"Росгосстрах" понес убытки из-за скандала с ОСАГО

Ограничение лицензии на ОСАГО обернулось для "Росгосстраха" не только финансовыми, но имиджевыми потерями

"Росгосстрах" понес убытки из-за скандала с ОСАГО
"Росгосстрах" понес убытки из-за скандала с ОСАГО
Фото: ТАСС, Александр Саверкин

Москва. 4 июня. INTERFAX.RU – Банк России на прошлой неделе ограничил действие лицензии "Росгосстраха" на ОСАГО, рынок до сих пор бурно обсуждает уроки этого решения. Спустя неделю активных переговоров руководства ведущей российской страховой группы с регулятором, страховая компания подготовила план выхода из ситуации, он был принят Центробанком.

Пока что страховщик несет прямые и косвенные финансовые потери, но решение об отмене ограничений может последовать со стороны Центробанка в ближайшие дни. Как показал опрос страховщиков, проведенный "Интерфаксом", мера надзора оказала сильное отрезвляющее действие на остальных участников рынка.

Центробанк выбирал между двух зол

Выступая перед страховщиками через несколько дней после опубликования решения об ограничении лицензии "Росгосстраха", заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин признал, что принятое регулятором решение не было лучшим. Однако бездействие надзора в такой ситуации было бы еще хуже.

Представители страхового рынка в этот период обсуждали вопрос, какое количество неснятых предписаний и каких числилось за провинившимся "Росгосстрахом". Одни говорили, что таких несколько штук, другие - что их свыше 380. ЦБ РФ объяснил свое решение стремлением защитить потребителей, ограничение лицензии ОСАГО стало мерой "поведенческого надзора". К финансовой устойчивости организации у регулятора вопросов не было. Зато у Банка России собралось множество жалоб от клиентов - о принуждении клиентов к приобретению дополнительных услуг, о неправильном использовании коэффициента бонус-малус при расчете стоимости полиса ОСАГО, число жалоб быстро росло.

Ожидаемый результат внушения, на который рассчитывал Центробанк, состоялся. "На всех страховщиков урок надзора оказал сильное действие. Руководство нашей компании, например, дало распоряжение о немедленном снятии полученных от Банка России предписаний, их наличие стало расцениваться как криминал, - сообщил представитель одной из крупных страховых компаний. - В компании ежедневно проводятся тренинги с продавцами и страховыми агентами, причем упор делается на безупречную линию поведения в отношении потребителей услуг".

"Росгосстрах" несет потери

Решение Банка России обернулось для "Росгосстраха" прямыми финансовыми потерями. Впрочем, по оценкам эксперта рынка моторного страхования, пока это "не смертельно". Настоящие проблемы начнутся у автостраховщика и у рынка ОСАГО в целом, если перерыв в продажах продлится более месяца.

Естественно, решение регулятора об ограничении влечет имиджевые потери для компании и другие косвенные потери, отметил собеседник агентства. "Этим пользуются конкурирующие страховщики, пытаясь переманить клиентов-юрлиц, определенные препоны для "Росгосстраха" ожидаются при участии в различных тендерах", - сказал он.

Как показал опрос, отношение конкурентов к этой истории достаточно противоречивое.

С одной стороны, считаясь с "Росгосстрахом", как с лидером страхового рынка, автостраховщики хотели бы "благополучного и скорого разрешения конфликтной ситуации", поскольку опасаются общей нестабильности на рынке. С другой стороны - кто мог, постарался воспользоваться затруднениями "Росгосстраха" в своих интересах: продавцы страховых компаний получили распоряжения от менеджмента максимально интенсифицировать работу со своими целевыми аудиториями.

Доходило до злоупотреблений - конкуренты в период ограничения лицензии туманно намекали своим клиентам на дальнейшие проблемы "Росгосстраха" без всяких на то оснований. Они рекомендовали сменить страховщика и предлагали свои услуги. Также использовались для "настройки" клиентов решения рейтинговых агентств о постановке на пересмотр рейтинга "Росгосстрах".

Некоторые злоупотребления в этот период отмечались, по сообщениям конкурентов "Росгосстраха", среди страховых брокеров, которые постарались использовать эту ситуацию для того, чтобы "вбить клин" в отношения группы "Росгосстрах" с клиентами-юрлицами.

Промедление опасно

Сама группа "Росгосстрах" за прошедшую неделю провела значительную работу по снятию предписаний Банка России. Генеральный директор ОАО "Росгосстрах" Дмитрий Маркаров сообщил журналистам, что руководство и акционер группы провели серию встреч с представителями Банка России для обсуждения выхода из сложившегося положения.

"Росгосстрах" на всякий случай разработал вариант альтернативных продаж полисов ОСАГО через вторую компанию группы - ОАО "Росгосстрах" (лицензия была отозвана у ООО "Росгосстрах") . Для этого группа ОАО "Росгосстрах" запросило у Российского союза автостраховщиков дополнительный тираж бланков ОСАГО (1,25 млн штук) под банковскую гарантию и получило согласие на это.

Кроме того, страховщик подготовил общий план действий по улучшению ситуации.

В четверг на Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов сообщил журналистам, что Банк России согласился с предложениями "Росгосстраха" по изменению порядка взаимодействия с клиентами, сейчас эти предложения изучаются.

Швецов высказал мнение, что было бы нерационально перевести продажу полисов ОСАГО с ООО "Росгосстрах" на одноименное ОАО. "Есть лицензии у двух компаний. Но я не думаю, что с точки зрения пользы для их бизнеса это рациональный вариант", - сказал первый зампред ЦБ.

"Росгосстрах" предельно повысит тарифы ОСАГО

Мегарегулятор год назад заявил о введении поведенческого надзора на всех секторах финансового рынка: защита прав потребителей финансовых услуг впервые в новейшей истории Центробанка стала такой же ключевой задачей, как поддержание курса нацвалюты. Первое санкционное решение регулятора на страховом рынке в этом направлении надзора оказалось грому подобным.

Как уверены участники рынка, после того, как Банк России заступился за потребителей, негативная практика продаж "Росгосстраха" будет прекращена. Но без финансовых потерь для страхователей это не обойдется.

"После повышения тарифов в ОСАГО, обусловленных изменением законодательства, "Росгосстрах" установил цены на полисы ОСАГО по нижней границе ценового коридора", - сказал агентству представитель этой компании. - Все другие компании ориентировались в большинстве регионов РФ на верхнюю ценовую границу".

"В среду, 3 июня, ОАО "Росгосстрах" опубликовало тарифы в ОСАГО, которые настроены на максимально высокие значения. Если ограничения с лицензии на ОСАГО ООО "Росгосстрах" будут сняты, такой же линии в ценовой политике будет придерживаться и реабилитированная компании группы. Все тарифы "Росгосстраха" на рынке ОСАГО станут максимально высокими", сказал собеседник агентства.

С таким прогнозом согласился эксперт рынка моторного страхования. "Но это лишь доказывает тот факт, что честные продажи, без принуждения к перекрестным покупкам, без лукавства, невозможны в ОСАГО по умеренным тарифам на большинстве территорий страны", - резюмировал он.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });