Юрий Трутнев: есть устойчивое заблуждение, что перерабатывать сырье у нас не хватит ума

Вице-премьер РФ рассказал о новых инвестпроектах на Дальнем Востоке и переговорах с Намибией

Юрий Трутнев: есть устойчивое заблуждение, что перерабатывать сырье у нас не хватит ума
Вице-премьер РФ, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев
Фото: пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Москва. 30 мая. INTERFAX.RU - Вице-премьер РФ, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, в конце мая предпринял рабочую поездку в Анголу и Намибию. В Анголе в рамках визита Трутнева было подписано соглашение между АЛРОСА и ангольской Endiama о создании предприятия по разработке алмазного месторождения Luaxe (Луаше). В Намибии Трутнев, являющийся сопредседателем российско-намибийской межправительственной комиссии, провел переговоры о расширении экономического сотрудничества в разработке минерально-ресурсной базы, в атомной сфере, машиностроении. В интервью "Интерфаксу" Трутнев рассказал об итогах своих переговоров с намибийскими властями, новых инвестпроектах на Дальнем Востоке, а также коснулся некоторых направлений деятельности курируемых им компаний АЛРОСА и РусГидро.

- Юрий Петрович, в ходе поездки в Намибию вы как председатель российско-намибийской межправкомиссии проводили переговоры о сотрудничестве во многих отраслях. Диалог был непростым, не всегда стороны предварительно осуществляли активную коммуникацию по своим темам. По каким направлениям удалось, тем не менее, добиться прорыва?

- Важным результатом стало то, что президент Намибии Хаге Готтфрид Гейнгоб дал жесткое указание юридическим ведомствам согласовать проект соглашения о мирном использовании атомной энергии, который долго находился в подвешенном состоянии. Он сказал, что в течение недели это должно быть сделано. Мы надеемся, что это послужит интенсификации сотрудничества в атомной сфере.

Мой коллега сопредседатель комиссии Нетумбо Нанди-Ндайтва поставила задачу всем министерствам подготовиться к следующему заседанию межправкомиссии, которое состоится в октябре. И до октября не просто посмотреть, какие проекты соглашений у кого потерялось, а решить эти вопросы. В таком режиме можно попытаться достичь успехов.

Кроме того, я встречался с первым президентом Намибии Сэмом Нуйома, с которым мы достаточно подробно говорили о том, что дружбу между нашими странами, возникшую в период борьбы Намибии за независимость, сегодня надо поддерживать укреплением экономических связей. У господина Нуйома есть серьезное влияние в стране, и он обещал мне употребить его для того, чтобы нацелить коллег на более продуктивное сотрудничество.

- В последний день визита в Намибию вы вернулись к дальневосточной повестке и провели встречи с главой фармацевтической компании Aspen и организаторами проекта строительства завода по утилизации мусора на Дальнем Востоке. Расскажите об этих проектах.

- Aspen хотел бы создать обучающий центр на базе Дальневосточного федерального университета. Об этом и было подписано соглашение. Разговор идет об обучении российских врачей технологиям использования препаратов, которые Aspen производит, и технологиям лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Это первый шаг, но в принципе они готовы думать о локализации производства медицинских препаратов в РФ, возможно, в том же Владивостоке.

Что касается мусороперерабатывающего завода, то это пока предложение - построить такой завод на территории Дальнего Востока. Стоимость проекта - около 18 млн евро. Я предложил пообщаться с администрацией Сахалинской области, там сейчас занимаются такой проблемой. Для острова вопрос утилизации мусора более чувствителен. Кроме того, я считаю, что организаторам проекта неплохо бы поговорить с Москвой, потому что в Москве реализуется большой проект в этой сфере. В итоге у Сергея Собянина будет возможность выбрать наиболее эффективную технологию и с экономической и с технологической точек зрения.

- Что касается сотрудничества с Намибией в сфере добычи полезных ископаемых - в составе делегации было руководство АЛРОСА. Какие вопросы обсуждались с намибийскими коллегами?

- Возникло предложение поработать вместе в части сбыта. Мы ушли от De Beers более 10 лет назад, Намибия сейчас шаг за шагом уходит от De Beers. Почему бы не подумать о совместных инициативах в сбыте? Это позволит сэкономить средства и более эффективно работать.

- Для этого АЛРОСА нужно приобретать лицензии и осваивать месторождения в Намибии?

- Необязательно. Можно создать совместное предприятие по реализации. Могут быть разные формы.

- De Beers работает в Намибии, в том числе, на морских месторождениях. В России пока нет таких технологий. Возможен ли приход АЛРОСА в оффшорные проекты на шельфе Намибии?

- Возможен. По крайней мере, интерес к этому у компании есть. Это экономический вопрос. Я считаю, что административно вмешиваться в такие темы не нужно. Надо посчитать, сколько стоит судно, каково содержание алмазов в извлекаемой породе и их возможная стоимость, срок окупаемости проекта. В итоге составляется картина привлекательности проекта. Здесь есть только одна проблема - содержания очень сильно разнятся, на некоторых территориях отличия по содержаниям почти в 100 раз. Поэтому экономический анализ будет несколько приблизительным.

Насчет технологий. Речь идет о выходе в море аналога большой драги - судна с пылесосом, который засасывает песок вместе со всем находящимся рядом. А дальше идет обычная обработка, как и с породой, которая добывается на земле. АЛРОСА с осторожностью относится к таким проектам, речь идет о приобретении нового оборудования и выходе на новый вид добычи. Они будут думать, сейчас пока никакие решения не приняты.

- Перенесемся на Дальний Восток. Там также работает АЛРОСА. В прошлом году под вашим патронажем был запущен Евразийский алмазный центр (ЕАЦ) во Владивостоке. Можно ли подводить первые итоги, насколько ЕАЦ эффективен? Могут ли появиться новые резиденты кроме KGK?

- Мы создали ЕАЦ в сентябре прошлого года. За это время решение о локализации производства на российском рынке приняла одна из крупнейших мировых компаний этого сектора, KGK. Уже завезено оборудование и в ходе следующего Восточного экономического форума откроется предприятие по обработке алмазов. Мне кажется, это хороший темп. Да, я бы совсем не возражал, если на наш рынок подобным образом выйдут еще одна или две компании, возникнет конкуренция. Процесс уже пошел, как только KGK приняла это решение, в АЛРОСА поступили сигналы от других компаний о том, что и им это интересно.

Нам нужно проломить лед. Существует устойчивое заблуждение, что в России можно только добывать сырье - например, нефть и алмазы, а перерабатывать у нас не хватит ума. Это не имеет ничего общего с действительностью и мы должны доказать делом обратное. Поэтому мы постепенно занимаемся тем, что перетаскиваем в нашу страну рабочие места, налоги. Здесь нет быстрых решений. Это все мы будем отвоевывать шаг за шагом, учась лучше работать, контролируя себестоимость и качество.

- Как планируется мотивировать других зарубежных игроков алмазного рынка для локализации огранки в РФ? В Намибии, к примеру, эта проблема решена за счет введения системы бенефикации - зарубежный недропользователь отдает часть добытого в стране сырья для внутренней переработки...

- Мы работаем на конкурентном рынке, здесь нельзя взять и скомандовать. Мы не будем устанавливать какие-то квоты, нарушать основные рыночные принципы. Да, мы хотели бы, чтобы сырье обрабатывалось у нас, но заманивать будем преференциями, созданием неких особых условий, а не ставя ультиматумы.

- Достаточно ли одного ЕАЦ для решения задачи развития отечественной огранки или возможны другие инициативы в этом направлении?

- Сначала надо создать пример конкурентоспособности гранильной отрасли в РФ на площадке ЕАЦ. Убедимся, что мы можем. Потом посмотрим, что еще нужно наладить в механизмах, для того чтобы создать в России дополнительные рабочие места в этой сфере. Если мы почувствуем, что процесс двигается, но нужны определенные меры господдержки, мы готовы рассмотреть разные предложения. Можно, к примеру, у АЛРОСА чуть поменьше забирать дивидендов, но использовать часть прибыли компании для поддержки ограночных предприятий.

- АЛРОСА в прошлом году заявила, что на эти цели пойдут 1,5 млрд рублей, сэкономленные от отмены экспортной пошлины на алмазы. Получается, этой меры недостаточно или она не реализована?

- Она не реализована. К сожалению, пока эта система не заработала. Коллеги мне все докладывают, что они проводят титаническую работу, только результатов у нее нет. Ее надо довести до конца.

- Ранее вы аргументировали позицию о нецелесообразности дальнейшего сокращения доли РФ в АЛРОСА именно возможностью получить сопоставимый доход за счет дивидендов от компании. Не получится ли так, что если часть дивидендов пойдет в другой карман, коллеги по правительству, отвечающие за приватизацию, получат дополнительный аргумент?

- В правительстве работает много разных людей, и у них разная позиция. Мое мнение заключается в том, что АЛРОСА продавать не надо. АЛРОСА - уникальная компания, она лидирует на рынке. Это компания номер 1 в мире, у нас таких компаний, мягко говоря, немного. Другие коллеги считают, что бюджету настолько нужны деньги, что надо продавать. Это нормальная дискуссия, по итогам которой в прошлый раз было принято решение о дальнейшей приватизации. Но это не значит, что я не могу высказывать свою позицию в следующий раз. Что касается дополнительного аргумента в пользу приватизации - я не думаю, что направление части дивидендов на поддержку огранки станет таковым.

- АЛРОСА лидирует по объему добычи, но не по выручке от продаж. Вы неоднократно говорили, что сбыт АЛРОСА недостаточно прозрачен. Возможны ли какие-то инициативы в этой сфере для того, чтобы компания в обозримой перспективе стала номером один не только по добыче, но и по деньгам?

- Сейчас новый руководитель компании Сергей Иванов старается во всех этих вопросах разобраться. Я ему стараюсь не мешать и под руку не подталкивать. Но мы с ним это обсуждали и его эти вопросы очень интересуют. Он тоже выступает за увеличение прозрачности в системе продаж. Посмотрим, что будет в результате у него получаться. Абсолютно идеальных процессов не бывает, и на вопрос, насколько удастся повысить эффективность работы АЛРОСА за счет обеспечения полной транспарентности сбыта, я сейчас не отвечу. И это, честно говоря, вопрос не мой и не правительства РФ. Это вопрос в большей степени к представителям менеджмента.

- Одним из элементом повышения инвестпривлекательности Дальнего Востока является корректировка энерготарифов, которые с 1 июля понижаются до уровня среднероссийских. Пока на 3 года, но заявлялось о возможности продления этого режима на 10 лет. Идет ли обсуждение этого вопроса, какие есть точки зрения?

- Мы пока не обсуждали этот вопрос [продление на 10 лет]. Нам надо сейчас довести до ума решение о снижении на 3 года: произвести перерасчет и обеспечить выход всех нормативных актов. Перед отъездом я проводил согласительное совещание, все коллеги согласились, но за время моего отсутствия эта тема опять стала притормаживать. Мнения при обсуждении изначально были разные, но президент РФ принял решение. Поэтому теперь всем коллегам надо его просто исполнять.

- Ваше мнение как председателя совета директоров РусГидро: стоит ли компании участвовать в алюминиевых проектах (достройке Тайшетского и Богучанского заводов) или они непрофильны для компании?

- Структура возможной сделки сейчас для РусГидро выглядит более сбалансированной. РусАл сильно изменил структуру предложения. В новой структуре предложения РусАла есть над чем подумать. Они очень сильно улучшили свое предложение с точки зрения интересов РусГидро и практически ни в какой форме не просят денег с РусГидро. Я попросил комитет по инвестициям при совете директоров РусГидро внимательно проанализировать предложение Олега Дерипаски и вынести на совет директоров свое мнение. Если комитет поддержит, будем выносить на совет директоров и обсуждать.

Конечно, алюминиевые проекты - может быть не совсем то, чем должна заниматься РусГидро. Конечно, это может вызывать дополнительные экономические риски в будущем. Но если выбирать, будет ли создан новый высокотехнологичный завод по производству алюминия в Сибири или не будет, то я лично как гражданин России голосую "за". Поэтому здесь, кроме мнения РусГидро, могут быть и другие составляющие решения. РусГидро в принципе занимает корректную позицию - менеджмент компании отвечает за профильную работу. Но у правительства РФ более широкая повестка, оно отвечает за всю экономику и социальную сферу страны. Кроме того, РФ является крупным акционером компании. Поэтому в рамках правительства может быть принято другое решение.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csesr', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });