Какие российские фильмы показали в конкурсе ММКФ
Обзор трех отечественных картин из основного конкурса Московского Международного кинофестиваля
Москва. 25 июня. INTERFAX.RU - В основном конкурсе ММКФ в этом году три российских картины: фрик-шоу от Андрея Прошкина, предвоенная производственно-экзистенциальная драма Александра Миндадзе и живописное полотно Ирины Евтеевой.
"Орлеан"
режиссер Андрей Прошкин
У Орлеана - маленького города посреди алтайской степи – общего со своим французским тезкой только, собственно, название. Однажды сюда приезжает человек со странной профессией "экзекутор" (так написано и на его визитках) в исполнении Виктора Сухорукова. Как и велит должность, он начинает изучать прегрешения местных жителей, связками доставать скелеты из шкафов и выносить моральные приговоры.
На первый взгляд кажется, что "Орлеан", действие которого разворачивается в провинциальном российском городе, где на первом плане оказываются глава полиции (Виталий Хаев), врач местной больницы (Олег Ягодин) и парикмахерша свободных нравов, такая Хелена Бонем Картер из народа (Елена Лядова), будет социальной критикой - чем-то вроде "Левиафана". Но это не так: фильм, хотя и не уходит от российских реалий, не пишет им эпитафию.
"Орлеан" скорее работает с другими материями - абсурдно-магическими (сами создатели говорили, что фильм снят в жанре гротеска): женщин здесь пилят пополам, за дверью заброшенной уборной посреди степи может оказаться современный офис, а в окно вдруг заглядывает кошка размером с человека. Потому картину, скорее, хочется сравнить с "Шапито-шоу" и "Даун Хаусом".
Необычному и интересному сюжету не приходится удивляться – автором сценария стал широко известный Юрий Арабов ("Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину", "Фауст").
При интересном сюжете и прекрасных актерах действию не хватает упорядоченности, даже несмотря на резонирующий и обнуляющий все счета финал. Но за фильмом остаются прекрасный визуальный ряд (в захолустном городе и степи отыскался яркий своеобразный мир) и отличное музыкальное сопровождение - его написала британская группа The Tiger Lillies. В широкий прокат фильм выйдет уже в сентябре.
"Милый Ханс, дорогой Петр"
режиссер Александр Миндадзе
После пакта о ненападении 1939 года Германия и СССР устанавливают хозяйственные отношения, и в Союз на завод по производству оптического стекла приезжает группа немецких инженеров во главе с профессором Отто. Тот одержим идеей создания, как бы сейчас сказали, линзы нового поколения, но выходит один брак. На заводе шныряют конвоиры, немцы чувствуют себя заложниками ситуации, глушат напряжение алкоголем и постоянно срываются друг на друга. Титульный герой (немецкий актер Якоб Диль) поначалу кажется самым уравновешенным из них и даже слегка забитым. Внимание на нем фокусируется не сразу, а заявленный в названии Петр (Андрюс Даряла) появляется чуть ли не на втором часе фильма, и, хотя играет важную роль в развитии сюжета, экранного времени ему уделяется мало, да и реплики его напересчет.
Так что забудьте о названии фильма и не принимайте во внимание его синопсис о "дружбе" между советским рабочим Петром и немецким инженером Хансом. Как и в предыдущем фильме Миндадзе "В субботу", действие которого разворачивалось в первый день после взрыва на Чернобыльской АЭС, герои "Милого Ханса..." существуют в атмосфере предчувствия неотвратимых, фатальных перемен. С этим болезненным беспокойством справляются по-разному: кто-то играет в шахматы, кто-то, как Ханс, постоянно и ото всех бежит, а кто-то решается на радикальные меры.
К потрясающей финальной сцене с опасной бритвой не остается никаких сомнений, что это фильм в первую очередь о Хансе. Примечательно, что в названии, под которым картина выйдет в иностранный прокат, оставлено только его имя. А в иностранный прокат она выйдет точно, как минимум в Германии и в англоязычных странах (у фильма немецкие и британские сопродюсеры). Судьба российского проката фильма пока не определена, но радует уже то, что кино в принципе состоялось.
Фильму изначально отказали в бюджетных средствах: якобы одним из условий господдержки был перенос времени действия на начало 1930-х годов. В возглавляемом министром культуры Владимиром Мединским Российском военно-исторического обществе (которое, кстати, является инициатором установки памятника князю Владимиру) настаивали на том, что накануне войны сотрудничество между Россией и Германией не могло быть таким "активным". На пресс-конференции после показа фильма Миндадзе заявил, что "никаких категорических условий" ему не ставили, но в любом случае у него есть "достаточно большая школа" прохождения цензурных барьеров. В итоге большая часть действия фильма, как и было задумано, происходит незадолго до начала войны.
"Арвентур"
режиссер Ирина Евтеева
Фильм Евтеевой интересно не только и не столько смотреть, сколько рассматривать, подобно живописному полотну. Тем, кто знаком с техникой режиссера, это сравнение не покажется удивительным. Снятые кадры она проецирует на стекло, по которому рисует пальцами, а потом нарисованный кадр снимается снова, и так далее. В итоге получается особый вид мультипликации. Это долгий процесс. "Арвентур", например, создавался два года, из них только 10-12 дней ушло на сами съемки.
Пространство "Арвентура" заселено героями Александра Грина (слово "Арвентур" тоже придумал он) и персонажами даосской притчи о художнике и императоре. Соответственно, фильм поделен на две части. В основе первой — гриновский рассказ "Фанданго" о бедном молодом человеке Александре Кауре (актер Владимир Кошевой), который из холодного зимнего Петербурга 1921 года шагает в "картину солнечной комнаты" и оказывается в доме на берегу моря в знойном Зурбагане. Вторая часть - "Тайна морского пейзажа" - механически связана с первой именем рассказчика, а в глобальном смысле — темами: живопись - реальность, художник — власть, художник — общество.
Зыбкая граница между одним придуманным миром и другим – это одна из особенностей фильма. Что перед нами? Картины китайского художника? Мечты голодного петербуржца суровой зимой? Где находятся это море, этот сад, эти павлины, эти цыгане, эти испанцы? "Это фантомы, граждане, нет никаких испанцев!" - кричит герой "Фанданго", когда в петербургском Доме ученых заморская делегация раскладывает свои дары перед завороженной, изголодавшейся по красоте публикой. Подобные мысли наверняка будут посещать и некоторых зрителей, которым хочется, чтобы все было четко и понятно, но "прорыв в реальность", по признанию Евтеевой, не ее стиль.
Это изысканная картина, в основе которой — многообразие литературных источников (сценарист — сама Евтеева), внимание к каждой детали, каждому звуку (музыку написал продюсер картины Андрей Сигле), каждому жесту. В российский прокат фильм должен выйти осенью.
Катя Загвоздкина, Анна Лалетина