Роспотребнадзор предложил блокировать сайты недобросовестных ритейлеров
Москва. 16 июня. INTERFAX.RU - Роспотребнадзор обратился в правительство с предложением блокировать сайты недобросовестных интернет-магазинов и агрегаторов - по аналогии с приостановкой работы традиционных магазинов и ресторанов, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с инициативой ведомства.
По его словам, Роспотребнадзор обеспокоен тем, что интернет-магазины фактически оказываются вне юрисдикции закона о защите прав потребителей. Кроме того, не урегулирована работа интернет-агрегаторов, которые не являются реальными продавцами, но выступают непосредственными получателями денег от потребителей в счет оплаты товаров, представленных на их сайтах.
Ведомство предлагает добавить в закон "О защите прав потребителей" определение поставщика как организации или индивидуального предпринимателя, у которых есть сайт, где представлена информация о реализуемых товарах (напрямую или по договору с продавцом или производителем) и куда потребители могут направлять сообщения о намерении заключить договор купли-продажи.
По замыслу Роспотребнадзора, поставщики должны будут указывать на сайте свой адрес, режим работы и предоставлять потребителям полную информацию о товаре, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки товара.
Предполагается, что проверять сайты поставщиков на соответствие требованиям закона будет Роспотребнадзор. В случае нарушений сайт может быть временно заблокирован на уровне доменного имени.
Правительство поручило Роспотребнадзору совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минюстом и Минфином подготовить проект поправок, касающихся защиты прав потребителей интернет-магазинов, и внести законопроект до 1 сентября.
Российский рынок e-commerce
По данным Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ), российский рынок e-commerce в прошлом году вырос на 31%, до 713 млрд рублей. Из 73 млн россиян, пользующихся интернетом, 40 млн совершают покупки через интернет, причем 20% покупателей оформляют заказ, используя мобильный телефон. Если в 2013 году покупки в онлайн-магазинах оплатили картой 55,3% покупателей, то в 2014 году этот показатель вырос до 61,7%.
АКИТ, созданная в 2012 году, называет целями своей работы установление добросовестных принципов конкуренции, усиление позиций цивилизованный игроков и сокращение доли серого рынка. В состав ассоциации входят крупнейшие электронные ритейлеры "М.Видео", "Эльдорадо", Media Markt, а также игроки из других сегментов - Ozon.ru, Lamoda, "Детский мир", eBay и другие.
Сейчас онлайн-магазины обязаны указывать на сайте юридический адрес или телефон, но на практике это часто не соблюдается, а в случае проблем жаловаться некуда и не на кого, цитируются на сайте АКИТ слова ее исполнительного директора Артема Соколова.
"На настоящий момент у контрольно-надзорных органов нет административного ресурса, позволяющего ограничивать доступ к онлайн-магазинам, нарушающим законодательство в сфере защиты прав потребителей. По моему мнению, такой ресурс у органов исполнительной власти однозначно должен быть", - сказал он.
Под критику АКИТ постоянно попадает "Яндекс.Маркет": представители ассоциации считают, что на этом сервисе встречаются "серые" товары и компании, которые работают незаконно.
"Недобросовестные игроки, представленные на "Яндекс.Маркете", вводят покупателей в заблуждение: например, предлагают один товар по низкой цене, а вместо него продают другой. Зачастую на товары, которые они предлагают, не распространяется гарантийная поддержка", - говорил в прошлом году президент "М.Видео" Александр Тынкован.
Фактически под определение "поставщик", предложенное Роспотребнадзором, подпадают как онлайн-ритейлеры, так и агрегаторы, такие как "Яндекс.Маркет", eBay, AliExpress.