Александр Стерник: Проблема вербовки людей в ИГИЛ в Центральной Азии стоит остро
Директор третьего департамента стран СНГ МИД РФ рассказал о возможности проникновения боевиков ИГ в Россию через страны СНГ и работе по предотвращению вербовки в ряды террористов
Москва. 4 января. INTERFAX.RU - Директор третьего департамента стран СНГ МИД РФ Александр Стерник рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Веронике Вишняковой о мерах, предпринимаемых для укрепления границы Таджикистана и Туркменистана с Афганистаном из-за возрастающей угрозы ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России), возможности проникновения боевиков в страны СНГ, укреплении российских военных баз в регионе Центральной Азии, а также о совместных мерах по противодействию террористической угрозе.
- В последнее время обостряется ситуация на севере Афганистана у границы с Таджикистаном и Туркменистаном. Планирует ли Москва принимать участие в укреплении границы?
- Не только планируем, но и вносим самый активный вклад в такую работу. С момента огласки планов Международных сил содействия безопасности Афганистана стало ясно, что вооруженная оппозиция в этой стране будет стремиться заполнить "вакуум" безопасности, воспользоваться хрупкой ситуацией, особенно – что важно для нас - в северных районах, прилегающих к Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану. Мы совместно с союзниками по ОДКБ и в контактах с Ташкентом, Душанбе и Ашхабадом ведем обмен информацией на сей счет. Продолжается подготовка пограничных и других специалистов в целях обороны от угроз с юга.
Таджикистан имеет наиболее протяженную афганскую границу со сложным рельефом. Там горные участки в тысячу километров поднимаются вверх на четыре тысячи метров! Разумеется, мы координируем практические шаги по укреплению таджикской границы, согласовываем мероприятия на случай осложнения обстановки на ее наиболее опасных участках.
Что касается Туркменистана, то наши партнеры исходят из того, что положение на их участке границы с Афганистаном надежно контролируется. Мы знаем об усилиях Ашхабада по укреплению погранбезопасности. Большинство соседей Афганистана, включая страны Центральной Азии, тем не менее, предпочитают совместные усилия, привлечение проверенных временем партнеров, не имеющих иной повестки дня, кроме обеспечения стабильности в регионе. Россия – один из них. Мы искренне заинтересованы именно в этом. Ведь Центральная Азия – "южные ворота" в нашу общую зону безопасности. В любом случае Ашхабад может быть уверен в готовности своих друзей оказать ему содействие, причем без каких-либо политических оговорок или скрытых замыслов.
- Планирует ли Москва разместить свой военный контингент на таджикско-афганской границе для ее защиты или расширить присутствие своей 201 военной базы в Таджикистане и укрепить ее в связи с угрозой ИГИЛ со стороны Афганистана?
- Планов размещения полноценного контингента, насколько мне известно, нет. Напомню, что в августе 2005 года таджикское руководство решило обеспечивать свою погранбезопасность собственными силами. Тем не менее у нас сохраняется высокий уровень пограничного сотрудничества. В ОДКБ по просьбе официального Душанбе разрабатывается комплекс мер по укреплению таджикско-афганской границы. Эти меры рассматривались на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ 21 декабря в Москве. Нами также допускается возможность применения коалиционной группировки войск России и Таджикистана, если потребует обстановка. В том числе и с этой целью оптимизирована структура и схема размещения 201 российской военной базы в Таджикистане. Повышена ее боеготовность. На нынешнем этапе с учетом положения дел в приграничье это наиболее эффективная модель сотрудничества.
- Насколько велика вероятность того, что боевики ИГИЛ могут проникнуть в страны СНГ и Россию через афганско-таджикскую и афганско-туркменскую границу?
- По информации наших партнеров, ресурс на укрепление этих участков границы с Афганистаном существенно увеличился. Мы это высоко ценим. Разумеется, есть объективные трудности, справиться с которыми непросто любому государству. Прежде всего, речь идет о протяженности границ. В случае с Таджикистаном ее длина превышает 1300 километров, с Туркменистаном - 745 километров. Сложный природный рельеф в первом случае, вроде бы, должен мешать прорыву крупных сил, но, вместе с тем, перекрыть все "козьи тропы" от просачивания мелких групп крайне трудно. Чтобы повысить уровень безопасности, таджикские власти при нашей поддержке используют современные средства наблюдения за приграничной остановкой.
Туркменская граница проходит в основном по равнинной местности. Здесь риски прорыва могут быть выше, и ресурсы для плотного прикрытия требуются на порядок больше, чем, скажем, в случае с узбекско-афганской границей в 137 километров. Поэтому Россия, соседи Туркменистана, его партнеры по СНГ с доброжелательным вниманием следят за усилиями туркменских друзей по укреплению, по сути, наших общих южных рубежей. Уверен в нашей готовности оказать и более конкретную поддержку в случае необходимости.
Мы информируем туркменских партнеров о проводимой нами работе с пограничными службами Киргизии и Таджикистана. Они осведомлены о решениях ОДКБ на сей счет. В качестве ассоциированных участников Содружества наши друзья, уверен, следят за работой Совета командующих погранвойск СНГ. В условиях, когда ситуация в Афганистане далека от стабильной и происходит фрагментация сил вооруженной оппозиции, крайне сложно для "прифронтового" государства в одиночку выстроить свою модель безопасности.
-Как вы оцениваете проблему вербовки людей в ИГИЛ в регионе Центральной Азии? Насколько велика опасность для России?
Действительно, ИГИЛ - новый фактор на нашем "пороге". Но он влияет пока на обстановку в Афганистане. Прямое воздействие ИГИЛ на центральноазиатские государства я бы назвал ограниченным. Вместе с тем необходимо следить за ростом возможностей ИГИЛ, особенно в свете того, что ряд радикально-экстремистских организаций уже присягнули ему на верность. В их рядах немало этнических выходцев из государств ЦА и российских регионов. Совокупный потенциал этих сил, помноженный на планы внешней экспансии - объект самого пристального внимания со стороны спецслужб Центральной Азии и России во взаимодействии, конечно, с властями Афганистана. Правоохранительные органы стран Центральной Азии не только фиксируют, но и обезвреживают пособников ИГИЛ среди местного населения. Наши компетентные органы сотрудничают между собой, чтобы пресечь рост экстремистских "метастаз" как вглубь, так и вширь. Ведь в свой халифат ИГИЛовцы планируют включить территории многих стран, в том числе российское Поволжье.
- Как вы уже сказали, ИГИЛ планирует захватить достаточно большую географическую территорию и устроить на ней халифат. В их планы входит также и захват Пакистана, который имеет ядерный арсенал. Может ли Исламабад гарантировать безопасность своего ядерного оружия от ИГИЛ и других террористических группировок? Готова ли Москва содействовать защите ядерного арсенала Пакистана?
- Я не занимаюсь Пакистаном, но могу сказать, что этот вопрос возникал и раньше, и не в связи с ИГИЛ. Уверен, что ядерные державы в курсе потенциальных рисков в этом отношении. Не сомневаюсь, что делается все необходимое, чтобы не допустить угроз, о которых вы говорили.
- Возвращаясь к теме вербовки: есть ли данные, сколько людей из стран Центральной Азии переходят на сторону ИГИЛ?
- Данные по численности завербованных ИГИЛ лиц постоянно уточняются. Наш президент недавно заявлял о, как минимум, четырех тысячах выходцев из России и других стран СНГ. По линии наших компетентных ведомств ведется обмен информацией и он показывает, что проблема стоит остро. Это связано с щедрым финансированием и пропагандой ИГИЛ среди наиболее ущемленных слоев населения. Обычно это те, кто не видит для себя жизненных перспектив, например, в экономически депрессивных районах. Играет свою роль и ложный эффект от временных успехов ИГИЛ в Ираке и Сирии. К сожалению, полтора года т.н. коалиция во главе с США лишь возилась с ИГИЛ, не причиняя ему серьезного урона. Наши ВКС за несколько недель сделали то, что коалиция не смогла за весь период своего существования. Несмотря на это, процесс пополнения рядов ИГИЛ продолжается. Не менее опасно и то, что ИГИЛ призывает вести "священную войну по месту жительства" - то есть, не отправляясь в Сирию, Ирак, Афганистан. Этой угрозой мы должны озаботиться сообща. Разумеется, приоритет будет отдаваться силовым методам борьбы, но важно не забывать и о ее социально-экономической составляющей. Внимания требует залечивание "ран" от межэтнических ссор и конфликтов кое-где в регионе. Актуальна задача занятости в густонаселенной Ферганской долине, создания благоприятных условий для развития торговли между приграничными областями, требующими опережающего развития. Именно по такому пути в свое время пошло наше правительство на Северном Кавказе. Социальная база сепаратизма была сведена на нет с помощью целенаправленной социально-экономической политики и инвестиций.
- Осуществляется ли взаимодействие между Россией и странами Центральноазиатского региона по противодействию вербовке людей в ИГИЛ?
- По линии ведомств, разумеется, ведется соответствующая работа. Помимо ИГИЛ в разработке, насколько мне известно, имеются и другие радикально-экстремистские группировки. Свои усилия на этом направлении объединяют союзники по ОДКБ. В СНГ проводятся встречи руководителей спецслужб, разрабатываются совместные мероприятия антитеррористического характера. Отмечу выполнение Россией обязательств по оснащению вооруженных сил Таджикистана и Киргизии. Часть передаваемых нами материально-технических средств может идти на нужды спецподразделений и погранслужб. Увеличен боевой потенциал наших военных баз в Таджикистане и Киргизии, их авиационных составляющих, в том числе для воздушного наблюдения на южном фланге зоны ответственности ОДКБ.
-Насколько остро стоит вопрос вербовки в ИГИЛ среди мигрантов из региона Центральной Азии, приезжающих в Россию? Ведется ли какая-то работа по противодействию данного явления?
- Проблема - в контроле за теми, кто под видом трудящихся мигрантов приезжает сюда с целью запутать следы и незаметно попасть в зоны вооруженных конфликтов. Известно о некоторых цепочках переправки таких "рекрутов". Полагаю, что масштаб этой проблемы несколько снизится по мере реализации нововведений в нашем миграционном законодательстве и в сотрудничестве с иностранными государствами. В частности, мы готовим переход к организованному набору иностранных трудящихся, приезжающих в Россию без визы. При такой системе можно получать более точную информацию о целях и месте работы каждого отдельного иностранца, о его работодателе и тому подобное.
- Чуть более месяца назад госсекретарь США Джон Керри впервые совершил турне по странам Центральной Азии. Как вы могли бы прокомментировать эту поездку и ее результаты? Как Москва относится к данной инициативе? Насколько ревностно в МИД восприняли, что он поехал в страны, находящиеся, так сказать , в сфере наших интересов?
- Центральная Азия привлекает своими очевидными преимуществами. Они заключаются в возможности более короткого и дешевого транзита, чем по морю, товаров между Азией и Европой. Регион богат ресурсами и обладает емкими рынками. Не только США, но и Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Европейский союз это хорошо понимают. Сами государства Центральной Азии осознают свое значение с точки зрения геополитического расклада и экономических прогнозов. Они умело пользуются этим в интересах безопасности и развития. Мы, разумеется, воспринимаем такой порядок вещей адекватно и с пониманием. Наша главная задача – сохранить и по возможности нарастить свои торговые и инвестиционные позиции. Доля России во внешнеэкономических связях стран ЦА весьма внушительна. Наш товарооборот уникален тем, что отличается высокой структурированностью. За нами сохраняются значительные инвестиционные ниши не только в ТЭК, но и в перерабатывающем секторе, в телекоммуникациях. Привлекательной остается модель российского светского образования, которое по показателю "цена-качество" очень конкурентоспособно. Мы продолжаем оказывать помощь развитию некоторых стран региона. За последние шесть лет она превысила отметку в пять миллиардов долларов. Это по меркам международного донорства – весьма внушительно.
Что касается визита госсекретаря США, то за этим стоит, видимо, потребность подправить потускневшее реноме в регионе. Ревности, конечно, мы не испытываем. Напротив, открыты к конструктивному сотрудничеству. Для России красными линиями будут лишь попытки мешать интеграционным процессам на евразийском пространстве, подрыв стабильности в соседних с нами государствах, дискредитация политики России, ее культурно-гуманитарного значения для региона, который соседствует с мусульманским миром, проходящим, как все мы видим, этап бурной трансформации.