда постепенно копится обида, она выливается либо в самоубийство, либо в случаи, похожие на тот, что произошел в понедельник.

- А этот мальчик не собирался покончить с собой?

- Может быть, и собирался. Но, поскольку он начал изливать душу своему классу, вероятность, что он готов был застрелиться, уже очень мала. Если он начинает рассказывать свою жизнь одноклассникам с детства, рассказывать, как он в детстве страдал, это уже отодвигает факт самоубийства.

- И всё же почему после целой волны подобных происшествий в других странах теперь это случилось и у нас?

- У нас общество меняется вслед за Америкой. Пока мы не впереди планеты всей по убийствам и самоубийствам. По самоубийствам, в том числе подростковым, мы на третьем месте. В целом Америка нас опережает и по доступу к оружию, и по ментальности. В Америке есть такая поговорка: “Господь Бог создал людей, а полковник Кольт сделал их равными”. Вот полковник Кольт сделал оружие, которое может стрелять в обидчиков, настоящих и мнимых.

- Получается, дело в том, что у нас стало более доступным оружие?

- Да. Здесь вина отца большая. Боеприпасы и оружие должны быть в разных сейфах и не доступны никому, кроме него самого.

- Если я правильно вас поняла, решение подобных проблем может быть в том, чтобы учителя и родители обращали больше внимания на проблемы детей?

- Конечно. Если бы в школе сняли напряженность и мальчику дали получить “пять” по географии, этого бы, безусловно, не было. Он оставался бы странным, замкнутым, но проблем агрессии против окружающих у него бы не было.

- А как родителям определить, когда проблема принимает серьезный оборот?

- Симптомы разные. Для этого в школе есть психологи, которые обязаны это отличать профессионально. Я давать советы всем не готов, потому что каждый будет думать по-своему. А в школе есть специалисты.

Интервью подготовила Наталья Дмитрак.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });