Поиск воды в культурном овраге
Репортаж корреспондентов "Интерфакса" с арт-фестиваля в Выксе
Москва. 23 июня. INTERFAX.RU - "Выкса - это где?" - с таким вопросом столкнулось большинство участников фестиваля новой городской культуры ART-OVRAG, когда они планировали свою поездку. Выкса - это в Нижегородской области. Типичный провинциальный городок с населением чуть больше 50 тысяч человек, четверть площади которого занимает металлургический завод. И тем не менее с 19 по 21 июня в город приехали архитекторы, художники, шеф-повары, танцоры, спортсмены и журналисты со всей центральной России.
Волшебная сила искусства
Центром притяжения культурной элиты стал фестиваль ART-OVRAG, проходящий в Выксе уже пятый раз. Город поначалу производит гнетущее впечатление: серые панельные дома соседствуют с покосившимися избенками, дорог скорее нет, с фасадов зданий смотрят вывески типа "САНтехника для РЕМОнта" и "Бутылочная Бухэн Хаус".
Однако, стоит углубиться в типичные провинциальные дворы, чтобы увидеть, как со стен многоэтажек на тебя смотрят потрясающие граффити известных современных художников. Первым делом мы взглянули на работы Паши 183 - "Сказка о потерянном времени" и рисунок на сваях, видимый только под определенным углом. Затем оказалось, что талантливых и неординарных граффити в городе очень много, что и создало ощущение творческой атмосферы в Выксе.
Но конечно, центром городской активности был парк культуры и отдыха. В разных его частях располагались скейт-площадка, шатер с кулинарными мастер-классами, сцена хип-хопа и уроков брейк-данса и основная сцена, где происходили выступления как местных талантов, так и приглашенных московских исполнителей, в числе которых Young Adults, Ocean Jet и группа Artemiev.
На территории парка то тут, то там можно было отыскать арт-объекты современных художников, выполненные в разные годы фестиваля. Особенной популярностью пользовались деревянная скульптура венгра Габора Соеке "Единорог" и огромные буквы ВЫКСА, по которым с удовольствием лазили детишки и даже взрослые. На берегу одного из прудов - гигантские ступени, изгибом уходящие в небо, под названием "Выксунь вверх!". Потертая надпись гласит, что это "место для созерцания и наблюдения, а также место, где уместно быть вместе".
Центральными событиями фестиваля стали перфоманс в овраге "В поисках воды" и привозной немецкий спектакль "Повседневный Апокалипсис", прошедший на сцене местного Дома культуры.
Перфоманс был показан дважды, и каждый раз собирал все большее количество зрителей. Видимо, сработало "сарафанное радио". Танцевальное шоу в овраге на тему метафорического поиска источника жизни, баланса и красоты завершалось объединением актеров и зрителей - участники перфоманса выходили к людям и крепко обнимали жителей и гостей Выксы. Такое завершение перфоманса вызывало у зрителей неподдельную радость от ощущения причастности к искусству, а может, и просто от объятий молодых юношей и девушек.
Спектакль "Повседневный апокалипсис" завершал фестиваль. На сцене ДК перед выксунцами предстал театр "Трикстер" с постановкой, созданной в содружестве с кельнским ансамблем Светланы Фурер. Постановка по мотивам пьес и интервью Эжена Ионеско шла на немецком языке с синхронным переводом. Абсурдистские диалоги персонажей перемежались со сценами современного танца и театра теней. Сильнейший по эмоциям спектакль нашел отклик в сердцах гостей фестиваля и местных жителей, хотя некоторые и покинули здание в немного растерянных чувствах: все-таки не привыкли выксунцы к таким не классическим постановкам.
Финальную черту мероприятия подвела акция "Вальс памяти" в память о 6355 жителях Выксы, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Участники акции "нарисовали" свечами карту города образца 40-х годов и станцевали вальс выпускников, который не смогли станцевать уходившие на фронт в 1941 году школьники.
Деревянная скульптура Габора Соеке "Единорог" Фото: Интерфакс/Наталья Дмитрак
"Все объекты инвентаризировать"
Три дня "Арт-Оврага" в жизни Выксы и ее гостей - мгновение, пролетевшее перед глазами яркой каруселью впечатлений и культурных открытий. Однако организаторы фестиваля, как и их коллеги, занимающиеся организацией подобных мероприятий в других городах, задаются более глобальной целью - изменить жизнь небольшого российского города к лучшему, познакомить его жителей с последними трендами современного искусства, заинтересовать и вдохновить их.
Многие объекты, помимо того, что являются предметами искусства, несут утилитарную функцию. Так, ежегодно в городе появляются так называемые "Арт-дворы": молодые архитекторы разрабатывают проекты модернизации обычных городских дворов, и проект-победитель воплощается в жизнь для реальных жителей одного из типовых домов города.
В этом году жители одного из дворов обрели уникальную по нынешним временам возможность собраться вместе и накрыть праздничный стол прямо перед своим домом. Не забыли архитекторы и про подрастающее поколение, которое, к слову, в Выксе весьма многочисленно, что сразу бросается в глаза приезжему. Для детей здесь созданы лестницы, турники и "паутина" из веревок, натянутых на одной из выкрашенных в оптимистичный желтый цвет конструкций, по которой можно лазать.
Организаторы фестиваля и представители городской администрации отмечают, что за пять лет проведения "Арт-Оврага", восприятие жителями подобных инициатив постепенно меняется к лучшему. Если изначально местные отнеслись к фестивалю настороженно, то спустя несколько лет они охотно участвуют в предлагаемых им мероприятиях не только как зрители, но и, что очень важно, как соавторы.
"Важный психологический момент заключается в том, что когда кто-то кого-то воспитывает, это не очень интересно. А вот если мы имеем возможность предоставить людям какие-то активности, когда мы не просто воздействуем на психику, а даем возможность поменять свой двор, поучаствовать в спектакле или начать заниматься кулинарией - это то, что нужно людям. Им нужны не воспитательные аспекты, а средства которые мы должны им дать", - считает кандидат психологических наук Гражина Будинайте.
По ее словам, в то время как некоторые люди активно включаются в деятельность фестиваля, большое количество жителей города сначала аккуратно прощупывает почву: "А что это? Мне надо принять в этом участие?".
"Когда они решаются на маленький шаг, мы все в психотерапии знаем, что маленький шаг - переломный", - отмечает она.
В свою очередь организатор "Арт-Оврага" Ирина Седых подтверждает мнение психолога.
"Важно не только признание в сообществе, премии, гранты и еще что-то. Для нас очень важно мнение жителей Выксы, для которых мы делаем этот фестиваль. Нам кажется, отношение к фестивалю очень изменилось: оно было очень критичным, осторожным, но сейчас, по прошествии пяти лет, люди не просто критикуют, если им не нравится или не просто хвалят, если что-то понравилось, а присутствует анализ - почему что-либо им нравится или не нравится. Люди перешли к анализу, что им хотелось бы увидеть в своем городе. Это более активное отношение к себе, к жизни, к своему городу. Это может стать большой движущей силой, которая может привести к изменению городского пространства", - сказала Седых на пресс-конференции в день открытия фестиваля.
Она отметила, что в настоящее время создатели "Арт-Оврага" рассматривают возможность объединить участвовавших в подготовке фестиваля волонтеров в арт-сообщество, которое будет функционировать круглый год.
"Проект мы начинали придумывать для подростков - думали, что им можно предложить вместо наркотиков и алкоголя. Тогда и родилась идея молодежного фестиваля. Получилось, как нам кажется", - подчеркнула она.
При этом Седых отметила, что в фестивале активно принимает участие и взрослое население города.
"В первый год около сцены, где проходил мастер-класс по брейк-дансу, стояли две пожилые женщины и пританцовывали. Мы поняли, что задели сознание не только подростков Выксы, но и более взрослых жителей города", - заключила организатор.
Идею проведения фестиваля одобряет и городская администрация. Мэр Выксы Владимир Кочетков пообещал поддерживать все объекты, оставшиеся после "Арт-Оврага" в хорошем состоянии.
"Сейчас моим коллегам поставлена задача все объекты инвентаризировать - присвоить им инвентарный номер и поставить их на бюджет на обслуживание", - сказал Кочетков, отметив, что это касается и многочисленных граффити, нанесенных на стены домов.
По словам мэра города, у администрации города в планах и развитие туризма.
"Однако это одним днем не решается, это складывается из многих составляющих. Восстановление монастыря, "Арт-Овраг" - есть много составляющих, которые придадут нашему округу привлекательность", - сказал он.
Перфоманс "В поисках воды" Фото: Интерфакс/Наталья Дмитрак
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги
Воодушевленные оптимизмом организаторов и полные впечатлений от всего увиденного и услышанного, мы обратились к начальнику управления культуры, туризма и молодежной политики городского округа Выкса Елене Васиной.
Елена, обаятельная, энергичная и, очевидно, знающая свое дело женщина, поведала нам, что фестивальное движение в целом в городе активно живет и развивается: в Выксе и ее окрестностях ежегодно проходит около 15 фестивалей по различным видам творчества, областных, региональных и районных, и это дает ощутимый результат для развития культуры города и его туристического потенциала.
"Когда построили детскую площадку на "Арт-Овраге", в спортивных магазинах поднялись продажи досок и велосипедов", - отметила она.
Однако в целом, по мнению Васиной, основной вектор развития направлен на традиционную культуру, в то время как новые начинания требуют затрат, на которые не всегда хватает финансовых средств.
"У нас есть некая традиционная культура, которая спускается сверху - мы в рамках ее получаем свое финансирование. А сейчас у молодежи есть тяга к другим формам. Есть современные направления, которые нужно было бы открыть, но финансирования на них мы не получим", - пояснила она.
Проблема финансирования - ключевая и в вопросах, касающихся развития в Выксе туризма. Собственно, "Арт-овраг" проходит на деньги местного завода и металлургической компании, а бюджетных средств для развития подобных инициатив не хватает.
"Фестиваль очень много дал толчков для развития определенных направлений, вовлеченность людей растет. Посещаемость фестиваля год от года растет. Как жителей больше вовлекается, так и больше приезжих. У нас есть определенные проблемы с туристическим направлением, потому что средств размещения не хватает. Есть пара гостиниц, но не хватает более социальных вещей, мы об этом подумали, к следующему году будем делать кемпинг, может быть, хостел появится", - сказала чиновница.
При этом, по словам Елены, у Выксы огромный туритический потенциал, а местные власти готовы работать над составлением программы развития.
"У нас неимоверное количество объектов культурного наследия. В каком они состоянии - это второй вопрос. К сожалению, общее их восстановление, по приблизительным оценкам, стоит порядка 10 млрд руб. Понятно, это не на один год. Меценаты привлекаются, поэтому постепенно мы до 2020 года напишем программу развития. Там пропишем, какие объекты будем восстанавливать. Где взять такие миллиарды, чтобы восстановить сразу? Росохранкультуры идет навстречу, говорят, давайте по мере вашего видения, присылайте концепции развития, мы их посмотрим, изучим, напишем программу восстановления", - сказала Васина.
Но в любом случае, для получения государственного финансирования необходимо, чтобы большую часть проекта покрывали средства спонсоров, а это крайне непростая задача, тем более во времена финансового кризиса.
"Все кричат, что нужно развивать внутренний туризм, особенно по малым городам. Я поездила по всяким семинарам, что я оттуда выношу? - ну ищите спонсора, ребята, если у вас, условно, больше 50% стоимости проекта покроют спонсоры, то мы вам так и быть процентов 20-30 дадим. Вот как здесь быть?" - говорит чиновник.
При этом, по словам Васиной, необходимо устранять несовершенства законодательства в области культуры. Для этого необходимо выступать с инициативой к федеральным властям.
"У нас плохая нормативная база в культуре, у нас ее практически нет. И федеральная, и Нижегородская - это же бред полный. Нормально работать просто нереально, четких формулировок нет, понятий, индикаторов, показателей эффективности, они все витиеватые, мне не нравится, я люблю конкретику, все должно быть четко. Нужно выходить с инициативой к федералам", - подчеркнула начальник управления культуры, туризма и молодежной политики.
"Как мне сказал один умный человек: "Вот будет президент у нас актером, тогда и займемся культурой", - шутит она.
Екатерина Мальцева, Наталья Дмитрак