Итоги 2015: Фармрынок – спектакль за кулисами

Основными трендами уходящего года в фармацевтике стала консолидация розничного рынка, отказ от публичности ряда компаний и расширение зарубежных игроков на российском рынке

Итоги 2015: Фармрынок – спектакль за кулисами
Итоги 2015: Фармрынок – спектакль за кулисами
Фото: ТАСС, Донат Сорокин

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU – Год уходящий был богат как ожидаемыми, так и совершенно непредсказуемыми событиями в российской фармотрасли. Продолжившаяся консолидация розничного рынка, отказ от публичности ряда российских фармпроизводителей, расширение присутствия зарубежных игроков на внутреннем рынке стали основными трендами 2015 года.

Кое-что уже удалось реализовать, но многое еще предстоит сделать в 2016 году. Будет ли общественность оповещена о происходящем в отрасли и насколько своевременно это будет сделано - большой вопрос. Ведь 2015 год показал, что фармсообщество становится все более закрытым, а самое интересное и важное все чаще происходит за кулисами, нежели на авансцене фарминдустрии.

Не прошло и года, а всего лишь два

Основным ньюсмейкером 2015 года опять стала "Аптечная сеть 36,6", которая наконец-то завершила слияние с аптечной группой A.v.e. Объединение компаний было анонсировано еще в 2013 году, но свершилось только два года спустя, хотя менеджмент и обещал провести крупнейшую сделку на розничном фармрынке значительно раньше.

Судя по срокам, долгожданная сделка прошла не так легко, как планировалось. "Аптечная сеть 36,6" трижды собирала акционеров, чтобы те одобрили допэмиссию. Дважды собрания были признаны несостоявшимися из-за отсутствия кворума, и лишь в октябре 2014 года удалось набрать необходимое количество голосов, и сделка "прошла".

Но и на этом преграды на пути к объединению не закончились. Группа миноритариев "36,6", не согласных с планами компании, стала активно обращаться во всевозможные министерства и ведомства, требуя воспрепятствовать сделке. По их словам, действия руководства компании нарушают их права и интересы. Но многочисленные письма и заявления не принесли ожидаемого результата, и в конце сентября 2015 года объединение компаний было завершено.

Структура мажоритарных акционеров "36,6" Владимира Кинцурашвили и Ивана Саганелидзе Palesora Limited внесла в качестве оплаты допэмиссии 100% долей операционных компаний - ООО "Аптека-А.в.е" и ООО "Аптека-А.в.е-1". В результате A.v.e Group стала частью группы компаний "36,6", а доля Palesora выросла до 78,96%.

Это, пожалуй, главное событие в жизни компании, о котором она в уходящем году сообщила рынку. Но самое интересное, как всегда, остается за кадром. Демонстрируя необычайную сдержанность и выдержку по части официальных комментариев, аптечная сеть, тем не менее, постоянно оказывалась в центре всевозможных слухов, которые будоражили рынок.

Осенью фармацевтическое сообщество активно обсуждало намерение "36,6" купить дистрибутора Alliance Healthcare Russia, принадлежащего американскому аптечному гиганту Walgreens Boots Alliance. Когда стороны опровергли сделку, рынок решил, что планируется нечто совершенно противоположное - Alliance купит "36,6". Но и эта догадка не нашла своего подтверждения. На этом, однако, пересуды не закончились. Доброжелатели "продали" "Аптечной сети 36,6" одного из крупнейших конкурентов - А5 Group, но и эта сделка не была подтверждена.

Отрицая сделки, обсуждаемые рынком, о дальнейших планах по развитию компании сама "Аптечная сеть 36,6" говорит довольно сдержанно. Такое поведение аптечной сети неминуемо наводит на мысли о каком-то новом "проекте" мажоритариев группы, которые из года в год удивляют рынок своей активностью и предприимчивостью.

Закулисные игры

Как известно, не бывает дыма без огня. История с продажей аптечной группы А5, которая на протяжении нескольких месяцев волновала рынок, оказалась правдой. Вот только с покупателем никто не угадал. Предлагаемые рынком возможные претенденты - и "Аптечная сеть 36,6", и группа "Протек", которая развивает аптечную сеть "Ригла", - оказались неверным ответом на этот ребус. Покупателем выступил банкир Роман Авдеев, который уже успел "изнутри" изучить и производственный, и розничный сегменты фармрынка.

Совладелец Московского кредитного банка Авдеев (МКБ - основной кредитор "Аптечной сети 36,6") стал заметной фигурой фармотрасли в 2013 году, когда купил у "36,6" 51% фармпроизводителя "Верофарм". Потом он довел долю в компании до 98,3% и продал ее американской Abbott.

Летом текущего года вице-президент "МКБ Капитал" (управляет активами Авдеева) Андрей Крюков вошел в совет директоров "Аптечной сети 36,6". Затем в результате допэмиссии "МКБ Капитал" стал владельцем 5,4% аптечной компании, однако спустя месяц продал свою долю.

На этот раз Роман Авдеев задумал, наверное, самую масштабную сделку на российском аптечном рынке. Банкир покупает А5, а затем объединяет ее с "Аптечной сетью 36,6", в результате чего появится новый безоговорочный лидер розничного фармрынка.

По данным аналитической компании DSM Group, по итогам трех кварталов 2015 года доля "36,6" на коммерческом рынке составляет 3,3%, А5 - 2,4%. Количество принадлежащих им аптек на конец сентября оценивается в 917 и 1091 точек соответственно. Таким образом, в результате слияния объединенная компания вырвется в лидеры и оставит далеко позади "Риглу" (доля 3,5%, 1387 аптек).

Под занавес уходящего года Роман Авдеев закрыл сделку покупки контрольного пакета А5. ООО "Концерн "Россиум" (владеет активами Авдеева, включая 70,02% МКБ) выкупил у мажоритариев А5 Романа Буздалина и Сергея Солодова 68,75% компании. Второй акционер аптечной группы - фонд Baring Vostok Private Equity Fund V (31,25%) сохранит свою долю в компании.

Пока Роман Авдеев медленно, но верно реализовывает задуманное, другие игроки аптечного рынка тоже не стоят на месте и активно участвуют в процессе консолидации розницы: крупные игроки прибирают к рукам менее влиятельные компании в федеральном масштабе, но вполне значимые в регионах своего присутствия.

На передовой в этом плане в уходящем году оказалась ГК "Роста", основным акционером которой является Давид Паникашвили. Если в 2014 году аптечная сеть "Радуга" (входит в "Роста") присоединила к себе петербургскую сеть "Первая помощь", то в 2015 году компания приобрела нижегородского дискаунтера "Ладушка". В результате аптечная сеть выросла до 1,1 тыс. точек, которые работают в 46 российских городах.

Но по-прежнему остаются на аптечном рынке и приверженцы органического роста. Одним из представителей этого лагеря можно назвать аптечную сеть "Ригла". В планах компании закрыть 2015 год с 1,5 тыс. аптек, показав прирост к 2014 году на 25%. В следующем году компания планирует расти не меньшими темпами. Увеличивать сеть планируется, прежде всего, за счет органического роста, приобретение аптек рассматривается, но крупные сети приобретать не планируется, сообщал "Интерфаксу" глава компании Александр Филиппов.

Прощание с публичностью

Если на розничном рынке самой обсуждаемой компанией неизменно становится "Аптечная сеть 36,6", то среди производителей этих лавров удостоен "Фармстандарт". Компания, которая также не отличается особой открытостью в общении с рынком, по уже давно сложившейся традиции после долгого затишья "вывалила" на рынок значимые новости, не комментируя и не объясняя происходящее.

Структура основных акционеров фармпроизводителя Виктора Харитонина и Егора Кулькова Augment Investments в середине года объявила о намерении выкупить все GDR "Фармстандарта", а в дальнейшем и вовсе довести свою долю в компании до 100%, сделав крупнейшего российского фармпроизводителя частным.

Отмечалось, что, если мажоритарии получат такое количество GDR, которое при конвертации в акции вместе с уже имеющимися ценными бумагами "Фармстандарта" составит более 75%, то Augment конвертирует GDR и объявит об обязательном предложении по покупке оставшихся акций. При консолидации более 95% Augment проведет принудительный выкуп акций, чтобы довести свою долю в компании до 100%.

Готовясь к столь важной операции, мажоритарии "Фармстандарта" заручились поддержкой уже известного рынку Александра Шустера, который прославился после мегасделки 2013 года, когда продал "Фармстандарту" загадочную сингапурскую Bever Pharmaceutical за $590 млн (за актив он получил 18,74% "Фармстандарта" и еще $48 млн деньгами). На этот раз Шустер договорился с мажоритариями фармпроизводителя о продаже принадлежащих ему 6,4% акций "Фармстандарта" за $53,24 млн, а также GDR (10,03% акционерного капитала компании). В случае выставления обязательного предложения мажоритариев о покупке акций компании, Шустер обещал предъявить оставшиеся 2,41% акций.

Задуманное совладельцам "Фармстандарта" пока что удалось реализовать только частично. Из находящихся в обращении расписок акционеры выкупили половину (11,55% уставного капитала), еще 6,4% акций компании Харитонин и Кульков приобрели у Шустера. В результате доля партнеров в компании выросла с 54,32% до 72,27%.

Зачем совладельцы компании, которые являются настоящими мастерами по раскачке рынка (стоит только вспомнить 2013 год, когда выделение безрецептурного брендированного бизнеса в отдельную компанию и покупка сингапурской Bever унесла больше половины капитализации "Фармстандарта"), затеяли эту операцию, они не скрывают. По их мнению, лучшей судьбой для "Фармстандарта" будет потеря публичности. В частной компании, отмечают они, легче принимать стратегические решения. Кроме того, упрощение корпоративной структуры и управления компании позволит повысить операционную эффективность и сократить расходы.

"Фармстандарт" стал не первой российской фармкомпанией, решившей отказаться от публичности. Годом ранее о таких планах заявил "Верофарм", после того как основным собственником фармпроизводителя стала американская Abbott. В конце марта текущего года акции "Верофарма" перестали торговаться на Московской бирже, а месяцем позднее Банк России освободил компанию от обязательного раскрытия информации.

Приобретенная "российскость"

Под занавес уходящего года российская фармотрасль получила своеобразный новогодний "подарок" от власти - подписанное правительством постановление, ограничивающее госзакупки иностранных лекарств. Рынок ожидал документа уже давно, но долгий процесс обсуждения и согласования в министерствах и ведомствах послужил причиной "заморозки" процесса.

Постановление, условно называемое "третий лишний", устанавливает, что если в госзакупках участвует хотя бы два производителя из какой-либо страны-члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС), то производители из третьих стран не допускаются к участию. Ограничения распространяются только на лекарства, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и выпускаются как минимум двумя локальными производителями. Этим критериям соответствуют 282 препарата, на них и будут распространяться ограничительные меры.

При этом для рынка, особенно для представителей глобальной фармотрасли, стало приятной неожиданностью, что иностранная компания может считаться локальной, если она упаковывает препараты в странах ЕАЭС, до конца 2016 года. Раньше планировалось, что этот критерий будет действовать только до конца 2015 года. С 2017 года компания должна будет производить в этих странах по крайней мере готовую лекарственную форму, чтобы считаться локальным игроком.

Рынок реагирует на постановление достаточно сдержанно. Оно и понятно, ведь о нем было известно уже давно, все упиралось только в сроки его подписания, которые постоянно сдвигались. Некоторые иностранные производители, как будто предчувствуя, уже давно стали усиливать свое присутствие в России, приобретая или строя новые производства, часть из которых была запущена в 2015 году.

Уходящий год, действительно, был плодотворным по части запуска в России новых производств иностранной фармой. Так, в апреле датская Novo Nordisk запустила завод под Калугой, двумя месяцами позже под Санкт-Петербургом был введен завод швейцарской Novartis. "Закрыла" год шведско-британская AstraZeneca, которая в октябре запустила завод в Калужской области.

Но строительство завода, впрочем, как и его приобретение, - дело долгое и затратное, к тому же не всегда отвечающее экономике компании, поэтому на такой шаг решаются не все. Более популярным способом закрепиться на российском рынке является локализация производства на мощностях местных предприятий. Это, кончено, тоже долгоиграющий проект, требующий определенных инвестиций, но тем не менее они не сопоставимы с временными и денежными затратами, неизбежными при строительстве или покупке производства.

В любом случае, несмотря ни на что, даже в кризис растущий российский рынок привлекает иностранные компании, которые в один голос твердят, что они не уйдут из России, а будут стараться расширять свое присутствие в стране. Так, германская Boehringer Ingelheim продолжает искать партнера для локализации производства своих биотехнологических препаратов, японская Takeda рассматривает сделки M&A и уже ведет соответствующие переговоры, а индийская Lupin и вовсе покупает ставропольский фармзавод "Биоком".

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });