Минкультуры назвало критерии для господдержки современного искусства
Москва. 20 июля. INTERFAX.RU - В Минкультуры РФ хотят, чтобы подведомственные ему учреждения поддерживали современное искусство, при этом уверены, что государство должно поддерживать только то, что не оказывает деструктивного воздействия на массовое сознание, традиционные ценности общества.
Ранее СМИ сообщили о распространении Минкультуры РФ циркуляра, в котором говорилось о разграничении понятий "актуальное" и "современное" искусство. Согласно документу, под современным следует понимать искусство, создаваемое нашими современниками вне зависимости от того или иного художественного направления или формы выражения. А под актуальным - искусство, содержащее в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, имеющее существенное значение в современную эпоху, вне зависимости от времени создания.
"Вышедшее циркулярное письмо - это очередной шаг в работе министерства культуры РФ по поддержке современного искусства. Более того, мы хотим, чтобы поддержку современному искусству оказывали и органы управления культурой в регионах, и подведомственные министерству учреждения. (...) Но необходима ясность в вопросе о том, что такое "современное искусство", - привели журналистам в ведомстве слова первого замминистра культуры Владимира Аристархова в четверг.
"Искусство очень многогранно, и мы рады развитию и процветанию любых его форм. Но поддерживать государство должно не всё подряд, а только то, что соответствует целям и задачам государственной культурной политики. То, что не оказывает деструктивного воздействия на массовое сознание, на нашу культуру, на традиционные ценности нашего общества", - выразил уверенность замминистра.
По словам Аристархова, российскому обществу навязывается ложное словоупотребление: что современное искусство обязательно должно быть эпатажно, провокационно и нетрадиционно.
"Но ведь это совсем не так. Современное искусство - это то, что делается нашими современниками. Существует множество его представителей, которые придерживаются традиционных ценностей, используют классические формы искусства - но при этом не менее актуальны, чем авторы, экспериментирующие с новыми формами", - заметил он. По словам Аристархова, главным является содержательная составляющая, смыслы, которые произведение искусства доносит до людей, что можно сделать как с помощью традиционных форм, так и новыми способами. Говоря об актуальном искусстве, замминистра отметил, что зачастую общество сталкивается с ложными утверждениями. "Например, что оно непременно должно быть нетрадиционным и провокационным. Но ведь актуальное - это то, что волнует нас сегодня, что важно для нашей жизни. При этом далеко не всегда это может быть сделано современниками", - пояснил он. В качестве примера Аристархов привел работы Александра Пушкина, Федора Достоевского, Льва Толстого и других, которые "будут актуальны всегда, поскольку в них поднимаются вопросы, важные для людей любой эпохи". "А сейчас за актуальное искусство часто пытаются выдать нечто, вряд ли содержащее в себе какие бы то ни было смыслы вообще", - заметил Аристархов. "Зачастую проблемы, которые кажутся актуальными какой-то маргинальной группе людей, преподносятся как актуальные для всего общества, навязываются ему", - выразил уверенность он.
"Важно понимать, какое влияние то или иное произведение искусства оказывает на нашу культуру, на наши ценности. И для этого недостаточно лишь точки зрения автора или так называемого "куратора", зарабатывающего на этом авторе. Оценивать необходимо объективно, с проведением культурологических исследований и привлечением специалистов, которые могут оценить степень и направление воздействия данного вида искусства на человека", - пояснил замминистра.
Он заметил, что каждый имеет право на свободное творчество, но оценка воздействия тех или иных произведений искусства - не только право, но и обязанность органов управления культурой.
"И государственная поддержка может быть оказана только в том случае, если это воздействие не будет разрушительным для нашего общества", - заключил Аристархов.